Основные свойства предложения
Тест проверки остаточных знаний
для студентов 4 курса дневного отделения специальности «ПиМНО»по дисциплине «Синтаксис словосочетания и простого предложения»(разделы «Словосочетание», «Простое предложение»,«Актуальное членение предложения»)
Уровень цели | Номера заданий |
Знать | 1-18 |
Уметь | 19-30 |
Тест делится на две части: первая, теоретическая, содержит 18 заданий; вторая, практическая, - 12 заданий. Для комплексной оценки уровня знаний и умений студентов применяется следующая шкала оценок: За каждый правильный ответ - 1 балл. Баллы суммируются и оцениваются по следующей шкале:
Максимальная сумма баллов - 40.
40 - 36 - отлично
35 - 32- хорошо
31 - 28 - удовлетворительно
27 и меньше - неудовлетворительно.
Часть I.
Задание 1. Соедините стрелками имена и отчества ученых, помещенные в левом столбике, с фамилиями, помещенными в правом столбике:
Александр Матвеевич | Виноградов |
Виктор Владимирович | Буслаев |
Алексей Александрович | Пешковский |
Федор Иванович | Шахматов |
Задание 2.Какое из приведенных ниже определений словосочетания соответствует концепции акад. Виноградова?
а) Словосочетание - это синтаксически организованное непредикативное сочетание на основе сочинительной и подчинительной связи.
б) Словосочетание - это любое грамматическое соединение знаменательных слов, в том числе и предикативное.
в) Словосочетание - это смысловое и грамматическое непредикативное объединение двух и более знаменательных слов на основе подчинительной связи.
Задание 3.Впишите вместо многоточия определяемое слово.
... - это грамматическая оформленная по законам данного языка целостная (т.е. неделимая далее на речевые единицы с теми же основными структурными признаками) единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли.
Задание 4.Впишите в схему не указанное свойство предложения.
Основные свойства предложения
Смысловая целостность интонационная завершенность.....................?
Задание 5. Под предикативностью понимается:
а) выражение оценки содержания предложения говорящим с точки зрения реальности, достоверности, возможности и т.п.;
б) отнесенность содержания предложения к действительности;
в) выражение авторской экспрессии.
Задание 6. Под объективной модальностью понимается:
а) выражение оценки высказывания говорящим с точки зрения достоверности;
б) выражение отношения содержания предложения к действительности в плане реальности/ирреальности действия;
в) выражение оценки высказывания говорящим с точки зрения возможности/невозможности.
Задание 7.Согласитесь или опровергните следующие утверждения.
а) Объективная модальность выражается во всех предложениях.
б) Объективная модальность выражается не во всех предложениях.
Задание 8. Согласитесь или опровергните следующие утверждения.
а) Субъективная модальность выражается во всех предложениях.
б) Субъективная модальность выражается не во всех предложениях.
Задание 9.Впишите заголовок в данную схему.
......................?
повествовательные вопросительные побудительные.
Задание 10.Дополните данную таблицу.
Структурно-семантические типы сказуемого | |||
1. Простое глагольное сказуемое | 2. Составное глагольное сказуемое | 3. | 4. |
Задание 11.Составное глагольное сказуемое образуют следующие компоненты:
а) глагол-связка и именная часть;
б) фразеологически несвободные сочетания;
в) вспомогательный компонент, выраженный спрягаемым глаголом, и примыкающий к нему субъектный инфинитив.
Задание 12.Составное именное сказуемое образуют следующие компоненты:
а) вспомогательный глагол в личной форме и зависимый инфинитив;
б) глагольная связка в личной форме и именная часть.
Задание 13. В функции вспомогательного компонента составного глагольного сказуемого выступают глаголы:
а) отвлеченные и вещественные,
б) знаменательные и полузнаменательные,
в) фазовые, модальные и эмоционально-оценочные.
Задание 14.В функции глагола-связки составного именного сказуемого выступают глаголы:
а) простые, составные, сложные;
б) абстрактные, конкретные;
в) отвлеченные, полуотвлеченные, знаменательные;
Задание 15.Какому русскому ученому принадлежит учение о второстепенных членах предложения?..................................................
