Тест по теме «Предлоги и союзы»
1. Найдите неверные утверждения.
1) Служебные части речи — это предлоги, союзы, частицы.
2) Предлоги связывают простые предложения в составе сложного.
3) Предлоги могут выражать причинные и временные отношения.
4) Предлоги без, в, к, об являются непроизводными.
5) Предлоги не изменяются и не являются членами предложения.
6) Предлоги всегда пишутся раздельно со словами, перед которыми они стоят.
7) Предлоги связывают однородные члены предложения.
8) Предлоги наподобие, благодаря, напротив являются производными.
2. К какому разряду принадлежат все три предлога: под, между, вследствие?
1) производные
2) непроизводные
3) простые
4) составные
3. В каком примере на конце слова пишется и?
1) в продолжени.. всей операции
2) участвовать в следстви..
3) вследстви.. неосторожности
4) в течени.. полутора суток
4. В каком примере на конце слова пишется и?
1) молчал в течени.. всего урока
2) впоследстви.. вспоминал
3) вследстви.. того, что произошло
4) в продолжени.. недели
5. В каком примере выделенное слово пишется слитно?
1) (В) связи с общим потеплением уровень воды в океане повысился.
2) (В) виду плохой погоды экспедиция была отложена.
3) (На) верху холма было очень холодно.
4) Археологи (в) продолжение трёх лет проводили раскопки городища.
6. Укажите ошибку в употреблении падежной формы после предлога.
1)благодаря (чему?) случаю
2) наперекор (чем у?) общему мнению
3)вопреки (чему?) логике
4) согласно (чего?) закона
7. В каком примере выделенное слово пишется раздельно?
1) Сергей хотел поговорить со мной (на) счёт работы.
2) Муму превратилась в ладную собачку с пушистым хвостом (в) виде трубы.
3) Молчание то (же) ответ.
4) (Из) дали видны красные ягоды калины.
8. Укажите ошибку в употреблении падежной формы после предлога.
1) согласно (чему?) договору
2) вопреки (ч е г о?) договора
3) судить по (чем у?) манерам
4) навстречу (чем у?) ветру
9. Найди предлог, который пишется раздельно.
1) Из(под)
2) (На)перекор
3) (В)виде
4) (В) нутри.
10. Среди выделенных слов найдите производный предлог, который пишется слитно. Выпишите его.
1) И КАК(БЫ) вы ни торопились дойти до воды, всё равно на спуске с холма вы несколько раз остановитесь, ЧТО(БЫ) взглянуть на дали по ту сторону реки.
2) (В)ТЕЧЕНИЕ двух часов альпинисты карабкались по склону горы, то продвигаясь (В)ПЕРЁД, то вновь сползая вниз.
3)А если (ОТ)ТОГО, что делать начинаю, не мне лишь одному я пользы ожидаю, то, признаюсь, ЗА(ТО) охотнее берусь.
4) (В)СЛЕДСТВИЕ прошедших ливней река вышла из берегов и всё пространство (ВО)КРУГ было покрыто водой.
11. Какая из частей речи не является служебной?
1) Предлог
2) Союз
3) Частица
4) Междометие
12. Закончи предложение правильно: «Союз – это служебная часть речи, которая ….»
1) связывает слова в словосочетании
2) связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного
3) вносит оттенки значения в предложение
4) может быть производной
13. Найди союз.
1) Потому что
2) В течение
3) Так
4) Несмотря на
14. Найди подчинительный союз.
1) И
2) Если
3) То…то
4) Зато
15. Найди составной союз.
1) Чтобы
2) Как
3) Как будто
4) Пока
16. Найди среди сочинительных союзов противительный.
1) Или
2) Но
3) И
4) Не то…не то
17. Найди подчинительный союз со значением времени.
1) Так как
2) Что
3) Когда
4) Будто
18. Найди правильную морфологическую характеристику союза из предложения.
Мы вновь и вновь возвращаемся в родные места, потому что жить без них невозможно.
1) простой, сочинительный
2) простой, подчинительный
3) составной, сочинительный
4) составной, подчинительный
19. Найди предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
1) Заря сияла на востоке и золотые ряды облаков ожидали солнца.
2) Я поспешил домой, чтобы принять гостей.
3) Справа тянулся невысокий, но густой лес.
4) Запахи полыни и чабреца дурманят в степи.
20. Найди предложение со слитным написанием.
1) Что(бы) мы ни делали, нам всё равно не поверят.
2) Катит свои воды река так(же), как и много лет назад.
3) Я надеялся его то(же) застать дома.
4) За (то)время, что я отсутствовал, здесь многое изменилось.
УРОК _________ Дата_____________________
ТЕМА: ЧАСТИЦЫ.
Цели:
повторить разряды частиц;
правописание и различение частиц не и ни.
Ход урока.
I. Пунктуационная разминка.
- Запишите предложение, сделайте пунктуационный анализ.
Быстрыми шагами прошел я длинную «площадь» кустов, взобрался на холм и, вместо ожиданной знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении, увидел совершенно другие, мне неизвестные места (Л. Толстой).
II. Проверка домашнего задания
- Какие группы союзов вы знаете?
- Что связывают сочинительные союзы? Приведите примеры.
- Назовите группы сочинительных союзов.
- Для чего нужны подчинительные союзы?
- Назовите группы подчинительных союзов.
- Приведите примеры сложносочиненных предложений с разными подчинительными союзами.
- Какие части речи бывают сходны (омонимичны) с союзами?
- Назовите орфограммы союзов.
III. Работа по теме урока.
Работа с учебником.
- Запишите предложение, найдите в нем служебные части речи, определите, для чего они служат:
Я как раз
Не бывал на флоте.
Мне бы лучше, вроде вас,
Поваром в пехоте.
А. Твардовский
- Есть ли в этом предложении частицы? Какова их роль в предложении?
(Чтение § 61, ответы на вопросы.)
- Какие бывают разряды частиц по значению и роли в предложении?
- Какова синтаксическая функция частиц?
- Возникают ли трудности в написании частиц?
(Выполнение упражнения 338. Чтение § 62 (правописание частиц).)
- Какие частицы всегда пишутся отдельно?
- Какие частицы пишутся через дефис?
- От чего зависит написание частицы не?
2. Составление таблицы «Правописание не со всеми частями речи».
(Используется материал § 63.)
Таблица 25