IV. Работа по теме «Разделительный Ь и Ь».
- Назовите функции ь на письме. (Обозначение мягкости предшествующего согласного, обозначение грамматической формы, а также функция разделительная.)
- В чем состоит различие в употреблении разделительного ъ и ь? (В том, что разделительный ъ употребляется после приставок перед буквами е, ё, ю, я,а разделительный ь —в корнях, суффиксах и окончаниях перед е, ё, ю, я.)
(Заполнение таблицы «Употребление разделительного ь».)
Таблица 9 «Употребление разделительного ь»
Ь для обозначения мягкости | Ь для обозначения грамматической формы | ||||
Пишется | Не пишется | Употребляется | Не употребляется | ||
1)после любого мягкого согласного (например: ...); 2) после мягкого л, стоящего перед любым гласным (например: ...); 3) после мягкого согласного, стоящего перед твердым согласным (например: ...); | 1)внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч (например: ...); 2) между двумя мягкими л (например: ...) | 1)в именах существительных женского рода, единственного числа, 3-го склонения (например:...); 2) в повелительном наклонении глаголов. Например:… 3) в неопределенной форме глаголов (например: ...); 4) во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (например:...); | 1)в именах существительных мужского рода, единственного числа, 2-го склонения (например: ...); Исключение:... | ||
4) между мягкими согласными, если при изменении слова второй согласный становится твердым (например:...) | 5) в наречиях. Например: 6) в частицах (например: ...); 7) в творительном падеже множественного числа существительных и числительных, а также в других падежах числительного восемь (например:...) | ||||
Примечание.
Таблица направлена на сопоставление графической (мягкость на письме) и грамматической функций мягкого знака. Для экономии времени возможна распечатка шапки таблицы на каждого ученика. Если работа проводится в группах, то можно, наоборот, написать примеры, а учащимся дать задание выявить особенности употребления мягкого знака в каждом случае.
Упражнение 163 (с. 103) выполняется в виде распределительного диктанта.)
V. Итог урока.
Домашнее задание:
1. Повторить все изученное по теме «Морфемика и словообразование».
2. Повторить все изученные орфографические правила.
3. Упражнения 152 (с. 97) и 166 (с. 104).
УРОК _________ Дата_____________________
ТЕМА: КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ОРФОГРАФИИ».
Цель: определить уровень знаний учащихся по предмету.
Ход урока.
I. Подготовка к диктанту. Диктант
Утро было праздничное, жаркое; радостно, наперебой трезвонили над Донцом, над зелеными горами колокола, уносились туда, где в ясном воздухе стремилась к небу белая церковка на горном перевале. Говор гулом стоял над рекой, а на баркасе прибывало по ней в монастырь все больше и больше народу, все гуще пестрели праздничные малороссийские наряды. Я нанял лодку, и молоденькая хохлушка легко и быстро погнала ее против течения по прозрачной воде Донца, в тени береговой зелени. И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка - все было так прелестно в это милое утро...
Я побывал в скиту - там было тихо, и бледная зелень березок слабо шепталась, как на кладбище, - и стал взбираться в гору.
Взбираться было трудно. Нога глубоко тонула во мху, буреломе и мягкой прелой листве, гадюки то и дело быстро и упруго выскальзывали из-под ног. Зной, полный тяжелого смолистого аромата, неподвижно стоял под навесами сосен. Зато какая даль открылась подо мною, как хороша была с этой высоты долина, темный бархат ее лесов, как сверкали разливы Донца в солнечном блеске, какою горячею жизнью дышало все кругом! То-то, должно быть, дико-радостно билось сердце какого-нибудь воина полков Игоревых, когда, выскочив на хрипящем коне на эту высь, повисал он над обрывом, среди могучей чащи сосен, убегающих вниз!
А в сумерках я уже опять шагал в степи. Ветер ласково веял мне в лицо с молчаливых курганов. И, отдыхая на них, один-одинешенек среди ровных бесконечных полей, я опять думал о старине, о людях, почивающих в степных могилах под смутный шелест седого ковыля...
(246 слов)
(И. Бунин)
II. Выполнение грамматического задания
Вариант 1
1.Выполните фонетический разбор слова радостно (первое предложение).
2. Выполните морфемный и словообразовательный анализ слова трезвонили (первое предложение первого абзаца).
3. Сделайте пунктуационный анализ предложения (по выбору учителя).
Вариант 2
1. Выполните фонетический разбор слова взбираться (первое предложение третьего абзаца).
2. Выполните морфемный и словообразовательный анализ слова неподвижно (третье предложение третьего абзаца).
3. Сделайте пунктуационный анализ предложения (по выбору учителя).
III. Итог урока
УРОК _________ Дата_____________________