Методика ихучения местоимения и наречия. Морф.разбор
В школьной программе наречие изучается в 7 классе и является последней частью речи в ряду знаменательных слов. Учащимся известен уже определенный круг слов-наречий и их роль в предложении. Задача изучения данной грамматической категории в 7 классе выявить своеобразие наречия как части речи, определить его место в системе других частей речи, выяснить общие и специфические для наречия признаки в сравнении с ранее изученными частями речи.
На изучение темы «Наречие» в программе отводится 22 часа и 5 часов на работу по развитию связной речи [1].
Наречие – неизменяемая часть речи, что позволяет противопоставить эту категорию всем остальным знаменательным словам. В учебниках тема «Наречие» членится по параграфам на несколько частей, имеющих специфические учебные задачи. Прежде всего, у учащихся формируется представление о наречии как о своеобразной лексико-грамматической группе слов, в силу своего происхождения обычно соотносимых с другими знаменательными словами: прилагательными (по прежнему пути – по-прежнему любить чтение), существительными (в миг этот страшный – вмиг уснуть), глаголами (ревмя реветь), числительными (вдвое), местоимениями (по-моему).
Наречие выступает как вторичное образование по отношению к основным частям речи, порождает трудности опознавания учащимися этой грамматической категории, поэтому семиклассники с самого начала вовлекаются в деятельность по узнаванию наречий в тексте. Сопоставляя предложения с наречиями и без них, учащиеся осмысляют роль наречий в высказывании, устанавливают их связи с другими словами и характер этих связей, определяют семантико-синтаксические функции наречных слов.
Такая деятельность делает актуальной для учащихся выделение тех основных признаков наречия, которые составляют основу определения этой части речи, а именно: наречие, примыкая к глаголу, прилагательному, другому наречию, обозначает прежде всего признак действия, а также признак признака; в предложении выполняет функцию обстоятельства и отвечает на обстоятельственные вопросы: как? каким образом? в какой степени? где? когда? и т.д.; наречие не изменяется, т.е. не склоняется и не спрягается, не имеет никаких грамматических категорий (ни лица, ни числа, ни рода). Неизменяемость – главный морфологический признак наречия (исключение: формы сравнительной степени у слов, образованных от качественных прилагательных). Так как наречие – неизменяемая часть речи, у него нет и не может быть окончания. Опираясь на указанные признаки наречия как части речи, ученики выполняют данную в учебниках серию упражнений на опознавание наречий.
Сопоставляя омонимичные словоформы, учащиеся убеждаются, что определить, к какой части речи относится то или иное слово, можно только в контексте (словосочетании или предложении). Так, слово ярко может выступать как краткое прилагательное среднего рода (Солнце ярко) и как наречие (Солнце ярко светит). Слово чудом может быть формой творительного падежа существительного чудо (Любоваться чудом природы), а может быть и наречием (Спастись чудом). В роли существительного с предлогом выступает сочетание в пору в предложении Это произошло в пору глубокой осени; при слиянии существительного с предлогом мы уже имеем дело с наречием (Пальто пришлось впору).
Внимание учащихся обращается на то, что наречие утрачивает лексическое значение, свойственное соотносимой с ним словоформе имени существительного: слово (спастись) чудом семантически уже не связано с существительным чудо и имеет синонимический ряд «непонятно как», «по счастливой случайности». Так же и впору утратило значение «пора» (зимняя пора, пора молодости) и выражает лишь обстоятельный смысл «как раз», «тютелька в тютельку». Учет лексической семантики, прием подбора синонимов – надежный способ опознавания наречий. В помощь учебнику в рубрике «Возьмите на заметку» приводится разъяснение А. Н. Гвоздева.
Можно воспользоваться примером В. В. Виноградова [2]. Сопоставляя конструкции делать зло – зло смеяться – лицо зло, где слово зло в первом случае является именем существительным, во втором – наречием, в третьем – кратким прилагательным, семиклассники убеждаются, что существительное зло может изменяться, например, по падежам: делать зло, не делать зла, бороться со злом и т.д. Краткое прилагательное зло тоже изменяться, например по родам (лицо зло, собака зла, он зол). Но невозможно представить сочетания слов, при которых могло бы измениться наречие: я смеюсь зло, он смеется зло, мы смеемся зло, ответить зло и т.д. Осознав все эти особенности (семантические, синтаксические и морфологические), взятые в совокупности, учащиеся воспринимают наречие как самостоятельную часть речи, противостоящую всем остальным.
