Синтаксис – раздел грамматики, изучающий словосочетания и предложения, а также их роль в речи
Билет №1.
Вопрос 1. Словосочетание как единица синтаксиса.
Синтаксис – раздел грамматики, изучающий словосочетания и предложения, а также их роль в речи.
Словосочетание- это сочетание двух самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически. Одно из них является главным, а другое зависимым. От главного слова задаётся вопрос к зависимому, такая грамматическая связь называется подчинительной:
любоваться (чем?) закатом.
Модель словосочетания показывает, какое из двух слов является главным, а какое зависимым и какими частями речи они выражены.
Словосочетание не выражает законченной мысли.
· Для того, чтобы построить словосочетание, слова нужно связать между собой по смыслу и грамматически.
· Словосочетания образуют только связанные между собой самостоятельные слова.
· Грамматическим средством связи является окончание зависимого слова или окончание и предлог: восхищаться (чем?) красотой, лежать (где?) на лужайке.
· Наречия с главным словом связаны только по смыслу, т.к. не могут изменяться и употребляться с предлогами (рассуждать (как?) смело).
Виды словосочетаний:
· Именные – прил.+ сущ.(солнечный день), сущ.+ сущ.(расписание уроков), прил.+ сущ. (красный от мороза).
· Глагольные – глаг. +сущ.(смотреть в окно), нареч.+ глаг.(быстро бежать).
Не являются словосочетаниями:
1. Грамматическая основа предложения. (Наступила весна.)
2. Грамматические формы существительных с предлогами, т.к. предлоги не являются самостоятельными частями речи. (Возле озера, по дороге.).
3. Однородные члены предложения, потому что среди них нет главного и зависимого слова. (Лес и озеро; говорит и пишет).
4. Слова, входящие в состав фразеологизма, т. к. его значение близко к значению одного слова. (Он бежал сломя голову = быстро).
Вопрос 2. Правописание корней с чередованием.
Замену одного звука другим внутри одной морфемы называют чередованием.
Чередоваться могут гласные и согласные звуки.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов определяется составом слова, его лексическим значением и местом ударения в слове.
Чередование гласных в корне слова | |||
Чередование | Корни | Примеры | Примеры |
о//а | -кос-//-кас- -лож-//-лаг- | Буква а пишется, если после корня есть суффикс –а-, Буква о пишется, если после корня нет суффикса –а-. | Коснуться – касаться Изложение – предлагать |
-рос-//-раст-//-ращ- | Буква а пишется перед ст, щ | Росли – расту – выращивать | |
-гор-//-гар- -твар-//-твор- | Под ударением – а, без ударения – о. | Загореть – загорать, Тварь –творение (искл. Выгарки-утварь) | |
-клан-//-клон-, -кап-//-коп-, -брас-//-брос- | Под ударением – а и о , без ударения – о. | Кланяться, поклон – клониться, откапывать, копать –подкоп; Подбрасывать, бросить – бросок. | |
-зор-//-зар- | Под ударением – о, без ударения – а. | Заря,зарница; Зори, зорька (искл. Зорянка,зоревать) | |
-плавн- // -пловн- | Всегда пишется а, кроме слов искл. | Плавать, поплавок (искл. Полвец, пловчиха) | |
-скач-// - скоч- | Без ударения перед К пишется а, О – перед Ч. | Скакать, скакун, скачет, Выскочка, подскок | |
-мак-//-мок- | А – если слово имеет значение «погружать в жидкость»; О – если слово имеет значение «впитывать влагу» | Макать- опускать в воду; Промокнуть (салфеткой). | |
-ровн-//-равн- | А – если слово обозначает «одинаковый с чем-то»; О – если слово обозначает «ровный, гладкий» | Равнять, наравне (искл. Ровесник, поровну, уровень), Ровнять, выровнять (искл. Равнина) | |
-позд-//-пазд- -коп-//-кап- -спор-//-спар- | Без ударения пишется о, под ударением в глаголах на –ивать, - ивать – пишется а. | Опоздать –опаздывать Копать – выкапывать Спорить - оспаривать | |
и//е | -бир//-бер- -блис-//-блест- -дир-//-дер- -жиг-//-жег -мир-//-мер -пир-//пер- -стил-//-стел- -сид-//-сед- -тир-//-тер -чит-//-чет | Буква и пишется, если после корня следует суффикс –а-. Буква е пишется, если после корня нет суффикса –а-. | Выбирать –выберу Блистать- блеснуть Отдирать – отдеру Прожигать –выжегший Умирать – умиреть Запирать-запиреть Застилать- застелить Сидеть – восседать Стирать – стерет Вычитать –вычет |
оро-//-ра- -оло-//-ла- -ере-//-ре- | Огородить-ограда Холодный –прохлада Дерево- древесный | ||
Чередование согласных в корне слова | |||
к//ч, к//ч//ц, х//ш, г//ж, г//ж//з, т//ч//щ, д//ж, д//ж//жд, з//ж, с//ш, т//щ, ск//ст//щ, ц//ч, б//бл, в//вл, п//пл, м//мл, ф//фл | |||
Река –речка, Казак-казачий-казацкий, Ухо-ушной, Снег- снежинка, Друг-дружеский-друзья, Свет-свеча-освещение, Обида-обижаться, Водитель – вожу-вождение, Указать-укажет, Просит- прошу, Прекратить –прекращу, Блеск- блестеть-блещет, Огурец –огуречный, Любить-люблю, Ловить –ловлю, Купить – куплю, Сломить – сломлю, Графа - разграфлю |
Билет 2.
Вопрос 1. Предложение как единица синтаксиса.
Синтаксис – раздел грамматики, изучающий словосочетания и предложения, а также их роль в речи.
Предложение –это основная единица синтаксиса, которая служит для выражения законченной мысли, обязательно имеет грамматическую основу и произносится с определенной интонацией.
· Интонация передает цель высказывания и эмоциональную окраску предложения. Интонация оформляется на письме с помощь разных знаков препинания: точки, восклицательного и вопросительного знака. Поэтому предложения различаются по цели высказыванияна: повествовательные, вопросительные, побудительные;
· Повествовательные предложения содержат сообщение о чем –либо:
Сегодня весь день шел дождь.
· Вопросительные предложения выражают вопрос:
Что вы вчера читали?
· Побудительные предложения выражают просьбу, приказ, приглашение:
Помоги бабушке донести сумку. Закрой дверь! Присаживайтесь, пожалуйста.
Также предложения делятся по интонации на: