Урок 139. Проверка парных согласных и безударных гласных в корне слова
Цели: повторить и обобщить знания учащихся о способах проверки безударных гласных и парных согласных в корне; отрабатывать способы проверки орфограмм
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока
Парные согласные — самые опасные! В корне ты их проверяй — Рядом гласный подставляй! Тема урока: «Проверка парных согласных и безударных гласных в корне слова».
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте. Назовите однокоренные слова. Какие к ним можно подобрать проверочные слова?
Сравните значение выражений бумажный лист и кленовый лист.
А как правильно говорит когда этих предметов много? (Бумажные листы, кленовые листья.)
III.Актуализация знаний
IV.Чистописание
V. Работа по теме урока
— Отгадайте загадки: Запишите слова-отгадки с проверочными словами.
Еду не путем, Погоняю не кнутом, А оглянусь назад: Следу „нету. (Лодка — лодочка.)
Из дерева вырубается, А в руках плачет. (Скрипка — скрипочка.)
Буду мастером таким, Как наш дядя Евдоким: Делать стулья и столы, Красить двери и полы. А пока сестре Танюшке Сам я делаю... (игрушки — игрушечка).
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка — матрешечка.)
(Упр. 331.)
— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
— Какие орфограммы встретились в словах с подчеркнутыми буквами? (Безударный гласный, парный согласный.)
— Подберите проверочные слова. Докажите правописание этих слов.
— Выполните задание.
— Найдите в словаре две пословицы на эту же тему, объясните их смысл. (Предлагаем использовать школьный словарик «Пословицы, поговорки и крылатые выражения».)
VI. Физкультминутка
VII.Закрепление изученного материала(Упр. 330.)
— Прочитайте. Какое задание нужно выполнить? (Разделите текст на предложения.)
— Сколько предложений в тексте? (Четыре.)
— О чем этот текст?
— Как на письме отделяем одно предложение от другого? (Первое слово пишем с заглавной буквы. В конце предложения ставим точку.)
— Выполните задание.
— Прочитайте. (Игра
«Метаграммы».)
Со звонким — много времени пройдет. С глухим — он ест мышей и песенки поет. (Год — кот.)
С глухим — весною из меня листочки вырастают. Со звонким — солят все во мне иль воду наливают. (Почка — бочка.)
VIII. Итог урока
— Какие согласные в корне надо проверять?
Домашнее заданиеУпр. 332.
Урок 140. Контрольный диктант
Цель: проверить умение писать слова с парными согласный и безударными гласными.
I. Сообщение темы и цели урока
Сегодня на уроке мы будем писать контрольный диктант.
- какие правила помогут вам справиться с работой? (Правила правописания безударных гласных, парных согласных).
II. Работа по теме урока
Весна
Настали чудные деньки. Журчат ручьи. У крыльца пушистая травка. В сад вернулись скворцы. Школьники идут гулять в рощу. Там птички вьют гнезда. На лужайках много цветов. Дети рады теплу и весне. За ребятами бежит собака Белка.
Грамматическое задание:
1. В 1м и 4м предложениях подчеркните главные члены (по вариантам)
2. Выпишите 2 слова с проверяемым безударным гласным в корне. Перед словом напишите проверочное слово. Напишите еще одно слово на это же правило.
3. Выпишите одно слово с парным согласным в корне. Перед словом напишите проверочное слово. Напишите еще одно слово на это же правило.
III.Итог урока
-Написание каких слов у вас вызвало затруднение?
Урок 141. Работа над ошибками
Цели:формировать умение распознавать в слове орфограммы, применять правила; повторить и закрепить изученный материал.
Ход урока
I.Сообщение темы и цели урока
Учитель сообщает общие итоги работы.
II. Чистописание.
III. Работа по теме урока
(Классификация ошибок и работа над каждой из них).
Работа проводится коллективно.
IV.Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
(Учащиеся списывают с доски текст.)
Весна
Чудное утро. З..ленеет первая тра..ка. На деревьях набухли почки. Пахнет к..рой и березовым соком. Все ж..вое просыпается и спеш.лв жить.
(Самопроверка.)
VI. Итог урока
— Как проверить безударный гласный?
— Как проверить парный согласный?
— Что общего в этих правилах? (Два способа проверки: подбор однокоренных слов и изменение слов.)
Домашнее заданиеУпр. 329.
Урок 142. Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Связь слов в предложении
Цель: развивать умение распознавать предложение, оформлять его на письме, находить главные члены предложения.
Ход урока