Тест по русскому языку по разделу «Фонетика, орфоэпия, орфография»
I. Дополните утверждение, выбрав правильный вариант ответа.
1. Фонетика изучает … .
а) слово и его значение; | б) звуки речи; | в) нормы произношения; | г) буквы и звуки. |
2. В русском языке … .
а) звуков больше, чем букв; | б) букв больше, чем звуков; | в) одинаковое количество звуков и букв; | г) 33 звука. |
3. Все звуки русского языка делятся на … .
а) звонкие и глухие; | б) гласные и согласные; | в) звонкие и сонорные согласные; | г) гласные и твёрдые согласные. |
4. Слогообразующими звуками являются … .
а) сонорные согласные; | б) звонкие согласные; | в) глухие согласные; | г) гласные. |
II. Выберите правильный вариант ответа.
1. В каком слове фонетическое деление на слоги произведено неверно?
а) сто|ро|на; | б) то|мный; | в) род|ство; | г) кон|троль |
2. В каком слове звуков больше, чем букв?
а) алфавит; | б) влияние; | в) ночёвка; | г) рукав. |
3. Какая наука определяет нормы литературного произношения?
а) орфография; | б) фонетика; | в) морфология; | г) орфоэпия. |
4. В каком положении гласные произносятся чётко?
а) в первом предударном слоге; | б) в открытом слоге; | в) в закрытом слоге; | г) под ударением. |
5. Что гласит закон оглушения согласных?
а) звонкие согласные никогда не оглушаются; | б) звонкие согласные оглушаются перед сонорными; | в) звонкие согласные всегда оглушаются в конце слова; | г) сонорные согласные не имеют деления на глухие и звонкие. |
6. Как звучит закон уподобления согласных?
а) в сочетаниях звонкого и глухого согласных (так же, как и глухого и звонкого) первый из них уподобляется другому; | б) перед гласными (так же, как и после них) глухие согласные озвончаются; | в) перед сонорными согласными глухие произносятся звонко; | г) в сочетаниях глухого и звонкого согласных первый из них никогда не уподобляется второму. |
7. Установите соответствие. Каждому условию слева может соответствовать несколько ответов справа.
Принципы русской орфографии | Слова | |
1) морфологический; | а) родиться; | |
2) фонетический; | б) обрамление; | |
3) традиционный. | в) заросли; | |
г) подытожить; | ||
д) скакать; | ||
е) винегрет; | ||
ж) приложение; | ||
з) запивать; | ||
и) бестолковый; | ||
к) разгладить. |
8. Найдите в каждом ряду лишнее слово, исходя из принципа его написания.
1). а) выбирать; б) умереть; в) положить; г) пропитать; д) обмакнуть.
2). а) далёкий; б) воротник; в) бесшабашный; г) освещение; д) скрепить.
3). а) гладиатор; б) зайчонок; в) безыдейный; г) расписать; д) бесполезный.
УРОК _________ Дата_____________________
Тема: ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Цели:
формировать у учащихся представление об орфоэпии и орфоэпической норме;
познакомить с отдельными правилами орфоэпии;
отработать навыки использования орфоэпического словаря;
воспитывать культуру речи.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания
Проверка упражнения 47. Ученики работают у доски (одновременно два-три человека). Все остальные проверяют правильность выполненного фонетического разбора.
II. Работа по теме урока:
Фронтальный опрос.
— Что изучает орфоэпия?
— Что называется орфоэпической нормой?
- Какие орфоэпические нормы вам известны?
- К какому словарю можно обратиться в случае затруднения, связанного с произношением слова?
Работа с упражнениями.
1. Упражнение 51 (с. 39) выполняется устно.
2. Ученики работают со словами, записанными на доске. Задание: поставить ударение в словах и прочитать их вслух. В случае затруднения ученики обращаются к орфоэпическому словарю (или к приложению 1 учебника):
а) ракушка, знамение, береста, еретик, жалюзи, компас, цемент, кремень, абрис, приданое, свекла, сантиметр, договор, документ, квартал;
б) оптовый, джинсовый, красивее, красивейший, кухонный, балованный, включенный, новорожденный, мизерный, августовский;
в) премировать, баловать, откупорить, (он) звонит, (он) включит.
Исследовательская работа.
Расставьте ударения в словах, используя орфоэпический словарь. Сформулируйте правило, которому подчиняется постановка ударения в этих словах.
1. Трубопровод, газопровод, мусоропровод, нефтепровод, водопровод. (Правило: в словах, оканчивающиеся на -провод, ударение падает на последний слог: мусоропровод.)
2. Филолог, психолог, каталог, эпилог, пролог. (Правило: если существительное одушевленное, то ударение падает на середину слова: филолог, если неодушевленное — на -лог: каталог.)
3. Немота, глухота, икота, зевота, духота, красота, дремота, ломота. (Правило: в существительных, образованных от глаголов, ударение падает на -от-,образованных от прилагательных - на окончание. Ср.:ломота <— ломать, но красота— красивый.)
(После проверки каждого задания из этого блока правило записывается в тетрадях.
Выполнение упражнений 48,49, 50. В случае затруднений учащиеся обращаются к школьному орфоэпическому словарю или приложению 1 учебника. Упражнение 48 выполняется письменно. Слова упражнений 49 и 50 зачитываются вслух по цепочке, все следят за правильным произношением и при необходимости вносят поправки.)
III. Итог урока.
Домашнее задание:
1. Повторить все изученное по теме «Фонетика». Подготовьтесь к тестовому заданию.
2. По материалу приложения 1 «Говори правильно» составить по пять карточек (каждая должна включать в себя 15 слов).
УРОК _________ Дата_____________________
ТЕМА: МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.