Тест по русскому языку по разделу «Фонетика, орфоэпия, орфография»

I. Дополните утверждение, выбрав правильный вариант ответа.
1. Фонетика изучает … .

а) слово и его значение; б) звуки речи; в) нормы произношения; г) буквы и звуки.

2. В русском языке … .

а) звуков больше, чем букв; б) букв больше, чем звуков; в) одинаковое количество звуков и букв; г) 33 звука.

3. Все звуки русского языка делятся на … .

а) звонкие и глухие; б) гласные и согласные; в) звонкие и сонорные согласные; г) гласные и твёрдые согласные.

4. Слогообразующими звуками являются … .

а) сонорные согласные; б) звонкие согласные; в) глухие согласные; г) гласные.

II. Выберите правильный вариант ответа.
1. В каком слове фонетическое деление на слоги произведено неверно?

а) сто|ро|на; б) то|мный; в) род|ство; г) кон|троль

2. В каком слове звуков больше, чем букв?

а) алфавит; б) влияние; в) ночёвка; г) рукав.

3. Какая наука определяет нормы литературного произношения?

а) орфография; б) фонетика; в) морфология; г) орфоэпия.

4. В каком положении гласные произносятся чётко?

а) в первом предударном слоге; б) в открытом слоге; в) в закрытом слоге; г) под ударением.

5. Что гласит закон оглушения согласных?

а) звонкие согласные никогда не оглушаются; б) звонкие согласные оглушаются перед сонорными; в) звонкие согласные всегда оглушаются в конце слова; г) сонорные согласные не имеют деления на глухие и звонкие.

6. Как звучит закон уподобления согласных?

а) в сочетаниях звонкого и глухого согласных (так же, как и глухого и звонкого) первый из них уподобляется другому; б) перед гласными (так же, как и после них) глухие согласные озвончаются; в) перед сонорными согласными глухие произносятся звонко; г) в сочетаниях глухого и звонкого согласных первый из них никогда не уподобляется второму.

7. Установите соответствие. Каждому условию слева может соответствовать несколько ответов справа.

Принципы русской орфографии Слова  
1) морфологический; а) родиться;  
2) фонетический; б) обрамление;  
3) традиционный. в) заросли;  
  г) подытожить;  
  д) скакать;  
  е) винегрет;  
  ж) приложение;  
  з) запивать;  
  и) бестолковый;  
  к) разгладить.  

8. Найдите в каждом ряду лишнее слово, исходя из принципа его написания.

1). а) выбирать; б) умереть; в) положить; г) пропитать; д) обмакнуть.
2). а) далёкий; б) воротник; в) бесшабашный; г) освещение; д) скрепить.
3). а) гладиатор; б) зайчонок; в) безыдейный; г) расписать; д) бесполезный.

УРОК _________ Дата_____________________

Тема: ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Цели:

ž формировать у учащихся представление об орфоэпии и орфоэпической норме;

ž познакомить с отдельными правилами орфоэпии;

ž отработать навыки использования орфоэпического словаря;

ž воспитывать культуру речи.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания

Проверка упражнения 47. Ученики работают у доски (одновременно два-три человека). Все остальные проверяют правильность выполненного фонетического разбора.

II. Работа по теме урока:

Фронтальный опрос.

— Что изучает орфоэпия?

— Что называется орфоэпической нормой?

- Какие орфоэпические нормы вам известны?

- К какому словарю можно обратиться в случае затруднения, связанного с произношением слова?

Работа с упражнениями.

1. Упражнение 51 (с. 39) выполняется устно.

2. Ученики работают со словами, записанными на доске. За­дание: поставить ударение в словах и прочитать их вслух. В случае затруднения ученики обращаются к орфоэпическому словарю (или к приложению 1 учебника):

а) ракушка, знамение, береста, еретик, жалюзи, компас, цемент, кремень, абрис, приданое, свекла, сантиметр, договор, до­кумент, квартал;

б) оптовый, джинсовый, красивее, красивейший, кухонный, ба­лованный, включенный, новорожденный, мизерный, августов­ский;

в) премировать, баловать, откупорить, (он) звонит, (он) включит.

Исследовательская работа.

Расставьте ударения в словах, используя орфоэпический словарь. Сформулируйте правило, которому подчиняется постановка ударения в этих словах.

1. Трубопровод, газопровод, мусоропровод, нефтепровод, во­допровод. (Правило: в словах, оканчивающиеся на -провод, ударение падает на последний слог: мусоропровод.)

2. Филолог, психолог, каталог, эпилог, пролог. (Правило: если существительное одушевленное, то ударение падает на середину слова: филолог, если неодушевленное — на -лог: каталог.)

3. Немота, глухота, икота, зевота, духота, красота, дремота, ломота. (Правило: в существительных, образованных от гла­голов, ударение падает на -от-,образованных от прилага­тельных - на окончание. Ср.:ломота <— ломать, но красота— красивый.)

(После проверки каждого задания из этого блока правило за­писывается в тетрадях.

Выполнение упражнений 48,49, 50. В случае затруднений уча­щиеся обращаются к школьному орфоэпическому словарю или приложению 1 учебника. Упражнение 48 выполняется письмен­но. Слова упражнений 49 и 50 зачитываются вслух по цепочке, все следят за правильным произношением и при необходимости вносят поправки.)

III. Итог урока.

Домашнее задание:

1. Повторить все изученное по теме «Фонетика». Подготовь­тесь к тестовому заданию.

2. По материалу приложения 1 «Говори правильно» соста­вить по пять карточек (каждая должна включать в себя 15 слов).

УРОК _________ Дата_____________________

ТЕМА: МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

Наши рекомендации