Свободные и связанные корни

Лекция № 3-4 Корневая и аффиксальная морфемы русского языка

План:

1. Корень слова. Свободные и связанные корни.

2. Суффикс. Суффиксы лексические и грамматические; реальные и нулевые; синонимия, антонимия и омонимия суффиксов.

3. Приставки.

4. Постфиксы. Интерфиксы.

Корень слова.

В составе членимой основы выделяются два типа морфем, различающихся по их назначению и степени иерархической зависимости: 1) корневые морфемы и 2) аффиксы (служеб­ные морфемы). Например, в основе слова переброск-а выде­ляются три морфемы: пере-брос-к-, одна из которых корне­вая — брос- и две аффиксальные: приставка пере- и суффикс -к-. Корневая морфема является главной, обязатель­ной частью основы слова. Служебные морфемы лишь до­полняют ее. Определение корня связано с известными труд­ностями. Традиционно корень слова определяется в лингвистической литературе с семантической точки зрения: «Корень — это морфема с основным лексическим значени­ем слова», «корень является носителем идеи, определяю­щей лексическое значение слова» (Диброва Е. И., с 462).

Не менее распространенным является и определение корня как общей части родственных слов. В обеих акаде­мических грамматиках сделана попытка структурного оп­ределения корня через понятие основы слова: «Корневой морф — это морф, обязательно наличествующий в каждой словоформе и могущий полностью материально совпадать с основой». Однако в «Русской грамматике» признается ве­дущая роль корня в выражении лексического значения слова. Структурные признаки корня устанавливаются со­ставителями обеих грамматик путем противопоставления его аффиксам: 1) корень обязателен для словоформы, аф­фиксы могут в ней и отсутствовать, 2) корень может совпа­дать с основой слова, аффиксы не допускают возможности такого совпадения. Однако второй из выделенных призна­ков не относится к бесспорно различительным. Этому пре­пятствует, с одной стороны, наличие в языке связанных кор­ней типа роб-к-ий, роб-е-ть, роб-ость, за-лож-и-тъ, от-лож-и-ть и др., не существующих без сопровождающих их аффиксов, а с другой — совпадение некоторых аффиксов (правда, опосредованное, через служебные слова), приставок типа без-, на-, от-, не- и др. с предлогами и частицами.

В школьной практике корень определяется по двум при­знакам: 1) регулярной повторяемости в составе словообра­зовательного гнезда, 2) характеру выражаемого значения: «Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение, называется корнем» (Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.).

Корень является обязательной, далее неделимой частью основы. Без корня слово существовать не может. И если основа состоит из одной морфемы, то такая основа равна корню: ног-.а, рук-а, вед-ут. Корень и основа совпадают и в нечленимых словах__с_ отсутствующими аффиксами слово­изменения типа: кафе вдруг, оченъ, уже, как, где и др.

Обязательное наличие корневой морфемы для каждого слова обусловлено двумя причинами: 1) первостепенной ролью корня в выражении лексического значения, 2) цент­ральным положением его в составе словообразовательного гнезда. Предметно-логический характер корня определяет­ся, с одной стороны, особенностями отражения в слове ре­ального предмета, его процессуального признака или харак­терного свойства, а с другой — принадлежностью слова к той или иной части речи. В связи с этим различают следу­ющие виды значения корня: 1) предметное (книг-а, дерев-о, рог-0), 2) процессуальное (нес-ти, игра-ть, беречь-О), 3) при­знаковое, подразделяемое на качественный (желт-ый, зелен-ый) и количественный (четыр-е) признак. Степень кон­кретности лексического значения корня не одинакова: она может быть большей и меньшей. Менее конкретны слова со значением процессуального и качественного признака, у которых корневая морфема может выражать лишь об­щую идею обозначаемого понятия. (Ср. стен-а, стол-0, но светл-ый-, уч-ений-е, разум-н-ый.) Особое место в этом от­ношении занимают местоименные корни, имеющие отвле­ченное указательное значение (я-0, мн-е, тот-0, чт-о). Они не обозначают предметов и их признаков, а лишь привлека­ют к ним внимание собеседника.

