Урок 122. Признаки однокоренных слов
Цель: формировать умение распознавать и подбирать однокоренные слова.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока
(На доске записаны слова.)
• Печурка, печать, печка.
• Желток, железо, желтый.
— Чем похожи эти слова? (У них есть общая часть.)
— Найдите лишнее слово в каждой строке. (Впервой — печать, во второй — железо.)
— Почему эти слова лишние? (Они имеют другое значение.) Тема урока: «Признаки однокоренных слов».
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте слова. Назовите корень.
III. Чистописание
IV. Работа по теме урока
— Подберите однокоренные слова.
Машина — ..ист, море — ..як, скрипка — ..ач, рыба — ..ак, ягода — ..ник, баян — ..ист.
— Найдите корень в каждой паре слов.
(Упр. 294.)
— Прочитайте. Найдите однокоренные слова, которые подобрала Катя. Что вы можете о них сказать? (Они не являются однокоренными. У них разное значение.)
— Найдите однокоренные слова, которые подобрал Дима. Что вы можете о них сказать? (Эти слова однокоренные. У них есть общая часть и общее значение.)
(Упр. 295.)
— Прочитайте. Найдите рассуждение.
— Выполните задание.
— Прочитайте слова. Назовите корень.
V. Физкультминутка
VI.Закрепление изученного материала
Сейчас я прочитаю вам сказку.
Два корня Встретились однажды корень куста и корень слова
—Здравствуй, — говорит один, — я корень, а ты кто?
—А я тоже корень, — отвечает другой.
—Я в земле живу, — сказал первый. — А ты где живешь?
—А я живу в словах, — ответил второй.
—Ну какой же корень может жить в словах? — усмехнулся первый. — Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки, И вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растет?
—Не хвастайся, — отвечает с улыбкой второй. — От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только ИЗ одного корня -лет-.
—Подумаешь! — не унимается первый. — Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!
—А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, НИ фруктов, ни ягод даже назвать-то нельзя! — не сдается второй. Услышали их спор люди и говорят:
—Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие Корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно. Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень — общая для всех часть, ОТ которой все они произошли.
—О каких же корнях шла речь в сказке?
— Какой из этих корней людям нужнее? (Упр. 296.)
— Прочитайте. Кто автор этого стихотворения?
— Найдите однокоренные слова. Докажите, что они являются однокоренными. (Точилка и точит — имеют общий корень и общее значение. Точилкой точат карандаши.)
— Найдите памятку № 3. Подготовьтесь к письму по памяти.
— Закройте учебники. Запишите. Выделите корень в однокоренных словах.
VII. Итог урока
— Назовите два признака однокоренных слов.
Домашнее задание Упр. 297.
Урок 123. Признаки однокоренных слов{продолжение)
Цели: закрепить умение распознавать и подбирать однокоренные слова; развивать мышление, память, речь учащихся.
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока
Так же как и у кустов, Корень слова есть у слов. Будь внимателен к словам, Отыщи в них корень сам: Лес, лесок, лесной, лесник. Цвет, цветок, цветной, цветник. Летчик, самолет, полет. Ледяной, ледовый, лед. Сад, посадка, посадил. Род, родители, родил. Ходит, выходка, ходы. Трудовой, трудись, труды.
- Назовите корень в однокоренных словах. Тема урока: «Признаки однокоренных слов».
II. Проверка домашнего задания
-Прочитайте однокоренные слова, которые вы подобрали. Назовите в этих словах корень.
III. Чистописание
IV. Работа по теме урока
(Выборочный диктант.)
— Из слов, записанных в скобках, выпишите только однокоренные слова к данному слову. Выделите корень.
• Липа (прилипнуть, липовый, липка, налипло, липонька, налипать).
• Осина (посинеть, осень, осинник, оси, подосиновик, осенний, осинка).
(Упр. 298.)
— Прочитайте. Кто автор этого стихотворения?
— Объясните значение слова проталинки. (Место, где стаял снег и открылась земля.)
- Подберите однокоренные слова к этому слову. (Таять, растаял, оттаял.)
— Прочитайте памятку № 3. Подготовьтесь к письму по памяти.
— Закройте учебники. Запишите. (Упр. 299.)
— Прочитайте. Все ли пары слов являются однокоренными? (Примерный ответ. Слова дети — малыши, мороз — холод, тропа — дорога имеют общее значение, но у них нет общего корня, поэтому они не являются однокоренными. Слова гора — горе имеют общий корень, но значение у них разное, поэтому они не являются однокоренными.)
— Выполните задание.
— Прочитайте. Назовите корень.
V. Физкультминутка
VI.Закрепление изученного материала
(Упр. 301.)
— Прочитайте. О чем говорится в тексте?
— Какие орфограммы встретились в словах?
— Объясните их правописание.
— Выполните задание.
— А сейчас давайте поиграем в игру «Найди пару». Найдите в каждом столбике пары родственных слов.
Стол — столбы Азбука — алфавит
Пень — пенка День — деньги
Коза — козленок Лимон — лимонад
Коза — стрекоза Лимон — апельсин
Ком — комната Вода — водитель
Сад — досада Пять — пятка
Дорога — подорожник Час — часто
Конь — конец
— Почему остальные пары слов не являются родственными?
VII. Итог урока
— Какие слова называются однокоренными?
Домашнее задание Упр. 302.