Приемам разграничения наречий и других созвучных с ними словоформ в учебнике уделяется много внимания потому, что если наречие как часть речи не будет опознаваться учащимися достаточно хорошо, то не удастся ни обогатить речь учащихся наречиями, ни сформировать на должном уровне навыки правописания этой группы слов. Поэтому на первые занятия отводится три часа и предусматривается даже специальная контрольная работа на опознавание наречий (см. приложение).
Еще одна особенность наречия – «живописать» глагол – поясняется на определенном (лучше художественном) тексте, например таком:
А ночью лес принял неописуемо жуткий, сказочный вид: стена его выросла выше, и в глубине ее, между черных стволов, безумно заметались, запрыгали красные мохнатые звери.
Бесшумно разнообразно струились фигуры огня между черных стволов, и была неутомима пляска этих фигур. (М. Горький.)
Учащиеся видят, что в данном тексте одно из наречий определяет прилагательное, другое определяет наречие и три наречия определяют глагол. Это закономерно: наречие хотя и может относиться к различным самостоятельным словам, но чаще всего (до 60 % употребления) поясняет глагол.
Постепенно расширяя свои синтаксические функции, наречие стало примыкать и к причастиям (широко шагающий), и к деепричастиям (неуклюже подпрыгивая), и к числительным (почти двадцать), и даже к именам существительным в конструкциях типа кофе по-турецки, школа напротив, бег взапуски, совсем молодец, где наречие обозначает уже признак предмета.
Конструкции, когда наречие примыкает к имени существительному, характеризуются тем, что в языке нет синонимичного наречию прилагательного выполняет наречие. Подчеркивая эту любопытную особенность, некоторые ученые склонны даже квалифицировать наречия в таких словосочетаниях («сущ. + нареч.»), как «несклоняемые прилагательные»: «От наречий как части речи нужно отличать несклоняемые прилагательные, т.е. слова, обозначающие признак предмета (а не признак действия или другого признака) и сочетающиеся с существительными: глаза навыкате, яйцо всмятку [11].
В учебнике принята традиционная для русистики точка зрения на анализируемые словосочетания: примыкающие к имени существительному неизменяемые слова (шапка набекрень, яйцо вкрутую, волосы ежикоми подобные) рассматриваются как наречия. В центре же внимания, конечно, находятся типичные для наречия значения признака действия и признака признака, реализуемые через словосочетания «нареч. + глаг.», «нареч. + нареч.», «нареч. + прил.», «нареч. + прич.» [6].
Не изучается в полном объеме роль наречий в предложении, поскольку учащиеся еще не имеют для этого необходимой синтаксической подготовки.
Основное внимание направляется на наиболее типичные, характерные для наречий синтаксические функции: наречие, примыкая к глаголу, обычно вступает в роли различных обстоятельств (ярко светит солнце, группа передвигаласьпешком, тучи сплошь затянули небо, отряд выступил ночью, всюдуидет стройка и т.д.).
Вопросы субстантивации, когда наречие выступает в роли подлежащего (И вот наступило завтра) или дополнения (Узники ненавидели тягостное завтра), рассматриваются в 8 классе при изучении способов выражения членов предложения.
Тогда же рассматриваются и случаи употребления наречий в роли сказуемых типа Школа наша напротив, а также в роли несогласованных определений (Он любил чтение наизусть, носил брюки навыпуск). Таким образом, в VII классе учащиеся должны знать, что наречия обычно поясняют глагол или признак и в предложении являются обстоятельством.
Второй шаг в изучении темы - знакомство учащихся с разрядами наречий по значению. Если наречия опознаются учащимися, то эта вторая задача будет решаться вполне успешно. Как известно, научная грамматика по значению и грамматическим особенностям все наречия распределяет на определительные и обстоятельственные. Внутри первой группы выделяются качественные наречия (великолепно рисовать) и наречия меры и степени, количественных оттенков (ярко пламенеющий закат).