Однако прямой зависимости между характером лек­сического значения корня и частеречной принадлежно­стью слова провести нельзя, поскольку в пределах каждой части речи корни могут иметь различную степень конкретности. Так, корни имен существительных наряду с конкретным значением типа берег-0, лес-0, пол'-е могут обозначать и отвлеченное значение процессуального или качественного признака (реш-ений-е, езд-а, бел-изн-а т.д.). Но самый обобщенный смысл имеет наиболее короткий отрезок корня (корневой морф) в составе родственных слов словообразовательного гнезда. Он выражает лишь самые общие очертания обозначаемого понятия, уточняемые за счет аффиксальных морфем. В результате каждое слово приоб­ретает свое вполне определенное лексическое значение. Так, например, корневой морф чт- в словообразовательных це­почках гнезда чит-а-ть, чит-а-тель-0, чит-к-а, чт-ений-е обозначает лишь нечто, имеющее отношение к зрительному и/или звуковому восприятию написанного. Но в слове чте­ние, сочетаясь со словообразовательным суффиксом -ний/ -енией- и системой окончаний имен существительных ср. рода, он получает определенное значение 'отдельного акта действия'. Как носители лексического значения, корни про­тивопоставлены аффиксам, выражающим более отвлечен­ное грамматическое или словообразовательное значение. В приведенном примере чт-ений-е кчислу грамматических относятся значения рода, числа, падежа имени существи­тельного; словообразовательным, выраженным суффик­сально, является значение 'отдельного акта действия'.

В материальном (звуковом) отношении корень — это неделимая часть основы, состоящая из ряда фонем (реже — одной фонемы), способная подвергаться формальным видо­изменениям. Традиционно различают два вида таких изме­нений: 1) позиционные (обусловленные ныне действующи­ми фонетическими законами) и 2) исторические чередования, сохранившиеся в языке от очень давнего времени и вызы­ваемые в прошлом фонетическими причинами. Примером первых из них могут служить чередования твердых/мяг­ких, звонких/глухих согласных [д/д'], [д/т] в словах годо­вой, годичный, год: [гъд-ав-ой, гад'ийч-н-ый, гот], а также чередования гласных [ъ-о- ] в составе той же морфемы, вы­зываемые разным положением по отношению к ударению.

К историческим чередованиям корня относится, напри­мер, чередование заднеязычных согласных г, к, х сшипя­щими ж, ч, ш в корнях имен существительных с умень­шительным суффиксом -ок: друг — дружок, сук — сучок, стих — стишок. Чередование корневых звуков к—ч имеет место перед окончаниями личных форм глагола пеку —печёшь. О независимости таких чередований от звукового окружения корня свидетельствует тот факт, что оба чере­дующихся звука во всех приведенных примерах находят­ся перед морфами одинакового звучания, т.е. в одной и той же фонематической позиции. Такие виды формаль­ных различий корневой морфемы не нарушают ее смыс­лового единства, поскольку представленные видоизмене­ния связаны с одним и тем же понятием об определенном промежутке времени.

СВОБОДНЫЕ И СВЯЗАННЫЕ КОРНИ

По степени морфемной и семантической самостоятель­ности различают свободные и связанные корни.

Свободными называются корни, способные высту­пать самостоятельно, вне сочетания со служебными (кроме флексии) морфемами или другими корнями. Например: стен-а, окн-о зим-а, езд-а, лес-о-степъ-0. В этом случае слово представляет собой сочетание корневой_морфемь с оконча­нием, в неизменяемых словах типа здесь, вчера — основу, которая совпадает с корнем.

К связанным относятся корни, выступающие толь­ко в соединении со служебными морфемами (в том числе и нефлексийными) или другими корнями в составе чле­нимой (производной) основы. Такие корни отличаются от свободных корней, поэтому их принято называть р а д и к с о и д а м и (лат. 'корень' и греч. 'подобный'): вдобавок (в-до-бав-ок), ввергнуть (в-верг-ну-ть), завет (за-вет-0), навык (на-вык-0), надеть, одеть (на-/о-де-ть) и др. Особенности их употребления вызваны тем, что слова со связанными корнями не имеют параллельной нечленимой основы. Так, например, при наличии ряда повторяющихся слов с корнем -бав-: добавить, добавка, добавочный, при­бавка, разбавить и др. — в современном русском языке нет ни одного слова, где бы корень –бав-- выступал самосто­ятельно.