Задание 16.Какое значение не свойственно обстоятельствам?
а) место совершения действия или | в) временная характеристика действия, состояния или признака, |
б) способ совершения действия или проявления признака, | г) объект, подвергающийся воздействию. |
Задание 17.Большинство русских предложений интонационно делится на две части, из которых первая - это данное, известное - тема, а вторая - новое, неизвестное - ... .
Задание 18. С информативным центром предложения обычно совпадает ... .
Часть 2.
Задание 19.К какой группе цельных словосочетаний относится словосочетание «группа студентов»? .................................................................................................................
Задание 20.Сколько простых словосочетаний в предложении «Вчера в букинистическом магазине я купил в подарок сестре книгу о дельфинах»? ................................................
Задание 21.Определите тип предложения по цели высказывания:Жизнь, я так благодарен тебе!
а) повествовательное; | в) восклицательное; |
б) вопросительное; | г) побудительное. |
Задание 22.Определите тип предложения по объективной модальности:Вот бы и нам поселиться здесь.
а) реальная; | б) ирреальная |
Задание 23.В ниже приведенном предложении найдите подлежащее и определите способ его морфологического выражения:«Буду, буду летать! - звенело и пело в логове Алексея, отгоняя сон.
а) именем существительным в форме Им.п., | г) инфинитивом, |
б) местоимением-существительным, | д) словосочетанием, |
в) субстантивированной частью речи, | е) целой предикативной единицей. |
Задание 24.Укажите предложение с осложненной формой простого глагольного сказуемого.
а) Первые недели плавания принесли разочарование (Пауст.). | в) Он готов был идти на край света (М.Г.). |
б) Но был ли счастлив мой Евгений? (П.). | г) Слово и есть настоящее дело мое (Левит.) |
Задание 25.В одном из следующих предложений найдите объектный инфинитив и графически покажите его синтаксическую функцию.
1. Прошу уволить меня от дальнейших расспросов. | 3. Они способны мыслить и рассуждать. |
2. Мать пошла к броду поджидать меня. | 4. Он не будет вмешиваться в мои дела. |
Задание 26.В каком предложении глагол-связка в составном именном сказуемом представлена в нулевой форме?
а) Среди таежных зверей царем слывет медведь (Фед.).
б) Как увядающее мило! (Тютч.).
в) Ночь была ясней, чем день.
Задание 27. К какому типу односоставных предложений относятся следующие:
А написано в ней про любовь к родной земле (Пауст.).
Приятно возвращаться на старые, испытанные места (Ю. Олеша).
а) Определенно-личные, | г) безличные, |
б) неопределенно-личные, | д) инфинитивные, |
в) обобщенно-личные, | е) номинативные |
Задание 28.Составьте предложение по модели:
подлежащее - сказуемое - прямое дополнение - косвенное дополнение
Задание 29.В каком ряду все высказывания являются нерасчлененными?
а) Мальчику стало жалко себя; Девочка загорела.
б) В городском саду играла музыка; На дворе поднялась метель.
в) Был поздний вечер; Шел сильный дождь.
Задание 30. Каким вопросом можно представить смысл предложения, актуальное членение которого имеет следующий вид:И в душе / поднималось что-то тихое, матерински-нежное (Вер.).
Ключи к тесту
1. Александр Матвеевич Пешковский, Федор Иванович Буслаев, Виктор Владимирович Виноградов, Алексей Александрович Шахматов | 16 г. |
2 в. | 17. Рема |
3. Предложение. | 18. Сказуемое. |
4. Предикативность. | 19. Количественно-именные |
5 б. | 20. 7 (семь). |
6 б. | 21 а. |
7 а. | 22 б. |
8 б. | 23 е. |
9. Коммуникативные типы предложения | 24 а. |
10. Составное именное; сложное | 25. Прошу уволить... |
11 в. | 26 б. |