Вторая группа объединяет слова, имеющие различные обстоятельственные значения (приехал вчера, прочитал второпях и др.).
В школьной традиции не дается деления наречий на две группы: все наречия по значению просто делятся на наречия образа действия (радостно, волнующе, босиком, пешком), меры и степени (очень, весьма, надвое, немного), места(никуда, где, вдаль, кругом), времени (днем, спозаранку, тогда, потом), причины (со зла, сгоряча, сослепу, сдуру, второпях), цели (назло, нарочно, зачем). Наречий причины и цели очень мало, но они довольно частотны в речевом употреблении.
В центре внимания, следовательно, находятся обозначенные в учебнике разряды наречий, традиционно выделяемые в школьном преподавании. При этом следует учитывать, что известную трудность для учащихся представляют наречия меры и степени: вопросы к этим наречиям звучат необычно для учащихся (в какой степени? как (долго)? - невыносимо долго;насколько (быстрее)? - вдвое быстрее), и дети не умеют их ставить. Труднее других осознаются семиклассниками также наречия причины и цели.
Следующий этап - осознание процессов словообразования наречий - позволяет закрепить уже приобретенные учащимися сведения и углубить имеющиеся представления об этой интересной развивающейся части речи.
Характеристика возможной организации процесса обучения по теме «Словообразование наречий» изложена в главе «Морфемика и словообразование». Однако хочется прояснить некоторые моменты, важные для формирования общего понятия «наречие».
1. Уясняя словообразование наречий, учащиеся закрепляют, совершенствуют способность опознавать эту часть речи в контексте и одновременно получают своеобразную подготовку в осмыслении правописания наречий.
Сведения о том, что среди наречий выделяется «старинная» группа слов, не имеющая живых связей с другими словами современного русского языка, позволяют выделить эти слова, лучше осмыслить их значение и запомнить правописание. Это не только не вызывающие трудностей при письме наречия типа здесь, теперь, там, туда, оттуда, но и такие слова, как невдомек, насмарку, дотла, с панталыку, с кондачка, набекрень, опрометью, невзначай, врасплох, впросак и подобные. Эти слова, проясняющие свое значение лишь при этимологическом изыскании, могут быть предложены для заучивания при изучении словообразования наречий.
2. Отличительная черта наречий состоит в том, что они сохраняют живые связи со словами других частей речи, и класс наречий постоянно пополняется за счет, главным образом, прилагательных и существительных.
Учащиеся еще и еще раз убеждаются, что, образуясь от всех знаменательных слов русского языка, наречие утрачивает категории рода, числа, падежа, времени, вида, залога, которые были свойственны тем словам, от которых то или иное наречие образовалось. Наречие теряет способность иметь при себе согласуемые и управляемые слова. Затемняется морфологический состав слова; от которого образовалось наречие, так как бывшие приставки, окончания проступают слабо в общем значении слова и даже вовсе перестают ощущаться (даром, совсем). При этом могут существенно расходиться лексические значения наречия и слова, от которого это наречие образовалось (говорить начистоту - обратить внимание на чистотупомещения).
Все эти изменения могут быть выражены ярче или слабее в зависимости от того, каким путем возникло наречие: с помощью особых словообразовательных морфем (суффиксов и приставок) или путем перехода в наречия разных форм других частей речи (адвербиализация). Если наречие возникло в результате перехода какой-либо формы другой части речи в наречие, то обычно лексические значения одного и другого слова расходятся довольно ощутимо: «существительные теряют свое предметное значение; например, наречия капельку, смерть в предложениях Капельку простудился, Смерть люблю театр обозначают только меру (капельку - чуть-чуть, смерть - очень) и не имеют предметного значения.
Но наречия возникают и с помощью морфем, совпадающих по звучанию с той или иной частью слова, от которого данное наречие образовалось: прекрасно (суффикс -осовпадает с окончанием кратких прилагательных среднего рода), по-новому (приставка по- и суффикс -омусовпадают с предлогом по и окончанием -ому,образующими форму дательного падежа имен прилагательных). Подобные слова как наречия проявляются лишь в контексте.
