Нормы оценки устных ответов и письменных работ учащихся по русскому языку
Критерии оценки орфографической грамотности. В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки. Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предло- гать» вместо предлагать и т.п.). Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами ор фографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.
Орфографические ошибки бывают:
1) на изученные правила;
2) на неизученные правила;
3) на правила, неизучаемые в школе.
Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа. Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существо вание дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).
К негрубым относятся ошибки: 1) допущенные в словах - исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных на именованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в на речиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;
4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в написании собственных имен нерусского происхождения;
7) в оборотах типа Куда он только не обращался; Куда он толь ко ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как, т.е. в случаях трудного различения не и ни.
При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки. В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка. К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова . Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова. Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спря жения глагола. Примеры других однотипных ошибок: в роще, в поле, снежок, щелчок.
Критерии пунктуационной грамотности. Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделя ются ошибки г р у б ы е и не гру бые.
К негрубым относятся: 1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложе нии и т. п.);
2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограни чивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями слож носочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного пред ложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае, квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;
3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или не правильная последовательность их расположения. Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это прежде всего ошибки в передаче авторской пунктуации. Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа одно типных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунк туационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей
Критерии и нормативы оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений. Критериями оценки указанных сторон изложений и сочинений являются:
1) соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
2) полнота раскрытия темы;
3) правильность фактического материала;
4) логичность изложения;
5) правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции изложений и со чинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й крите рии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно по ставить при наличии двух недочетов в содержании. Критерии и нормативы оценки языкового оформления изложе ний и сочинений. Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев: 1) бо гатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи; 2) стилевое единство и выразительность речи; 3) правильность и уместность употребления языковых средств.
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматиче ские ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языко вого оформления сочинений и изложений. Нормативы оценки изложений и сочинений содержатся в программах для средней школы.