Место изложений и сочинений в развитии речи учащихся, их типология (классификация). Методика обучения изложениям и сочинениям различных видов( жанров)
изложение – обобщённое название одного из видов связной речи (в письменной или устной форме), широко используемого в речевой практике людей вообще и в качестве школьного упражнения в частности. Классификация изложений основывается на разных признаках: 1)по цели проведения; 2) по характеру текстового материала; 3) по способу передачи содержания текста.
1)По цели проведения изложения могут быть контрольные и обучающие. Контрольные изложения проводятся во всех классах на уроках контроля не чаще одного раза в четверть; обучающие изложения проводят три – шесть раз в четверть.
Для контрольных изложений в каждом классе установлен определённый объём текста: 5 класс – 80 – 100 слов; 6 – 100 – 150 слов; 7 – 150 - 200 слов; 8 – 200 – 250 слов; 9 – 250 – 300 слов; 10 – 300 – 350; 11-12 – 350 – 450 слов.
Написанное изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за его содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность. Обе отметки ставятся по русскому языку в одну графу (9/8).
Обучающие изложения проводятся, как правило, по текстам, которые даны в учебниках, так как для большей эффективности подготовительной работы над изложением важно обеспечить учащимся зрительное восприятие текста и его частей, чтобы определить тему, основную мысль, тип и стиль речи, выразительные языковые средства, виды, способы и средства связи предложений, частей текста, подтемы для раскрытия темы.
2)По характеру текстового материала изложения могут быть: повествовательного характера, с элементами описания; изложения-описания, с элементами рассуждения, типа рассуждения, типа характеристики, сочинения.
Для повествования характерны: начало события; развитие события с точкой высшего напряжения действия; заключительная часть события.
Описание – последовательное перечисление признаков, черт, явлений. В таких текстах нет фабулы, которая захватывала бы школьников, а нужно установить взаимосвязь явлений. Мысль ученика получает большую самостоятельность.
В описаниях раскрываются признаки предметов, явления, лица. Различаются два вида описания – научное и художественное. В научном – отмечаются точные признаки конкретного предмета, его внешний вид, отличительные свойства. В художественном описании об этих же признаках говорится образно, проявляются настроение, мысли, чувства автора.
Но самыми сложными являются изложения – рассуждения. Для такого изложения используются тексты, требующие собственных суждений учащихся
По способу передачи содержания изложения бывают: подробные (или полные), близкие к тексту, выборочные, сжатые, с дополнительным заданием. Любое изложение может быть осложнено грамматико-стилистической или грамматико-орфографической задачей, которая не должна мешать основной задаче – развитию связной речи.
Подробное изложение требует воссоздания исходного текста в той же композиционной форме, не упуская деталей содержания текста. Значит необходимо как более полно воспроизвести содержание исходного текста. Для этого нужно понять основную мысль текста, основные факты и их последовательность, определить стилистическую принадлежность текста.
Изложение, близкое к тексту, отличается от подробного тем, что наряду с содержанием глубоко анализируются и языковые средства (выделяются опорные слова, выписываются и др.).
Сжатое изложение передаёт содержание исходного текста кратко и обобщённо. Для этого нужно: 1) выделить главное; 2) отбросить подробности, не имеющие большого значения для раскрытия основной мысли текста; 3) обобщить конкретные, единичные явления, детали, предметы первичного текста для использования в сжатом изложении. При анализе такого текста важно отметить тот минимум языковых средств, с помощью которых ученики могут кратко и ярко передать основное содержание отрывка. Во время вторичного чтения детьми фиксируются факты, относящиеся к основному содержанию текста. Дети записывают отдельные слова, словосочетания и предложения не в тетрадь, а на листочек и используют его затем в качестве черновика.
Памятка к написанию сжатого изложения:
1.Прслушать текст, сформулировать основную мысль.
2.Выделить в тексте части.
3.Определить, какие части текста можно исключить.
4.Составить план.
5.В каждой части найти главное.
6.Изложить каждую часть кратко.
7.Перечитать написанный текст.
Изложение с дополнительным заданием или творческое изложение ставит перед учащимися различные задачи: ввести в текст описание (природы, отдельных предметов, животных, внешности человека, процессов труда), написать начало, дополнить излагаемое некоторыми подробностями, написать заключение и т.д. При написании такого изложения нельзя ставить одновременно много задач. Задача должна быть одна. В 5 классе можно включать элементы описания отдельных предметов, животных и человека; в 6 классе – элементы описания помещения, природы; в 7 классе учащиеся должны научиться писать изложения повествовательных текстов с элементами описания внешности людей, процессов труда.
К этому же типу относится изложение с перестановкой материала. Основное назначение работы над изложением с перестановкой материала состоит в обучении учащихся систематизировать и группировать материал, хорошо осмысливать сюжетно-композиционную канву и содержание текста.Это может быть изложение с перестановкой причины и следствия, общего и частного, с вынесением на первое место интересной информации, с отбором и перегруппировкой частей текста, относящихся к одному событию или герою. Урок
1.Вступительное слово учителя об особенностях восприятия текста.
2.Объяснение специфики задания, содержания логических понятий, показ примеров.