Таким образом, характеризуя ту или иную лексико-морфологическую группу, необходимо подчеркивать способы образования входящих в нее наречий, поскольку эти способы накладывают известный отпечаток на семантические и морфологические особенности образуемых слов, на их правописание.
Все предшествующие этапы обучения готовят учащихся к овладению нормами правописания наречий. Орфография наречий представляет собой пеструю картину, включая многие ранее изученные правила и специфические для наречий нормы правописания. Приходится работать сразу со всеми орфограммами, однако акцент делается на специфично наречные написания, т. е. на правила слитно-дефисно-раздельного письма; на написание наречий как самостоятельных слов в отличие от существующих сходных словоформ других частей речи. Поэтому, прежде чем решать вопросы собственно орфографические, каждый раз приходится обращаться к грамматике, определяя принадлежность слова к части речи (наречие или не наречие). А решить этот вопрос, как известно, бывает не всегда просто, поскольку в процессе развития языка постоянно возникает множество переходных форм.
Наречие- самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или признак другого признака, отвечает вопросы где?, куда?, откуда?, почему?, как, в какой степени, когда? и т.п.
Наречие может относиться к глаголу, причастию, деепричастию, прилагательному и к другому наречию.
Основные признаки наречий: неизменяемость, зависимость от глагола, синтаксическая функция обстоятельства (роль в предложении).
- Общее грамматическое значение
- признак действия (если наречие относится к глаголу, причастию, деепричастию),
- признак другого признака (если наречие относится к прилагательному или другому наречию).
- Морфологические признаки:
1. Неизменяемое слово (не склоняется, не спрягается, не имеет числа и рода)
2. Значение:
§ наречия образа действия,
§ меры и степени,
§ места,при
§ времени,
§ причины,
§ цели.
3. Степень сравнения (если есть):
§ сравнительная,
§ превосходная.
Синтаксическая роль (роль в предложении) – обстоятельство.
Одна из задач изучения местоимения состоит в том, чтобы, исходя из соотнесенности слов данного класса с другими частями речи, подвести итог рассмотрению последних, систематизировать и обобщить основные параметры их характеристики (по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли).
Для формирования знаний о местоимении как части речи и умений правильно пользоваться ими в речи особенно важно осмыслить их своеобразие, вызывающее соответственно и особые условия употребления:
- местоимения как особый указательный лексикограмматический разряд соотнесется с другими частями речи (именами и наречиями);
- они имеют предельно обобщенное значение, и именно в силу этого использование их без достаточного контроля норм употребления приводит к многочисленным и устойчивым речевым ошибкам и недочетам.
Изучение ошибок, связанных с употреблением местоимений, показало, что наиболее частотны ошибки в использовании личных и притяжательных местоимений. Поэтому на работу с личными и притяжательными местоимениями отводится больше времени.
Последовательность изучения материала определена следующим: личные, притяжательные и возвратное местоимения объединяются отношением к лицу и изучаются в тесной связи между собой.
Вопросительные, относительные, неопределенные и отрицательные местоимения имеют словообразовательные связи и составляют следующий цикл темы. Определительные местоимения во многих случаях антонимичны отрицательным. Указательные местоимения обладают ярко выраженной местоименной семантикой, что ими может быть завершено рассмотрение части речи.
Такая последовательность изучения материала позволяет сделать более протяженной во времени работу над трудными в отношении орфографии неопределенными и отрицательными местоимениями [Алёхина 1994: 26].
На первых уроках покажем учащимся, с одной стороны, особенности значения и употребления местоимений, а с другой - соотнесенность их с именем прилагательным, существительным, числительным, наречием.
Например, упражнение (его можно выполнить по вариантам - каждый ряд обдумывает одну из предложенных речевых ситуаций) будет более эффективно, если учащиеся вначале сформулируют свои предположения про себя, самостоятельно. Это позволяет затем разные решения (например, они - люди, машины и т. д.; таких - смелых, честных и т. д.) и сделает более понятным вопрос, почему оказались возможны различные предположения. Потому, что местоимения не называют предметы, признаки и т. д., а только указывают на них. Употребляя местоимения в речи, нужно контролировать, понятно ли, на что или на кого они указывают, чтобы речь не вызывала неясностей, вопросов.
