Место дисциплины в структуре ООП ВПО. Современный русский язык

Современный русский язык.

Фонетика

Учебно-методический комплекс дисциплины

по направлению 050100 «Педагогическое образование»
профили «Русский язык», «Литература»

Волгоград

Содержание

Программа учебной дисциплины

Тематический план

Матрица формируемых компетенций

Карта обеспеченности дисциплины литературой

Учебно-методические материалы лекционного курса

Учебно-методические материалы практических занятий

Учебно-методические материалы лабораторных занятий/ практикумов

Учебно-методические материалы для организации СРС

Справочно-информационные материалы

Фонд оценочных средств для проведения контроля

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

Филологический факультет

Кафедра русского языка и методики его преподавания

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

________________ В. В. Зайцев

« ___ » _____________ 201__ г.

Современный русский язык

Программа учебной дисциплины

по направлению 050100 «Педагогическое образование»
профили «Русский язык» и «Литература»

Волгоград

Обсуждена на заседании кафедры русского языка и методики его преподавания

« ___ » _________ 201__ г., протокол № ____

Зав. кафедрой русского языка

и методики его преподавания _____________ ______________ ____________
(подпись) (зав.кафедрой) (дата)

Рассмотрена и одобрена на заседании учёного совета филологического факультета

« ___ » __________ 201__ г., протокол № ____

Председатель учёного совета
филологического факультета _____________ ______________ ____________
(подпись) (дата)

Утверждена на заседании
учёного совета ФГБОУ ВПО «ВГСПУ» «___» ___________ 201__ г., протокол № ____

Отметки о внесении изменений в программу:

Лист изменений № _____ _____________ ________________ ___________
(подпись) (руководитель ООП) (дата)

Лист изменений № _____ _____________ ________________ ___________
(подпись) (руководитель ООП) (дата)

Лист изменений № _____ _____________ ________________ ___________
(подпись) (руководитель ООП) (дата)

Разработчики:

Колокольцева Татьяна Николаевна, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания ФГБОУ ВПО «ВГСПУ».

Провоторова Елена Юрьевна, старший преподаватель кафедры русского языка и методики его преподавания ФГБОУ ВПО «ВГСПУ».

Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 22 декабря 2009 г. № 788; ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки России от 17 января 2011 г. № 46) и учебного плана по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (профили «Русский язык» и «Литература»), утверждённого Учёным советом ФГБОУ ВПО «ВГСПУ» (от 30 мая 2011 г., протокол № 10).

Цель и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины является формирование у будущих бакалавров системы знаний в области современного русского языка, а именно: изучение, анализ и соотнесение всех уровней языковой организации (фонетического, морфемного, лексического, морфологического и синтаксического).

Задачи освоения дисциплины:

– дать студентам понятие о системе русского языка, определить основные единицы языковой системы русского языка и их свойства, ознакомить с взаимовлиянием единиц разных уровней языка в потоке речи;

– привить студентам умение выполнять фонетический анализ слова в артикуляционно-акустическом аспекте, а также словофонематическую и морфофонематическую транскрипцию слова в соответствии с концепциями Московской и Петербургской фонологических школ, а также графический, орфографический и орфоэпический анализ слова;

­– способствовать выработке у студентов навыков лексико-семантического анализа слов, умения видеть за фактами современного русского языка историю их становления и развития;

– познакомить студентов с основными понятиями русской морфологической системы, её категориями, значениями и формами;

– обучить приёмам анализа частей речи, их категорий, значений и форм;

– представить спорные теоретические вопросы современного синтаксиса;

– выработать навыки синтаксического анализа минимальных (синтаксема, словосочетание), основных (простое предложение, сложное предложение) и комплексных (многочленное сложное предложение, ССЦ, текст) синтаксических единиц

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Современный русский язык» (Б3.В.3) относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин.

Областью профессиональной деятельности бакалавров, на которую ориентирует дисциплина «Современный русский язык», является образование.

Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров:

– обучение,

– воспитание,

– развитие.

Профильной для данной дисциплины является педагогическая профессиональная деятельность бакалавров. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:

в области педагогической деятельности:

– изучение возможностей, потребностей, достижений учащихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития;

– организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области;

– организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности;

– использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий.

Для освоения дисциплины «Современный русский язык» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Введение в языкознание», «Методика обучения русскому языку», «Русская диалектология», «Историческая грамматика русского языка», «Культура речи», «Практикум по орфографии и пунктуации», а также дисциплин по выбору «Методика обучения русскому языку в средних и средних специальных учебных заведениях», «Методика НИРС по русскому языку», «Инструментальная и экспериментальная фонетика», «Лексика говоров Волгоградской области», «Трудные вопросы орфографии», «Трудные вопросы пунктуации»:

– знание предмета и задач лингвистической науки, разделов языкознания;

- знание базовых лингвистических понятий, терминов;

- умение применять полученные знания и умения на практике;

- умение владеть основными методами и приемами анализа лингвистического явления.

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Методика обучения русскому языку», «Общее языкознание», «Филологический анализ текста» и дисциплин по выбору «Экспрессивный потенциал народной речи», «Отражение эмоций в языке и речи», «Образная и фигуральная речь в публицистике и рекламе», «Инструментальная и экспериментальная фонетика», «Интернационализмы в лексической системе русского языка», «Активные процессы в современном русском синтаксисе», «Трудные вопросы преподавания русского языка», «Проблемы лингвистического анализа».

Наши рекомендации