Образование слов со связанными корнями вызвано раз­нообразными изменениями слова в процессе исторического развития языка. Так, например, в словах палец и солнце корневые морфемы с точки зрения современного сознания употребляются лишь в сочетании со словообразовательными_аффиксами;_пал-ец-0, паль-чик-0; солн-ц-е, солн-еч-н-ый, солн-ышк-о, солн-ц-е-пёк-0. Однако в первом из этих слов — палец явление связанности корня вызвано утратой исходно­го слова палъ, употреблявшегося прежде в аналогичном зна­чении как слово с нечленимой основой, а во втором — солн­це — расхождением смысловых связей с однокорневым словом соль, от которого оно образовано. Связанные корни отличаются от свободных корней рядом признаков: они 1) не употребляются в качестве нечленимых основ; 2) характери­зуются частой повторяемостью в рядах одноструктурных образований. Это особенно ясно в производных словах с приставками и суффиксами: на-де-ть, о-де-ть, пере-о-де-ть, раз-де-ть, при-о-де-ть; ото-й-ти, подо-й-ти, по-й-ти, со-й-ти; до-каз-а-ть, за-каз-0, на-каз-0, при-каз-0, с-каз-0, с-каз-а-ть, у-каз-0, у-каз-а-ть и т.д.; 3) имеют затемнен­ное для современного восприятия значение, подобно сло­вам в составе фразеологически связанных единиц: ни зги не видно, балясы, лясы,точить, кромешныйад, попасть впросаки т.д.

Частая повторяемость связанных корней не препятствует образованию слов с единичными связанными корнями, называемыми уникальными, типа бужен-ин-а, смород-ин-а, мал-ин-а, членение которых осуществляется по оста­точному принципу. Выделение связанных и уникальных корней при морфемном анализе состава слова часто вы­зывает затруднения, в особенности в тех случаях, когда от этимологического корня остаются один-два звука типа об-у-ть, раз-у-ть, об-у-в-0-0, с-ня-ть, в-ня-ть, от-ня-тий-е.

АФФИКСАЛЬНЫЕ МОРФЕМЫ

Аффиксы (лат. 'прикрепленный') по месту относительно корня делятся на: приставки (префиксы), суф­фиксы, окончания (флексии), постфиксы и интерфиксы.

Все перечисленные аффиксы образуют по этому призна­ку противопоставление. Приставка, располагаясь в начале слова перед корнем, противопоставлена окончанию, занима­ющему в словоформе конечную позицию, и постфиксам, ко­торые стоят после окончания. Нейтральное положение — в середине основы — занимают интерфиксы.

Помимо местоположения аффиксы могут быть рассмот­рены с точки зрения: 1) выполняемой ими функции, 2) ха­рактера выражаемого значения, 3) особенностей структуры, 4) степени регулярности и продуктивности.

Среди словообразовательных средств различают однозначные, многозначные, омонимичные, синонимичные и антонимичные. Примером однозначных аффиксов может служить упоминавшийся суффикс –ий-,образующий названия химических элементов (курчатовий); многозначных— суффикс -ин-а с увеличительным значением (домина — большой дом) и усилительным (голосина —- сильный голос), приставка пере- со значениями направленности действия через что-нибудь (перепрыгнуть), помещения чего-нибудь между чем-нибудь (пересыпать вещи нафталином), изменения направленности (перебазировать). Примером омонимичных аффиксов является также упоминавшийся суффикс -ит-, образующий не связанные семантически названия минералов (победит, байкалит) и болезней (неврит, простатит); пре­фиксоид авто-, имеющий значения: 1) автоматический (автосцепка, авторезка), 2) относящийся к автомобилям (автобаза, автоколонна), 3) относящийся к самому себе (автореферат, автопортрет). Синонимичными аффиксами являются префиксоиды сверх-, супер-, ультра- (сверхмодный, супермодный, ультрамодный), суффиксы -ниц-а, -ис-а, к-а, -ш-а, образующие названия лиц женского пола по их отношению к соответствующим должностям, занимаемым лицами мужского пола (учитель — учительница, учителка, учительша; директор — ди-кторша, директриса). Наконец, к антонимичным аффиксам можно отнести суффиксоиды -фил и -фоб (русофил — русофоб), суффиксы -еньк- и -ущ- (черненький — чернущий) и т.д.