В устной речи значение местоимения конкретизируется в определённой ситуации речи при помощи жестов, указания на этот предмет, который обозначается местоименным словом, и показать это можно, предложив следующее задание:
Представьте себе такую ситуацию: вы пришли в библиотеку, вам предложили несколько книг. Вы перебираете их и говорите:
- Эту я уже читал, этот жанр я не люблю, а вот эту возьму.
Что помогает уяснить конкретное значение местоимения эту в данном случае?
Морфологический разбор местоимений будет отрабатываться по мере изучения каждого разряда, но даже внутри одного разряда, кроме личных, притяжательных и возвратного, он не будет единым для всех слов {кто, какой, куда; кто-то, какой-то, куда-то; никто, никакой, никуда; всякий, всегда; такой, туда и т. д.).
Продолжая работу над правильным использованием личных местоимений в речи, обратим внимание учащихся на условия, при которых возникает опасность ошибки. Чаще всего таким условием выступает наличие в предложении (тексте) двух или нескольких существительных одного и того же рода и числа, с каждым из которых может быть соотнесено местоимение 3-го лица. Можно познакомить учащихся с двумя способами устранения двусмысленности высказывания, возникающей в этом случае: заменить одно из существительных подходящим по смыслу именем другого рода или числа; заменить местоимение существительным [Купалова 1994: 19].
При изучении других разрядов сохраняются основные направления работы, показанные на примере личных местоимений.
Притяжательные местоимения соотносятся по значению, с одной стороны, с притяжательными прилагательными (обозначают принадлежность предмета), а с другой - с личными местоимениями (обозначая принадлежность предмета 1-му, 2-му, 3-му лицу). И лишь местоимение свой не имеет значения лица, обозначая принадлежность предмета тому, кто совершает действие (или испытывает состояние) [Чижова 1987: 34]. Соотнесенность притяжательных и личных местоимений по значению лица показана в опорном материале. Различение местоимений его, ее, их в значении личных и притяжательных предлагается провести на синтаксической основе;
личное местоимение зависит от глагола, стоит после него, является дополнением; употребленное в значении притяжательного, оно зависит от имени существительного, расположено перед ним, является определением. Внимание к порядку слов связано с необходимостью предупредить возможность двусмысленного толкования высказывания (Уроки ее утомляли. - Ее уроки утомляли. —Уроки утомляли ее.).
В случае надобности придется обратить внимание на несоответствие литературной норме формы «ихний».
Продолжать тренировку в соотнесении существительных ед. ч., обозначающих совокупность лиц (предметов), с местоимениями 3- го лица ед. ч. (в значении притяжательных).
Особенности значения притяжательного местоимения свой (обозначает принадлежность предмета действующему лицу) хорошо прослеживаются в ходе языкового эксперимента.
Следующее упражнение позволяет перевести знания учащихся об употреблении и правописании местоимения Вы в значении формы вежливости на соотносительное с ним притяжательное местоимение.
Возвратное местоимение себя и возвратно-притяжательное свой именно благодаря значению возвратности, которое сближает их в отношении к действующему лицу, часто употребляются в синтаксически устойчивых или фразеологических сочетаниях, характеризующих человека, его состояние, особенности его личности, поведения и т. д. [Чуглов 1991: 79].
Вопросительные местоимения, как и другие слова данной речи, имеют предельно обобщенное и указательное значение. Именно в силу этого местоимение кто? или что? Употребляется, когда мы спрашиваем о любом одушевленном или неодушевленном предмете, какая? - когда спрашиваем о любом признаке, сколько? - о любом количестве и т. д. Так можно помочь учащимся осмыслить практически хорошо известные им факты речевой и учебной деятельности. А почему эти местоимения выделены в разряд вопросительных? По их значению и роли - служить для формулировки вопроса, участвовать в организации вопросительного предложения.
