Глагольные словосочетания

Глаголы свободно сочетаются с существительными, наречиями, причастиями, деепричастиями. Глагольными считаются и те словосочетания, в которых роль главного слова исполняют причастия и деепричастия.

В подчинении глагола могут находиться сразу несколько слов. Это объясняется тем. что глагол обладает богатой валентностью глагола. Глагольные словосочетания являются самыми распространенными. В качестве примера можно привести следующие глагольные словосочетания: «плавать синхронно», «играть в шахматы», «смотреть вперед», «посеревший от пыли» и т.д.

Словосочетания с наречием в роли главного слова называются адвербиальными. Это такие словосочетания, как «далеко от берега», «очень хорошо», «ближе к теме».

Предложе́ние (в языке) — это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью.

Член предложе́ния — синтаксическая функция слов и словосочетаний в предложениях

Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены предложения— это приложения, определение, обстоятельства. Они объясняют или уточняют главные члены предложения и зависят от них.

Подлежащее – это главный член двусоставного предложения, обозначающий носителя признака (действия, состояния, свойства), названного сказуемым. Подлежащее может быть выражено именительным падежом имени, местоимением, инфинитивом. Отвечает на вопрос кто? что?

Сказуемое – это главный член двусоставного предложения, обозначающий признак (действие, состояние, свойство), отнесенный к носителю, который выражен подлежащим. Сказуемое выражается спрягаемой формой глагола, инфинитивом, существительным, прилагательным, числительным, местоимением, наречием, словосочетанием. Отвечает на вопросы что делает (делал, будет делать)? какой?

Определение – это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? который? Определения делятся на:

· Согласованные определения. Согласуются с определяемым членом в форме (падеже, числе и роде в ед. ч.), выражаются прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, местоимениями: Большие деревья растут возлеотцовскогодомика. В нашем классе нет отстающих учеников. Он решает эту задачу второй час.

· Несогласованные определения. Не согласуются с определяемым членом в форме. Выражаются существительными в косвенных падежах, сравнительной степенью прилагательных, наречиями, инфинитивом: Шумели листья берёзы. Ему нравились вечера в доме бабушки. Выбери ткань с рисунком повеселее. На завтрак дали яйца всмятку. Их объединило желание увидеться.

Дополнение – это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей (кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?). Выражается существительными, местоимениями в косвенных падежах или именными словосочетаниями: Отец развивал в нём интерес к спорту. Мать послала брата с сестрой за хлебом.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, выражающий характеристику действия, состояния, свойства и отвечающий на вопросы как? каким образом? где? куда? откуда? почему? зачем? и т. п. Выражается наречиями, существительными в косвенных падежах, деепричастиями, инфинитивом, фразеологизмами: Вдали громко стучал дятел. Песня звучит всё тише. Она говорила улыбаясь. Он выехал из Москвы в Киев. Нельзя работать спустя рукава.

Детерминант — член предложения, относящийся ко всему составу предложения, распространяющий его в целом и не связанный ни с каким отдельным его членом. Детерминант соединён с предложением связью свободного присоединения, внешне сходного с примыканием, но отличающегося от него своим неприсловным характером.

Простое предложение — предложение с одной грамматической основой.

Сложное предложение — предложение, у которого две или более грамматические основы.

Порядок слов — определенное расположение слов в предложении или синтаксической группе. Структурные типы порядка слов различаются по следующим оппозициям:

1. прогрессивный, или последовательный (определяющее слово идет за определяемым – «читать книгу») – регрессивный(определяющее предшествует определяемому – «новая книга»);

2. контактный– дистантный (компоненты группы находятся рядом – компоненты группы разъединены другими словами «новую читать книгу»);

3. свободный – связанный, или фиксированный (возможность свободной расстановки слов ограничена);

4. объективный (нейтральный) – расстановка слов соответствует движению мысли – субъективный(эмоциональный);

5. прямой (доминирующий в данном языке) – обратный, или инвертированный (отступление от обычного порядка слов).

СЕМАНТИКА, в широком смысле слова – анализ отношения между языковыми выражениями и миром, реальным или воображаемым, а также само это отношение (ср. выражение типа семантика слова) и совокупность таких отношений (так, можно говорить о семантике некоторого языка).

Предикативность – это выражение языковыми средствами отношения содержания высказываемого к действительности как основа предложения.

Модальность — семантическая категория, выражающая отношение говорящего к содержанию его высказывания, целевую установку речи, отношение содержания высказывания к действительности.

Тема текста-это то о чём или о ком в нём говорится очень часто тема текста отрожается в его заглавии основная мысль текста-это то к чему призывает чему учит ради чего он написан оснавная мысль может быть выражена в заглавии.

Рема – это что об этом говорит автор

Сложное синтаксическое целое является наиболее круп­ной из структурно-семантических единиц, на которые чле­нится текст. ССЦ состоит из нескольких предложений (часто различного строения: простых, сложных, осложненных раз­личными оборотами), объединенных при помощи интонации и других средств связи и раскрывающих одну из микротем (подтем) текста.

Литература

Основная

1. Немченко В.Н. Введение в языкознание. М.: Юрайт, 2013. С. 391-503.

2. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 2005. С. 244-345.

Словари и справочники

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. Изд. 6-е. М.: Либроком, 2012. 576 с.

2. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. Изд. 2-е, доп. М.: БРЭ, 2002. 709 с. (версия 1990 г. URL: http://tapemark.narod.ru/les/index.html).

3. Энциклопедический словарь юного лингвиста / Российская академия наук, Институт русского языка имени В. В. Виноградова ; сост. М. В. Панов ; [отв. ред.: Е. А. Земская, Л. П. Крысин]. 2-е изд., перераб. доп. М. : Флинта : Наука, 2006. 542 с.

Наши рекомендации