Приставка / п р е ф и к с (лат. 'прикреп­ленный спереди') — аффикс, который находится перед кор­нем и выражает словообразовательное и/или грамматиче­ское значение. Обычно приставка располагается перед корнем, но может находиться перед другой или другими приставками, если их в слове несколько, например: без-раз-мерный, пере-на-сытитъ, по-раз-мыслитъ, по-на-вы)-дер-гиватъ,по-при-за--думаться и т.д. Большинство приставок по своему происхождению исконно русские. Приставок иноязычного происхождения немного, из них наиболее упот­ребительными являются а-, анти-, архи-, интер-, наи-, ульт­ра-: а-моралъный, анти-общественный, архи-сложный, интер-вокалъный, наи-больший, ультра-консервативный.

По структуре исконно русские приставки в большинстве случаев являются простыми (без-/бес-; в-/во-; вы-; до-; за-; из-/ис-/изо-; на-; о-/об-/обо-; пере-; раз-/рас- и др.), но мо­гут быть и составными (производными или сложными), образованными в результате сочетания двух префиксаль­ных морфем. Такие приставки немногочисленны: обез-/ обес-; недо-; небез-/небес- (обез-водитъ, обес-силетъ, небез -ызвестный, небес-полезный, недо-выполнитъ, недо-брать и т.д.).

Приставки, как правило, выполняют словообразователь­ную функцию. Они служат для образования новых слов, например: вы-полнить (план)—> пере-вы-полнить; группа —>под-группа; ныне —> от-ныне. При этом приставка присое­диняется к производящему слову в целом и не изменяет его принадлежности к той или иной части речи. Глагол выполнить, принимая приставку пере-, остается в системе этой части речи (выполнить — пере-выполнить), точно так же, как имена существительные, прилагательные и наречия в этом случае не изменяют своих свойств (школьный — при-школъный; ныне — от-ныне).

Приставки наиболее продуктивны в образовании глаго­лов. Образуя новое слово, приставки существенно не изме­няют его лексического значения, а лишь вносят в него до­полнительные оттенки смысла. Так, в префиксальных глаголах во-гнатъ, вы-гнать, до-гнатъ, при-гнатъ, со-гнатъ, ото-гнатъ и др. приставка оказывает влияние не на ха­рактер перемещения, а указывает на различия в направлении движения (внутрь, изнутри наружу, до определенного пространственного предела, вниз, от предмета и т.д.). В именах прилагательных, существительных и некоторых наречиях приставка изменяет не признак, заложенный в слове, а выражает степень его проявления (часто высшую), отрицание признака: пре-добрый, наи-лучший, рас-краса-вица, без-лунный, не-умный, до-нельзя, за-светло и др.

Несмотря на то что словообразовательное значение при­ставок имеет лишь дополнительный (характер, оно обладает относительной самостоятельностью, поскольку не зависит от влияния флексии и не выражает грамматических свойств слова. Это объясняется, с одной стороны, препозитивным положением приставок по отно­шению к корневой морфеме, а с другой — их происхожде­нием, исторически связанным с первообразными предлога­ми, которые являются самостоятельными словами, хотя и служебными. И до сих пор еще сохранилась звуковая и семантическая соотнесенность между приставкой и пред­логом, без участия которого многозначная приставка не может конкретизировать своего значения. Так, приставка до- способна выразить значение 'достижения пространствен­ного (или временного) предела' только в сочетании с предложно-падежной формой до- + имя существительное, на­пример: добежать до дверей, доехать до города, дожить до весны. При отсутствии такой формы приставочный глагол выражает иное значение — 'доведение действия до его кон­ца, завершение его'.

Этим обусловлены некоторые структурные особенности приставок:

1) в отличие от словообразовательных суффиксов они присоединяются не к производящей основе слова, а к слову в целом;

2) при этом приставки не изменяют частеречной при­надлежности нового слова по сравнению с тем, от которого оно образовано, и не могут программировать его лексико-грамматические свойства.

Обычно выделение приставок при морфемном анализе слова не вызывает затруднений. Трудности в этом отноше­нии возникают в двух случаях: 1) при смешении структу­ры сложных приставок типа недо-, обез-/обес- с простыми приставками, из сочетания которых они образованы (не- + до-, не- + без-/бес- и т.д.); 2) при неразличении синхронного и диахронического подходов к морфемному анализу слова, т.е. в случаях выделения приставок в тех словах, где они

могут быть выделены лишь этимологически, типа вос-питание, при-лежный, с-ведение и др.

