Синтаксис – раздел грамматики, изучающий словосочетания и предложения, а также их роль в речи

Билет №1.

Вопрос 1. Словосочетание как единица синтаксиса.

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий словосочетания и предложения, а также их роль в речи.

Словосочетание- это сочетание двух самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически. Одно из них является главным, а другое зависимым. От главного слова задаётся вопрос к зависимому, такая грамматическая связь называется подчинительной:

любоваться (чем?) закатом.

Модель словосочетания показывает, какое из двух слов является главным, а какое зависимым и какими частями речи они выражены.

Словосочетание не выражает законченной мысли.

· Для того, чтобы построить словосочетание, слова нужно связать между собой по смыслу и грамматически.

· Словосочетания образуют только связанные между собой самостоятельные слова.

· Грамматическим средством связи является окончание зависимого слова или окончание и предлог: восхищаться (чем?) красотой, лежать (где?) на лужайке.

· Наречия с главным словом связаны только по смыслу, т.к. не могут изменяться и употребляться с предлогами (рассуждать (как?) смело).

Виды словосочетаний:

· Именные – прил.+ сущ.(солнечный день), сущ.+ сущ.(расписание уроков), прил.+ сущ. (красный от мороза).

· Глагольные – глаг. +сущ.(смотреть в окно), нареч.+ глаг.(быстро бежать).

Не являются словосочетаниями:

1. Грамматическая основа предложения. (Наступила весна.)

2. Грамматические формы существительных с предлогами, т.к. предлоги не являются самостоятельными частями речи. (Возле озера, по дороге.).

3. Однородные члены предложения, потому что среди них нет главного и зависимого слова. (Лес и озеро; говорит и пишет).

4. Слова, входящие в состав фразеологизма, т. к. его значение близко к значению одного слова. (Он бежал сломя голову = быстро).

Вопрос 2. Правописание корней с чередованием.

Замену одного звука другим внутри одной морфемы называют чередованием.

Чередоваться могут гласные и согласные звуки.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов определяется составом слова, его лексическим значением и местом ударения в слове.



Чередование гласных в корне слова
Чередование Корни Примеры Примеры
о//а -кос-//-кас- -лож-//-лаг-     Буква а пишется, если после корня есть суффикс –а-, Буква о пишется, если после корня нет суффикса –а-. Коснуться – касаться Изложение – предлагать
-рос-//-раст-//-ращ-   Буква а пишется перед ст, щ Росли – расту – выращивать
-гор-//-гар- -твар-//-твор- Под ударением – а, без ударения – о. Загореть – загорать, Тварь –творение (искл. Выгарки-утварь)
-клан-//-клон-, -кап-//-коп-, -брас-//-брос- Под ударением – а и о , без ударения – о. Кланяться, поклон – клониться, откапывать, копать –подкоп; Подбрасывать, бросить – бросок.
-зор-//-зар- Под ударением – о, без ударения – а. Заря,зарница; Зори, зорька (искл. Зорянка,зоревать)
-плавн- // -пловн- Всегда пишется а, кроме слов искл. Плавать, поплавок (искл. Полвец, пловчиха)
-скач-// - скоч- Без ударения перед К пишется а, О – перед Ч. Скакать, скакун, скачет, Выскочка, подскок
-мак-//-мок- А – если слово имеет значение «погружать в жидкость»; О – если слово имеет значение «впитывать влагу» Макать- опускать в воду; Промокнуть (салфеткой).
-ровн-//-равн- А – если слово обозначает «одинаковый с чем-то»; О – если слово обозначает «ровный, гладкий» Равнять, наравне (искл. Ровесник, поровну, уровень), Ровнять, выровнять (искл. Равнина)
-позд-//-пазд- -коп-//-кап- -спор-//-спар- Без ударения пишется о, под ударением в глаголах на –ивать, - ивать – пишется а. Опоздать –опаздывать Копать – выкапывать Спорить - оспаривать
и//е -бир//-бер- -блис-//-блест- -дир-//-дер- -жиг-//-жег -мир-//-мер -пир-//пер- -стил-//-стел- -сид-//-сед- -тир-//-тер -чит-//-чет Буква и пишется, если после корня следует суффикс –а-. Буква е пишется, если после корня нет суффикса –а-. Выбирать –выберу Блистать- блеснуть Отдирать – отдеру Прожигать –выжегший Умирать – умиреть Запирать-запиреть Застилать- застелить Сидеть – восседать Стирать – стерет Вычитать –вычет
  оро-//-ра- -оло-//-ла- -ере-//-ре-     Огородить-ограда Холодный –прохлада Дерево- древесный
Чередование согласных в корне слова
к//ч, к//ч//ц, х//ш, г//ж, г//ж//з, т//ч//щ, д//ж, д//ж//жд, з//ж, с//ш, т//щ, ск//ст//щ, ц//ч, б//бл, в//вл, п//пл, м//мл, ф//фл
Река –речка, Казак-казачий-казацкий, Ухо-ушной, Снег- снежинка, Друг-дружеский-друзья, Свет-свеча-освещение, Обида-обижаться, Водитель – вожу-вождение, Указать-укажет, Просит- прошу, Прекратить –прекращу, Блеск- блестеть-блещет, Огурец –огуречный, Любить-люблю, Ловить –ловлю, Купить – куплю, Сломить – сломлю, Графа - разграфлю  

Билет 2.

Вопрос 1. Предложение как единица синтаксиса.

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий словосочетания и предложения, а также их роль в речи.

Предложение –это основная единица синтаксиса, которая служит для выражения законченной мысли, обязательно имеет грамматическую основу и произносится с определенной интонацией.

· Интонация передает цель высказывания и эмоциональную окраску предложения. Интонация оформляется на письме с помощь разных знаков препинания: точки, восклицательного и вопросительного знака. Поэтому предложения различаются по цели высказыванияна: повествовательные, вопросительные, побудительные;

· Повествовательные предложения содержат сообщение о чем –либо:

Сегодня весь день шел дождь.

· Вопросительные предложения выражают вопрос:

Что вы вчера читали?

· Побудительные предложения выражают просьбу, приказ, приглашение:

Помоги бабушке донести сумку. Закрой дверь! Присаживайтесь, пожалуйста.

Также предложения делятся по интонации на:

Наши рекомендации