Урок 126. Обучающее сочинение

Цели: формировать умение составлять повествовательный текст по рисунку, вопросам и опорным словам; развивать устную речь

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока

Послушайте отрывок из стихотворения НА. Некрасова «Де­душка Мазай и зайцы».

... Я раз за дровами

В лодке поехал — их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет —

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой —

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршика земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои, — ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой.

«То-то! — сказал я. — Не спорьте со мной!

Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»

— О каком явлении природы мы будем писать сочинение на уроке?

Сегодня на уроке будем писать сочинение о половодье по кар­тине

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте. Почему ягоды и цветы так называются? (Предлагаем использовать школьный словарик «Растения России».)

Материал для учителя

Ежевика. Вы, конечно, хорошо знаете малину, вкусную сладкую ягоду темно-красного цвета. А видели ли очень похожую на нее ягоду черного цвета? Это ежевика. Весь куст ежевики покрыт острыми шипами, иголками, как у ежа, потому и ежевика.

Колокольчик. За что же назвали эти нежные цветочки колокольчи­ками? Да за форму венчика, напоминающую колокол, А в народе их еще зовут бубнами, звонцами, звоночками.

Облепиха. Если вы посмотрите на осеннюю облепиху, сразу догадае­тесь, почему она так называется. Серебристо-зеленые веточки сплошь облеплены оранжевыми ягодами: сидят они на коротких плодоножках, плотно прижавшись друг к другу. Эти маленькие ягодки не имеют себе равных по запасам полезных и лекарственных веществ. Древняя тибет­ская медицина использовала облепиху «от корней до семян», считая уни­версальным лечебным средством.

Одуванчик. Весной, как только подрастет первая трава, распускаются ярко-желтые одуванчики. Обычно в букеты их не берут — быстро вянут, да и так примелькались, что редко замечают. А дети срывают пушистые желтые шапочки на полых стебельках и плетут из них венки.

Живучесть одуванчика поразительна: вырванный с корнем, цветок может дозреть до семян, которые разнесет ветер, и вновь появятся всходы.

Повеет ли ветром или кто-то специально дунет, и разлетятся по воз­духу сотни ажурных парашютиков, то поднимаясь все выше и выше, то спускаясь к самой траве.

III. Работа по теме урока

1. Работа по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода». — Рассмотрите картину.

Художник выбрал ничем не примечательный на первый взгляд, но очень характерный для русского пейзажа уголок при­роды, изобразил из года в год повторяющееся явление — весен­ний разлив. Обильная вода так разлилась, что затопила березовую рощу. Речная протока сливается с широкой рекой, все затопляю­щей на своем пути. В чистой, прозрачной, уже отстоявшейся воде, как в зеркале, видны слегка колеблющиеся отражения деревьев. Вода тихая, спокойная. Она почти застыла. Лишь легкое прикосновение ветерка чуть покачивает отражение березок.

Большая вода омывает левый, плавно изгибающийся берег с маленькой лодкой — челноком, легкой и непрочной, как скор­лупка. По всей видимости, здесь недавно был ее хозяин и вот-вот придет на это же место. Эта недосказанность придает еще больше прелести пейзажу, делает его уютным, обжитым.

Роща, еще не одетая листвой, просматривается насквозь. Ро­зоватые тени березок нежно рисуются на голубизне неба. В этом мире природной гармонии выделяются на фоне березовой рощи елочка и старая осина с обнаженным стволом, с похожими на старческие пальцы сучьями. Рядом с ней все остальные деревья выглядят еще изящнее.

Почему река затопила берега? Когда на деревьях набухают почки? ■ Что изображено на картине И.И. Левитана? (Учитель поясняет: разлив рек называется половодьем, или большой водой.)

Найдите в словаре слово половодье. Прочитайте, что оно обозначает. (Предлагаем использовать школьный толково-этимологический словарик.)

■ Отчего реки выходят из берегов?

Что вам нравиться в этой картине? Расскажите о березках. Какие еще деревья растут в этой роще?

■ Почему елочка зеленая, когда все другие деревья еще без листьев?

Рядом с елочкой растет осина. Она такая же молодая, как березки, или старая?

■ Как называется маленькая лодочка, выдолбленная из од­ного куска дерева, обычно осины?

— Оживляет ли она пейзаж?

2. Работа по рисунку и вопросам (упр. 300).
Рассмотрите рисунок. Чем похожи рисунок и репродукция
картины? (Изображено половодье.)

— Чем заняты ребята?

В каком произведении вы слышали этот сюжет? (В стихо­творении НА. Некрасова*«Дедушка Мазай и зайцы».) Почему зайцам была необходима эта помощь? (Они могли утонуть или погибнуть без еды.)

— Прочитайте вопросы. Подготовьте ответы.

— Сколько частей должно быть в тексте? (Три.)

Как называется первая часть? вторая? третья? (Начало, ос­новная часть, концовка.)

Как на письме отделяем каждую часть? (Записываем с крас­ной строки.)

Какие вопросы мы отнесем к первой части? (Первый и второй.)

— Какие вопросы мы отнесем ко второй части? (Третий и чет­вертый.)

— Какой заголовок подойдет к этому рассказу? Придумайте продолжение рассказа.

3. Устный рассказ

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Самостоятельная работа над сочинением

VI. Итог урока

(Учащиеся зачитывают свои сочинения.) — Чьи сочинения вам понравились? Почему?

Домашнее задание Записать однокоренные слова с корнем -ход-, выделить корень.

Наши рекомендации