Известные трудности представляют и префиксальные глаголы со связанными корнями типа вос-прет-ить, вос- прещ-ается. В первом случае при выделении морфем в слове следует принимать во внимание: а) характер слово­образовательного значения сложных и простых приставок, б) возможность сочетаемости простых приставок с произ­водящими словами. Так, например, в словах типа недо-развитый, недо-ношенный, недо-оценка, недо-спать и в ряде других выделяется сложная приставка недо-. Об этом сви­детельствует ее словообразовательное значение 'недоста­точной степени проявления действия или признака', реа­лизуемое в данных образованиях, а также невозможность сочетаемости приставки до- с рядом приведенных слов (до-развитый, до-оценка, до-спать и т.д.). Во втором случае трудности при морфемном анализе возникают из-за пол­ной или частичной утраты префиксальной или корневой морфемой своего значения. Так, например, в слове сведе­ние, несмотря на возможность сопоставления его с однокоренными словами, приставка не выделяется, так как ее словообразовательное значение уже не осознается.

Суффикс.

Суффикс (лат. 'прикрепленный') — это аф­фикс, находящийся перед окончанием и служащий для об­разования новых слов и/или их грамматических форм.

Суффиксы располагаются обычно после корня, но могут находиться и после другого или других суффиксов, общее количество которых в словоформе иногда достигает 3—4. Ср., например: изда-тель-0, дач-н-ый, гост-и-ть, но по-след-ова-тель-О, послед-ова-тель-ниц-а, послед-ова-тель-н-ость-0- В абсолютном конце словоформы суффиксы мо­гут быть только у неизменяемых слов: полезн-о, вызыва-ющ-е~, крайн-е, слегк-а, сообщ-а, сослеп-у и др.

Занимая позицию перед окончанием, суффиксы характе­ризуются рядом структурных особенностей:

1) неразрывной спаянностью с тем или иным комплек­сом окончаний и образованием вместе с ним единого фор­манта: -ний'(е)/-ений(е), -ств(о)/-еств(о), -ниц(а); например: пе-ни(е), рожд-ени(е);

2) способностью суффиксов вместе с окончанием предоп­ределять отнесенность слова к той или иной части речи, тому или иному типу склонения или спряжения. Так, на­пример, суффикс -ниц(а) со значением 'вместилища для чего-нибудь (сосуд, ящик, коробка)' — черниль-ниц(а), хлеб-ниц(а), сахар-ниц(а) — предопределяет отнесенность слова к именам существительным ж. рода, ед. числа, им. падежа. Суффикс -ск(ий) в словоформах свет-ск(ии), сенат-ск(ий) указывает на принадлежность их к именам прилагательным, а суффикс -ну- в словоформах типа толкнуть, крик­нуть относит их к глаголам I спряжения;

3) в отличие от приставок суффиксы присоединяются не к слову в целом, а к основе словоформы. Этим в свою оче­редь объясняется их способность изменять частеречную принадлежность вновь образованного слова. Так, имя суще­ствительное дружба образовано от глагола дружить (друж-и-тъ — друж-б-(а)); имя прилагательное длинный от осно­вы существительного длина путем присоединения суффикса -н (длин-а — длин-н-(ый)), а мотивирующей основой для суф­фиксальных глаголов красн-е(ть), бледн-е(ть) послужили имена прилагательные красный, бледный. Возможны и слу­чаи, при которых присоединение суффиксов к производя­щей основе оставляет производное слово в составе той же части речи: газета —> газет-чик-О, водяной —> водян-ист-ый, семь —» сем-ер-о.

По функции суффиксы подразделяются на словообразо­вательные и словоизменительные.

Выполняя словообразовательную функцию, суффиксы, в отличие от приставок, изменяют лексическое значение производного слова, хотя, как и все аффиксы, име­ют по сравнению с корнем дополнительное, более отвлечен­ное значение. Так, от основы имен существительных гарде­роб, газета с помощью суффикса -щик/-чик образованы новые слова той же части речи, но с иным значением: не предметности, а лица по отношению к объекту, орудию дей­ствия: гардеробщик, газетчик.

Словообразовательное значение суффиксов по степени отвлеченности не однородно. Оно может быть общим, ти­повым и частным. Так, общее словообразовательное зна­чение суффикса -телъ/-итель 'носитель отношения к дей­ствию' подразделяется на два частных значения: а) 'лицо, производящее действие': преподава-тель-О, учи-тель-О, спас-итель-0; б) 'учреждение, организацию, осуществляю­щие данное действие': отправи-тель-О, заготови-тель-О. В современном русском языке суффиксы преимуществен­но словообразовательные.

