Нетрадиционные уроки русского языка
Степень самостоятельности учащихся на уроке различна. В зависимости от нее могут использоваться элементы семинарского занятия, организованные дискуссии, а также помощь старших учащихся младшим. Могут использоваться и другие формы, например лекции, но их применение на уроках русского языка весьма проблематично. Во всех этих случаях вид урока не меняется - возникают разновидности.
Урок - семинарское занятие.Специфика семинара заключается, во-первых, в самостоятельной подготовке учащихся по определенной частной теме, во-вторых, в сообщениях школьников по этим темам, в-третьих, в обсуждении всеми присутствующими заслушанного, в-четвертых, в подведении итогов обсуждения темы преподавателем. Такая форма проведения урока наиболее рациональна при проверке знаний по ряду сходных тем и при изучении таких тем, о которых учащимся уже что-то известно. Для проведения таких уроков следует, выбрав тему, наметить частные вопросы, по которым ученики (3-4) подготовят пяти- семиминутные сообщения с использованием дополнительной литературы. Остальные должны повторить изученное по пройденным темам, чтобы на уроке принять участие в обсуждении сообщений товарища.
Урок-диспут. Дискуссия, организуемая на уроке учителем, обеспечивает активность школьников, а через нее - интерес к занятиям русским языком. Для проведения такого урока необходимо выбрать вопрос, ответ на который может иметь альтернативные решения. При его обсуждении учащиеся должны суметь найти нужные аргументы.
Помощь старших школьников младшим на уроке.На таком уроке в роли учителя выступают, например, пятиклассники по отношению к третьеклассникам, семиклассники - к четвероклассникам. В качестве тем, по которым предлагается провести работу, берутся одинаковые языковые явления. Так, и в III,и в V классах изучаются существительные, прилагательные и глаголы. Пятиклассникам предлагается познакомиться с объемом сведений об этих частях речи, который сообщается третьеклассникам, и выявить с помощью учителя, над чем следует работать на уроке. Подготовка к такому уроку ведется в течение двух-трех недель. Для организации урока IIIи V классы делятся на две группы. Одна группа пятиклассников приходит в IIIкласс на уроки в качестве учителей и распределяется по подгруппам; ко второй группе пятиклассников приходит вторая группа третьеклассников как к консультантам и тоже распределяется по подгруппам. Пятиклассники, подготовленные своим учителем, объясняют младшим товарищам знакомый материал и выполняют необходимые упражнения.
14. Проблемное обучение на уроках русского языка. Методы ПО и их связь с традиц методами. Метод проектов.
Проблемное обучение– это такая организация учебных занятий, которая предполагает:
· создание под руководством учителя проблемных ситуаций
· и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению.
· В результате этого и происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие творческих и мыслительных способностей.
Проблемным оно называется не потому, что весь учебный материал усваивается только путем самостоятельного решения проблем и «открытия» новых знаний. Здесь есть и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение упражнений.
Методы проблемного обучения:
1. проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее);
2. совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися);
3. исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно);
4. творческое обучение (учащиеся и формируют проблему, и находят ее решение).
Может возникнуть вполне уместный вопрос: всем ли учащимся доступно проблемное обучение? Практически всем. Лишь уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут различаться в зависимости от возраста и способностей учеников.
Когда, на каком этапе урока можно применять проблемную ситуацию? На любом: на объяснении нового материала, на этапе закрепления знаний, на уроках обобщения и систематизации.
Приемы проблемного изложения знаний происходит по следующей схеме:
Схема приема проблемного изложения знаний:
ü Актуализация знаний
ü Постановка проблемы
ü Открытие детьми новых знаний
ü Первичное закрепление
ü Самостоятельная работа
ü Контроль и самоконтроль
В результате такой работы ученики являются не пассивными слушателями и исполнителями, а добытчиками знаний. Процесс учения становится поисковым, развиваются мыслительные способности учащихся. Важнейшим звеном процесса обучения становится проблемная ситуация, которая требует разрешения. Учитель может определить для себя следующие пути создания проблемных ситуаций:
Приемы создания проблемных ситуаций: 1. «Подводящий диалог»:вспомни, выполни, раздели на группы, сравни, проанализируй, сделай вывод. 2. Ситуация с «затруднением»: противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учениками и невозможностью это сделать без сегодняшнего материала. 3. Мотивирующее пятно:«яркое пятно», интригующий материал в начале урока. 4. Применениеполученных знаний в новой ситуации. 5. Столкновениеразных точек зрения по одному вопросу. |
Не обязательно!!!
Задачи, которые могут быть поставлены перед учеником:
1. с недостаточными данными (восстанови определение, словообразовательную цепочку);
2. с избыточными данными (найди лишнее, подчеркни то, что относится к ..);
3. с заведомыми ошибками;
4. с ограничением во времени решения.
Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки
проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию
темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к
новому знанию, т. е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом
подведение к знанию может осуществляться как от поставленной
проблемы, так и без нее.
«Подводящий диалог»
(Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и
заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками.
Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос
содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать без оценочное принятие
ошибочных ответов учащихся).
Урок русского языка по теме «Слитное и дефисное написание
сложных прилагательных».
Ò Урок русского языка по теме «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных».
Ò 1. подводящий к теме диалог:
Ò Учитель: Посмотрите на два столбика слов на доске.
Ò пешеходный
Ò старославянский
Òи
Ò северо-восточный
Ò кисло-сладкий
Ò
Ò Учитель: Что заметили общего?
Ò Ученики: В каждом столбике сложные прилагательные.
Ò Учитель: В 1м столбике сложные прилагательные пишутся слитно, во 2м – дефисно.
Ò 2. тема:
Ò Учитель: Значит, какая сегодня будет тема урока?
Ò Ученики: Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Ситуация с затруднением.
Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается
практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к
осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?».
Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В суть метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Он актуален также широкими человеческими контактами, знакомством с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему.
Метод проектов полно отвечает требованиям современного образования, поскольку он является и практико-ориентированным, и личностно-ориентированным.
В методике преподавания русского языка и литературы метод проектов занимает особое место, так как позволяет ученику самостоятельно формировать собственные интеллектуальные структуры, воспитывает способность к обучению, рассуждению, действию. Это позволяет преодолеть созерцательность, рефлексивность и пассивность учащихся в обучении. Метод проектов формирует креативно-интеллектуальную активность, коммуникативные умения, широкое усвоение информационных технологий.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, “осязаемыми”: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Для многих учащихся привлекательность данного метода обучения заключается в подлинности опыта. Учащиеся исполняют роль людей, работающих в изучаемой отрасли, и ведут себя так же, как эти люди. Снимают ли они документальный фильм о жизни и творчестве того или иного поэта, писателя или ученого, составляют ли туристический путеводитель или работают с мемуарной литературой, определяют ли особенности карикатуры или составляют советы по стилистике, организуют ли презентацию с участием средств массовой информации по поводу положительных и отрицательных моментов в развитии языка – в любом случае учащиеся принимают участие в проектах, которые имеют место в реальном мире.