IV. Работа по теме «Разделительный Ь и Ь».

- Назовите функции ь на письме. (Обозначение мягкости предшествующего согласного, обозначение грамматической формы, а также функция разделительная.)

- В чем состоит различие в употреблении разделительного ъ и ь? (В том, что разделительный ъ употребляется после при­ставок перед буквами е, ё, ю, я,а разделительный ь —в корнях, суффиксах и окончаниях перед е, ё, ю, я.)

(Заполнение таблицы «Употребление разделительного ь».)

Таблица 9 «Употребление разделительного ь»

Ь для обозначения мягкости Ь для обозначения грамматической формы  
Пишется Не пишется Употребляется Не употребляется  
 
1)после любого мягкого соглас­ного (напри­мер: ...); 2) после мягко­го л, стоящего перед любым гласным (на­пример: ...); 3) после мягко­го согласного, стоящего перед твердым со­гласным (на­пример: ...); 1)внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч (например: ...); 2) между двумя мяг­кими л (на­пример: ...) 1)в именах сущест­вительных женского рода, единственного числа, 3-го склоне­ния (например:...); 2) в повелительном наклонении глаго­лов. Например:… 3) в неопределенной форме глаголов (на­пример: ...); 4) во 2-м лице един­ственного числа глаголов настоящего и будущего времени (например:...); 1)в именах су­ществительных мужского рода, единственного числа, 2-го склонения (на­пример: ...); Исключение:...  
4) между мяг­кими соглас­ными, если при изменении сло­ва второй со­гласный стано­вится твердым (например:...)   5) в наречиях. На­пример: 6) в частицах (на­пример: ...); 7) в творительном падеже множествен­ного числа сущест­вительных и чис­лительных, а также в других падежах числительного во­семь (например:...)  
           

Примечание.

Таблица направлена на сопоставление графиче­ской (мягкость на письме) и грамматической функций мягкого знака. Для экономии времени возможна распечатка шапки табли­цы на каждого ученика. Если работа проводится в группах, то мож­но, наоборот, написать примеры, а учащимся дать задание выявить особенности употребления мягкого знака в каждом случае.

Упражнение 163 (с. 103) выполняется в виде распределитель­ного диктанта.)

V. Итог урока.

Домашнее задание:

1. Повторить все изученное по теме «Морфемика и словооб­разование».

2. Повторить все изученные орфографические правила.

3. Упражнения 152 (с. 97) и 166 (с. 104).

УРОК _________ Дата_____________________

ТЕМА: КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ОРФОГРАФИИ».

Цель: определить уровень знаний учащихся по предмету.

Ход урока.

I. Подготовка к диктанту. Диктант

Утро было праздничное, жаркое; радостно, наперебой трезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносились туда, где в ясном воздухе стремилась к небу белая церковка на горном пере­вале. Говор гулом стоял над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь все больше и больше народу, все гуще пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хох­лушка легко и быстро погнала ее против течения по прозрачной воде Донца, в тени береговой зелени. И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка - все было так прелестно в это милое утро...

Я побывал в скиту - там было тихо, и бледная зелень березок слабо шепталась, как на кладбище, - и стал взбираться в гору.

Взбираться было трудно. Нога глубоко тонула во мху, буреломе и мягкой прелой листве, гадюки то и дело быстро и упруго выскаль­зывали из-под ног. Зной, полный тяжелого смолистого аромата, неподвижно стоял под навесами сосен. Зато какая даль открылась подо мною, как хороша была с этой высоты долина, темный бархат ее лесов, как сверкали разливы Донца в солнечном блеске, какою горя­чею жизнью дышало все кругом! То-то, должно быть, дико-радостно билось сердце какого-нибудь воина полков Игоревых, когда, выско­чив на хрипящем коне на эту высь, повисал он над обрывом, среди могучей чащи сосен, убегающих вниз!

А в сумерках я уже опять шагал в степи. Ветер ласково веял мне в лицо с молчаливых курганов. И, отдыхая на них, один-одинешенек среди ровных бесконечных полей, я опять думал о старине, о лю­дях, почивающих в степных могилах под смутный шелест седого ковыля...

(246 слов)

(И. Бунин)

II. Выполнение грамматического задания

Вариант 1

1.Выполните фонетический разбор слова радостно (первое предложение).

2. Выполните морфемный и словообразовательный анализ слова трезвонили (первое предложение первого абзаца).

3. Сделайте пунктуационный анализ предложения (по выбору учителя).

Вариант 2

1. Выполните фонетический разбор слова взбираться (первое предложение третьего абзаца).

2. Выполните морфемный и словообразовательный анализ слова неподвижно (третье предложение третьего абзаца).

3. Сделайте пунктуационный анализ предложения (по выбору учителя).

III. Итог урока

УРОК _________ Дата_____________________

Наши рекомендации