Словоизменительные суффиксы служат для образования несинтаксических форм слова. Они встреча­ются обычно в формах глаголов и степеней сравнения имен прилагательных. Их можно представить закрытым спис­ком: 1) суффикс прошедшего времени -л-: дума-л-0, дума-л-а, дума-л-и; 2) суффикс -и- в форме повелительного на­клонения: вед-и, нес-и, бер-и; 3) суффиксы причастий настоящего и прошедшего времени действительного и страдательного залога -ущ-/-ющ-; -ащ-/-ящ-; -вш-/-ш-; -ем-/ -ем-/-им-; -нн-, -енн-, -т -: чита-ющ-ий, чита-вш-ий, чита-ем-ьт, прочита-нн-ый; 4) суффиксы деепричастий совер­шенного/несовершенного вида -а-/-я-; -в, -вши, -ши: читая (читай-а), прочитав, прочитавши (прочита-в/-вши), несши (нес-ши). К формообразующим суффиксам имен прилага­тельных в лингвистической литературе относят бесспорно только 5)суффиксы степеней сравнения -ее, -е, -ше: красив-ее, больш-е (ср. болъш-ой), стар-ше (ср. стар-ый). Что касается формообразующих суффиксов превосходной степени имен прилагательных -ейш-/-айш- (красив-ейш-ий, велич-аиш-ий), то они в ряде работ квалифицируются как один из словооб­разовательных типов, выражающих высшую степень про­явления признака.

Тесной связью суффиксов с окончаниями объясняются те трудности, которые возможны при выделении суффик­сов в условиях графического изображения слова. Ср., на­пример: голуб-ей, но семей-0 (голуб'-0, голуб'-и, голуб'-ей; но сем-й-а, сем-й-и, семей-0; человеч-ий-0, но висяч-ий (висяч висяч-его, висяч-ему. В основе словоформы притяжательных при­лагательных м. рода, ед. числа, им. падежа (человечий) появляется беглый звук [и], отсутствующий в других ф_ор-мах слова (ср. человек-0, человеч-ий-0, но человеч'-й-его, человеч'-й-ему). Дополнительные трудности создаются при одинаковом графическом изображении разных аф­фиксов слова — окончаний и суффиксов (ср. сем-ей-О и голуб-ей.

4.Термин постфикс (от лат.— 'после' и — 'прикрепленный') употребляется по отношению к особой разновидности аффиксов, находящихся после окончания в абсолютном конце слова.

В русском языке пять постфиксов: два глагольных -|ся1/-|сь|, -те1 (бороть-ся!, борю-сь, учи-те) и три местоименных -то1, -либо1, -нибудъ] (кто-то какой-либо, что-нибудь). В современных школьных учебниках русского языка тер­мин «постфикс» не употребляется. Аффиксы этой разно­видности отнесены к суффиксам.

Все перечисленные постфиксы (за исключением -те) словообразовательные. Так, например, постфикс -ся/-сь сообщает глаголам переписываться, ссориться зна­чение взаимности, а местоимения и наречия с постфиксами -то, -либо, -нибудь имеют значение неопределенности. Однако постфикс -ся/-съ может выполнять и словоизме­нительную функцию: он используется для образова­ния форм страдательного залога. Ср., например: Рабочие строят дом. — Дом строит-ся! рабочими.

Словоизменительный постфикс -те в формах повел, на­клонения выражает грамматическое значение мн. числа: пиши-те, смотри-те, не забывай-те.

В слове может быть два постфикса, следующих друг за другом. Это наблюдается в глаголах повел, наклонения мн. числа: задумай-те-сь, не переговаривай-те-сь.

Особенности постфиксов проявляются в том, что они со­вмещают в себе признаки приставок и суффиксов. Зани­мая позицию справа от корня так же, как и суффиксы, они тем не менее ведут себя в словообразовательном отноше­нии как приставки: при чистой постфиксации (мыть — мыть-ся, строить — строить-ся) присоединяются ко все­му слову в целом и не изменяют частеречной принадлеж­ности слова и тип его словоизменения. При этом глаголы остаются глаголами, а местоимения — местоимениями: по­вышать благосостояние масс — благосостояние масс повышает-ся. начинать учебный год — учебный год начинает­ся. Присоединение постфиксов к слову в целом приводит к образованию прерывистой основы, разделенной окончаниями: чт-о-то (чт...-то), как-ой-либо (как...-либо), начина-ет-ся^ (начина...-ся).

