Пути и средства формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компетенции учащихся на уроках РЯ
РЯ как учебный предмет в системе школьного образования и воспитания. Концепция современного образования по РЯ в школе: цели, седержание, структура курса.
Учебный предмет в школе, как известно, - это приспособленная к изучению та или иная научная дисциплина или область деятельности, (основу русского языка как школьного учебного предмета составляет наука о русском языке. Она многопрофильна: в нее входит современный русский язык, его история и диалектология, смежные науки - графика, орфография и пунктуация. В разные периоды развития отечественной школы состав учебного предмета ≪Русский язык≫ менялся в зависимости от общих ее целей и специальных целей изучения русского языка, от уровня развития науки о русском языке и наук психолого-педагогического цикла. Русский язык как родной относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников. В отличие от остальных учебных предметов русский язык как родной в школе выполняет две функции: он является, во-первых, п р е д м е т о м изучения и обучения ему и, во-вторых, с р е д с т в о м изучения всех остальных предметов. От уровня его преподавания, следовательно, во многом зависят успехи учащихся в овладении как самим русским языком в качестве средства общения во всех формах его применения, так и всеми остальными учебными предметами. В современной школе русский язык изучается с I по IX класс. В X-XI классах в течение многих лет он преподавался факультативно (в зависимости от типа школ и возможностей ввести предмет ≪русский язык≫ в учебный план). В настоящее время во многих регионах России предусмотрена обязательность уроков русского языка в старших классах. Цели о б у ч е н и я - одна из основных категорий методики, которая характеризует учебный предмет с точки зрения причины его включения в учебный план. Эта категория исторически изменчива. В разные периоды развития отечественной школы ставились разные цели обучения русскому языку - узкие или широкие. Был период, когда русский язык вообще не изучался (1923-1927), но цели работы по языку формулировались. Цели того или иного школьного предмета, в том числе русского языка, определяются следующими факторами: социальным заказом; уровнем развития соответствующей науки (в данном случае лингвистики); уровнем развития педагогики, детской психологии и самой методики преподавания русского языка. Современная школа с точки зрения социального заказа должна дать прочные знания о языке, добиться свободного владения им. Лингвистическая наука достаточно полно описала все уровни русского языка и все функционально-стилистические разновидности русской речи. Это позволило поставить задачу изучения языка во всех его основных проявлениях. (Впервые эту задачу поставил Ф.И.Буслаев в 1844 г. См. 2.) Методика преподавания русского языка, опираясь на достижения педагогики и детской психологии, разработала систему изучения новых разделов науки о языке, включенных в программу, и развития связной речи, создав тем самым возможность реализации поставленных целей. Русский язык как учебный предмет решает две группы задач: специальные (они вытекают из его особенностей) и общепредметные (они реализуются всеми школьными дисциплинами).
Пути и средства формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компетенции учащихся на уроках РЯ.
Русский язык, давая знания и формируя умения, развивает учащихся. Развитие учащихся - это процесс их перехода из одного представления о языке в качественно новое, более совершенное и более сложное, это становление их научно-лингвистического мировоззрения. Наиболее типичными параметрами этого процесса являются: сформированный у школьников лингвистический взгляд на язык, чутье языка (языковая зоркость), самостоятельный перенос знаний на новый материал, самоконтроль в пользовании языком.
Лингвистический взгляд учащихся на язык.Язык в сознании детей существует как бы сам собой и не воспринимается ими в качестве предмета исследования. Осознание языка как особого феномена, который можно изучать по разным направлениям, приводит к формированию у детей лингвистического взгляда. Складывается он на уроках русского языка и, сложившись, становится мощным фактором развития учащихся. Лингвистический взгляд на язык - это представление о языке как средстве коммуникации, выражении мыслей и их фиксации, как особом явлении, состоящем из специфических единиц, обладающих своими функциями, структурой и значением, своеобразным употреблением в речи. Компонентами лингвистического взгляда являются, во-первых, коммуникативно-смысловая значимость языка, во-вторых, уровневый характер языка, в-третьих, структурно- семантическое представление о единицах языка, в-четвертых, функционально- стилистический характер речи. Все они взаимосвязанымежду собою. Овладение одним компонентом усиливает влияние другого. Формирование лингвистического взгляда реализуется в процессе изучения программного материала - общих сведений о языке, структуры языка и стилистики речи. Основной принцип его развития - рассмотрение программного материала под углом зрения коммуникации, функций, значения и употребления языковых явлений.
Применение полученных знаний в новых условиях.Умение применять полученные знания при оперировании с новым, ранее неизвестным материалом - один из важнейших показателей лингвистического развития ученика. Оно связано с опознанием и преодолением трудностей, заключающихся в необходимости различения смешиваемых явлений, а также имеющих те или иные морфонологические, семантические, структурные и формообразующие особенности.
Развитие языкового чутья.Чутье языка - это способность говорящего и пишущего осознавать и оценивать свою речь, речь других людей на основе знаний, усвоенных от окружающих или под руководством учителя, ≪безошибочно следовать нормам речи≫ (5, с. 35). Данная способность может быть неосознанной и осознанной. Осознанной она является тогда, когда базируется на знании литературных норм и правил выбора языковых средств при создании текста - устного или письменного. Формой проявления языкового чутья выступает зоркость ученика, т.е. его целенаправленное внимание ко всем сторонам текста - фонетической, семантической, грамматической и стилистической. Методика формирования языкового чутья предполагает: а) развитие у учащихся направленного внимания на соответствие речи норме и стилевому единству текста; б) систематическое выполнение специальных упражнений, заключающихся в сравнении созданного учеником речевого произведения с эталоном в обучении выбору языковых средств.