3.Чтение текста и его анализ.
4.Обсуждение возможных вариантов перегруппировки материала.
5.Словарно-орфографическая работа
6.повторное чтение текста.
7.Составление плана и рабочих материалов.
8Самост. Работа над изложением.
9.Коллективное обсуждение созданных текстов.10.Индивидуальное редактирование т доработка изложений.
Среди изложений с языковым заданием выделяются изложения с заданиями: лексическим (употребление определённых слов, словосочетаний, предложений исходного текста), грамматическим (изменение формы лица, времени, наклонения), стилистическим (замена стиля речи).
По отношению к плану изложения могут быть с планом и без плана. План составляется с помощью учителя или самостоятельно, коллективно в классе и каждым учащимся отдельно, кратким и детальным (сложным).
Школьные сочинения – это упражнения в самостоятельном связном изложении учащимися своих мыслей на заданную тему. При изложении учащийся передаёт готовый материал, следуя за мыслями произведения, пользуется авторскими языковыми средствами; в сочинении вопросы, связанные с раскрытием содержания темы, решаются самостоятельно. Работе над сочинением развивает мыслительную деятельность детей, учит рассуждать, анализировать, синтезировать, т.е. способствует развитию мышления.
В зависимости от цели выделяют обучающие и контрольные сочинения; по месту выполнения – классные и домашние; по источникам знаний: сочинения на основе личных наблюдений и впечатлений; сочинения по картине; сочинения на литературные и свободные темы; по способу изложения мыслей сочинения бывают повествовательного характера, сочинения-описания, сочинения-рассуждения, сочинения-характеристики.
Различают два основных типа сочинений по их содержанию: сочинения на литературную тему и сочинения на свободную тему.
Сочинения на свободную тему различаются: по источнику получения материала для сочинения, по жанру, объёму, месту и способу выполнения, по наличию или отсутствию дополнительных заданий.
По источнику различаются сочинения:
1.Из круга личных переживаний (описание случившегося с рассказчиком, описание виденного, слышанного).
2.Сочинение, основой которого послужили наблюдения (специально организованные, случайные) над явлениями природы, общественной жизни и производственной деятельности.
3.Сочинения по картине. Один из самых применяемых типов сочинений в школе. Это может быть рассказывание сюжета картины, описание пейзажа. По картине могут писаться все виды сочинений, различаемых по жанру.
4.Небольшие по объёму письменные высказывания учащихся в связной форме по какому-либо поставленному учителем вопросу. Выполняются они в течение 10-15 минут. Это сочинения-миниатюры.
5.Сочинения как один из результатов чтения художественной литературы: отзыв о прочитанном произведении.
Сочинения могут быть с дополнительными заданиями: по опорным словам, с дополнением текста, с грамматическим заданием.
Сочинения по опорным словам – это сочинения на определённую тему, в которые включаются слова на то или иное правило, если целью одновременно является закрепление орфографических навыков. Чаще всего опорными являются слова или сочетания слов на определённую тему. Предварительно ученикам можно предлагать составить устный рассказ на указанную тему с использованием опорных словосочетаний. Дети сами могут сформулировать тему сочинения.
Сочинения с грамматическим заданием дают возможность широко использовать знания по грамматике. Согласно заданию в сочинение включаются определённые грамматические конструкции (употребление каких-либо падежных форм, времён глаголов, видов, с включением однородных членов, прямой речи, вводных слов).
По способу передачи мысли сочинения делятся на сочинения-повествования, сочинения-описания и сочинения-рассуждения.
В сочинении-описании должны быть перечислены основные отличительные признаки какого-либо явления, объекта речи. Цель описания – чтобы читатель увидел предмет описания, представил его: «Мой знакомый», «Краса, неподвластная годам», «Моя мама – лучшая на свете».
Сочинение-рассуждение предполагает раскрытие актуальных вопросов, высказывание своего мнения на ту или иную тему.
Сочинения-рецензии являются одной из форм сочинений рассуждений. С сочинениями-рассуждениями дети знакомятся уже в пятом классе, но в среднем звене им предлагается сочинение-отзыв о прочитанном литературном произведении, просмотренном кинофильме, спектакле, телепередаче.
Сочинение-рецензия даётся в старших классах.
К написанию таких сочинений стимулирует дискуссионная постановка вопроса, текст, раскрывающий определённую мысль, которая может быть предметом обсуждения; чёткая формулировка вопроса, требующего ответа в рассуждении.
Основное назначение такого сочинения состоит в обучении правильно оценивать книгу (…) и высказывать своё мнение о ней (не только личные эмоциональные впечатления, но и те художественные средства, с помощью которых автор выражает основную идею).
Состоит из 4-ёх частей: 1)начало сочинения; 2) основное содержание; 3)форма; 4)личностное восприятие. Содержит элементы критического анализа.
Начало может включать указание проблемы, её актуальности, значимости, с краткого сообщения о писателе, с лирического размышления.
В содержании должны быть определены ведущая тема, микротемы, проблема, идея и авторская позиция.
В части, где описывается форма, указывается: 1) стиль, 2) тип речи; 3) способ связи между предложениями; 4) языковые средства. В 4 части высказано отношение к тексту.