С суффиксами, кроме местоположения относительно кор­ня, постфикс -ся/-сь сближается тем, что в смешанных спо­собах словообразования, где в качестве словообразователь­ного средства выступает не только постфикс, но и суффикс, постфикс, как часть сложного форманта, присоединяется не к слову в целом, а к основе и потому изменяет частеречную принадлежность и грамматические свойства слова. Напри­мер, возвратный глагол колос-и-ть-ся образован от основы имени существительного колос-0 путем прибавления фор­манта -и-…-ся и соответствующей системы окончаний. Гла­гол скуп-и-ть-ся образуется тем же способом от основы име­ни прилагательного скупой, а глагол прилун-и-ть-ся создан на базе имени существительного луна с помощью сложного форманта, в состав которого входит приставка при-...-и-ся: при-лун-и-ть- ся.

Терминоминтерфикс (от лат.'между' и 'вставленный') в лингвистической литературе объединя­ются связанные между собой, но не тождественные поня­тия: 1) «межморфемные прокладки» (Е.А.Земская), играющие в структуре слова чисто соединительную функцию, и 2) соединительные гласные о, е в составе сложных слов, стоящие, по мнению некоторых исследователей, в одном ряду с суффиксами и префиксами.

Межморфемные прокладки (по мнению Е.А.Земской) не­значимы и потому не являются аффиксами. Они обеспечи­вают закономерную сочетаемость морфем и являются ре­зультатом их морфонологических изменений. Такие проклад­ки, состоящие из одного или нескольких звуков, могут соединять разные морфемы, в том числе и корневые (лес-\о\-степь, сея-\л\-к-а), но на границе основы и суффикса они встре­чаются чаще всего. Так, в прилагательных летний, зимний (лет-н-ий, зим-н-ий) отношение к определенному промежут­ку времени выражено суффиксальным морфом -н-, высту­пающим в своем основном виде, а в прилагательном вче­рашний (вчера-/ш/-н-ий) — морфом -шн-, осложненным до­полнительным звуком \ш\. Аналогичное явление наблюдается и в прилагательных со значением индивидуальной принад­лежности чему-л.: Саратов-ск-ий, казан-ск-ий, с одной сто­роны, и орл-/ов/-ск-ий, горьк-\ов\-ск-ий, с другой. Поскольку основного вида морфем вполне достаточно для выделения их словообразовательного значения, межморфемные проклад­ки являются незначимыми. Однако В.В.Лопатин вводит по­нятие «интерфикс» в ряд терминов, обозначающих виды аф­фиксов по их положению в слове, считая, что «термин этот обозначает аффикс, находящийся между корнями... Точнее, интерфикс связывает не корни, а простые основы в составе сложной основы». Например: лес-о-заготовки, земл-е-про-ходец. Расширяя это понятие за счет элементов: -и-, -ех-, ух-, -у- (сорв-и-голова, пят-и-конечный, четыр-ех-этажный, дв-ух-этажный, пол-у-тенъ), он приписывает им, в отличие от соединительных гласных -о-, -е-, особое словообразова­тельное значение, синтагматическое по своей природе, счи­тая, что такой интерфикс не асемантическая прокладка и не часть морфемы, а особая морфема, значимая часть слова.

С расширением понятия «интерфикс» за счет указан­ных строевых элементов согласны не все ученые. Напри­мер, многие из них считают, что элементы -и-, -ех-, -ух-, -у- не являются вставными. Это по происхождению окончания повел, накл. глагола (сорвиголова) или падежной формы количественных числительных (ср. семь-О, сем-и и сем-и-летка; четыр-е-четыр- ех и четыр-ех-ст-ах, четыр-ех-этажн-ый, выполняющие в составе сложных слов дополнительную связочную (синтагматическую) функцию.

Спорным остается и вопрос о способах членимости слова с асемантическими элементами. Исходя из положения о безостаточном членении всех значимых единиц языка (слов, морфем и предложений), большинство ученых полагают, что членение слова нужно производить без остатка. На этом основании интерфиксы должны отойти или к основе слова, которая при этом подвергается наращению, или суффиксу.

Наши рекомендации