VI. Продолжение работы по теме урока
(Упр. 36.)
— Прочитайте предложения. Найдите в предложениях слова с буквой Э. Запишите эти слова в тетрадь.
— Что можно сказать про букву Э? (Буква гласная и обозначает гласный звук.)
(Упр. 37. Предлагаем использовать школьный толково-этимологический словарик.)
— Прочитайте слова.
— Как вы понимаете их смысл? Найдите эти слова в словарике. Прочитайте их значение.
— Выполните задание.
— Прочитайте предложения, которые вы составили. Назовите слова с буквой Э.
(После выполнения упражнения учитель может предложить рассмотреть слова антенна, шоссе, шимпанзе, модель.)
Есть в русском языке слова, которые пришли к нам из других языков, поэтому произношение их надо запомнить. В этих словах Е не придает мягкость предшествующему согласному и обозначает звук [Э].
VII. Словарно-орфографическая работа
— Назовите столицу нашей родины.
Что вы знаете о ней?
Материал для учителя
Москва — столица нашей Родины, один из самых крупных и красивых городов в нашей стране и во всем мире. Расположен он на берегу Москвы-реки.
Название реки возникло значительно раньше, чем название города, от слова «моцка» — «небольшой водоем». Слово подчеркивает небольшие размеры Москвы-реки по сравнению с Окой, вкоторую она впадает, или с Волгой, протекающей рядом.
— Найдите слово Москва в орфографическом словаре. (Предлагаем использовать школьный орфографический словарик.) Запишите его в тетради, обозначьте орфограмму. Составьте предложение с этим словом.
(Лучшее предложение дети комментируют и записывают в тетрадь.)
VIII. Закрепление изученного материала
— Запишите текст.
Шумно хлопает в ладоши Клен у Ленки во дворе.
— Подчеркните в тексте гласные буквы.
Запишите по одному слову, состоящему из:
• одного слога;
• двух слогов;
• трех слогов;
• четырех слогов.
— Составьте и запишите из слов каждой строчки предложение. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.
• Воробей, обедал, где.
• В, лесу, хорошо, как, весной.
• Щебечут, в, птицы, саду.
IX. Итог урока
— Отгадайте загадки.
• Железная рука землю роет. (Экскаватор.)
• Лестница-чудесница сама собой бежит. (Эскалатор.)
— Какие еще слова на букву Э вы запомнили и умеете писать?
Домашнее заданиеУпр. 38.
Урок 16. Слова с буквой Э {продолжение)
Цели: формировать умение правильно произносить и писать слова с буквой Э; развивать умение правильно строить предложения; учить правильному употреблению слов-приветствий.
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока
II. Проверка домашнего задания
(Можно провести взаимопроверку.)
В каком слове ударение не ставится? Почему?
— Найдите самое длинное слово, произнесите его по слогам.
— Объясните значение слова экран.
— Составьте предложение о любимой передаче и обоснуйте свой выбор. (Я люблю смотреть передачу «О животных», потому что узнаю много нового и интересного.)
III.Чистописание
IV. Работа по теме урока
— Запишите слова под диктовку.
Этаж, эхо, ель, пень, экран, экскаватор, эскалатор, свет, поэт, музей.
(Упр. 40. Текст сначала читает учитель, затем дети читают его самостоятельно.)
— О чем текст? (Об экскурсии в парк.)
— Еще мы встретили одно слово, которое начинается на букву Э. Произнесите его по слогам.
— О каком времени года говорится в тексте? Докажите, используя текст.
— Прочитайте вопросы к тексту, ответьте на них устно.
— Что надо сделать, чтобы ваш ответ получился полным и красивым? (Надо выбрать предложение из текста и прочитать его.)
— Запишите ответы на вопросы.
— Как вы приветствуете своих друзей и взрослых знакомых? Первые слова, которыми мы начинаем день, — «Доброе утро!».
Произнося их, мы желаем людям крепкого здоровья, хорошего настроения. Хотим, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым.
Послушайте, как хорошо сказано об этом в одном стихотворении, и подумайте, как его можно озаглавить.
Солнышко ясное встало «Доброе утро!» — сказало.
«Доброе утро!» — кричу я прохожим,
Веселым прохожим, На утро похожим.
«Доброе утро!» — В ответ
Мне улыбнулся сосед. «Доброе утро!» — Повсюду я слышу, Я слышу И вижу
В глазах у-девчонок, В глазах у мальчишек... Но если проснешься, А дождик в окно Стучит да стучит И без солнца темно? Доброе утро,
друзья, Все равно. Доброе утро! —
И в холод, и в град.
Доброе утро! —
Не зря говорят.
Доброе утро
Велит быть добрей,
Честней, и упорней, и веселей...
Придумано мудро:
— Доброе утро!
— Как можно озаглавить стихотворение?
— Прочитайте слова-приветствия из упр. 41.
Все они хороши, когда человек действительно желает другому добра, здоровья.
— А сейчас попробуйте так произнести эти слова, чтобы приятно от них было не только тем, к кому они относятся, но и вам самим.
(Учащиеся читают текст.)
V. Физкультминутка