Изучение относительных местоимений полностью проводится на синтаксической основе, так как именно синтаксический признак (роль средства связи частей сложноподчиненного предложения) отличает их от омонимичных вопросительных местоимений и избрано методическим приемом ознакомления учащихся с новым материалом урока. В заданиях к этому уроку предлагаются два признака для сравнения: в каких по цели высказывания предложениях употреблены вопросительные и относительные местоимения; в каких по числу грамматических основ предложениях они встречаются. Надо сказать, что первый признак существен только для вопросительных местоимений (относительные могут употребляться в любых по цели высказывания конструкциях, например: Где книга, которую ты советуешь мне прочитать? Дай, пожалуйста, о которой ты говорила.). Второй признак существен только для относительных местоимений (вопросительные могут употребляться как в простых, так и в сложных предложениях, например: Какую книгу ты посоветуешь прочитать? Кто автор книги, которую ты советуешь прочитать?). Таким образом, в ходе сравнительного анализа следует особенно четко подчеркнуть тот признак, который для данного разряда местоимений является существенным.
Местоимения неопределенные не вызывают у носителей русского языка особых трудностей в употреблении. Поэтому центр тяжести в системе работы над ними переносится на формирование орфографических умений и навыков. Тем не менее, чтобы сознательно применять правила правописания неопределенных местоимений, последние надо уметь распознавать по значению, видеть их словообразовательную структуру, соотносить с другими частями речи: ведь неопределенные местоимения-наречия с кое-, -то, - нибудь всегда пишутся через дефис, поскольку эта неизменяемая группа местоимений не употребляются с предлогами.
Словообразовательные элементы неопределенных местоимений в учебнике названы частицами. При этом о частице не сказано, что она превращается в приставку. Учащимся будет полезно узнать, почему в параллельном школьном учебнике - то, -либо, -
нибудь в неопределенном местоимении названы суффиксами, а кое- - приставкой.
Отрицательные местоимения, благодаря значению обобщающего отрицания, нередко используются в афористических изречениях известных людей, пословицах и поговорках для усиления смысла высказывания. Это позволяет привлекать к работе над данным разрядом языковой материал, открывающий большие возможности для развития ума, формирования высоких нравственных качеств подрастающего поколения. С анализа такого материала и предлагается начать рассмотрение темы.
Значение отрицательных местоимений настолько очевидно, что не нуждается в особом толковании. Характеристика отрицательных местоимений может быть усвоена учащимися самостоятельно.
Главная забота учителя в работе над этой темой - обеспечить усвоение школьниками орфографии отрицательных местоимений. Правило о выборе е или и в приставке отрицательных местоимений, изложенное в учебнике, опирается на прием постановки ударения и отрабатывается в упражнении. При этом используется понятие орфограммы, которая появляется в приставке только при безударном положении гласного.
Как уже отмечалось во введении, указательное значение местоимений наиболее явно и ярко воплощено в разряде, который так и называется - указательные местоимения.
Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
- Общее грамматическое значение – указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
- Морфологические признаки:
- Начальная форма: Именительный падеж, ед.ч.
- Постоянные признаки:
- разряд по значению:
- личные,
- возвратное,
- притяжательные,
- вопросительные,
- относительные,
- неопределённые,
- отрицательные,
- определительные,
- указательные;
- лицо (у личных местоимений);
- Непостоянные признаки:
- падеж;
- род (если есть);
- число (если есть).
- Синтаксическая роль – роль в предложении:
o подлежащее,
o определение,
o дополнение,
o обстоятельство,
o сказуемое.
29. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ имени прилагательного. Морф разбор имени прил
Разбор прилагательного по ладыженской:
1.ч.р. общее значение, 2.морф.признаки: 1).н.ф.2).пост.признаки: качеств/относит/притяжательное 3.непост.признаки:1).у кач: а)ст сравнения б).кр и полная ф. 2).у всех прил: а).падеж, род, число
30.методика изучения имени числительного. Морф разбор имени числительного.
Разбор по ладыженской:
1.ч.р. общее значение. 2.морф признаки а).н.ф. 2.пост.признаки а).простое/составное б).количественное/порядковое. 3.непостоянные признаки а).падеж б).число (если есть) в). Род (если есть)