Система второстепенных членов
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ № 5
СИСТЕМА ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ
В русском языке традиционно выделяют три основных второстепенных члена:
дополнения; определения; обстоятельства.
Приложения рассматриваются обычно как разновидность определения.
Второстепенные члены непосредственно или опосредованно связаны с грамматической основой, то есть от грамматической основы можно задать вопрос к второстепенному члену, от этого второстепенного члена – к другому и т.д.
Испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев (Тургенев).
Грамматическая основа – лицовыглянуло. От подлежащего можно задать вопросы к двум словам: лицо (какое?) испуганное; лицо (чьё?) девушки. От определения девушки можно задать вопрос к одному слову девушки (какой?) молодой. Сказуемое выглянуло связано с существительным с предлогом: выглянуло (откуда?) из-за деревьев.
Таким образом, в одно предложение входят все слова, которые так или иначе связаны с грамматической основой. Это особенно важно при расстановке знаков препинания в сложном предложении. Запятыми (реже другими знаками) части сложного предложения отделяются друг от друга. Поэтому для проверки знаков препинания надо четко представлять, где находятся эти границы.
Вечером пока мы молча ожидали Асю я убедился окончательно в необходимости разлуки (Тургенев).
Чтобы правильно расставить знаки препинания в этом предложении, надо:
а) выделить грамматические основы;
б) установить, какие слова связаны с этими основами.
В данном предложении две грамматические основы:
1 – яубедился; 2 – мыожидали.
Значит, предложение сложное.
С первой грамматической основой связаны слова: убедился (как?) окончательно; убедился (в чём?) в необходимости; убедился (когда?) вечером; в необходимости (чего?) разлуки. Следовательно, первое предложение будет иметь вид: Вечеромяубедилсяокончательнов необходимости разлуки.
Со второй грамматической основой связаны слова: ожидали (кого?) Асю; ожидали (как?) молча. Пока является временным союзом в придаточном предложении. Следовательно, второе предложение будет иметь вид: пока мымолчаожидалиАсю, причем оно находится внутри главного предложения.
Итак, знаки препинания в сложном предложении следует расставить следующим образом:
Вечером, пока мы молча ожидали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки.
Но для правильной расстановки знаков препинания необходимо не только выявить все второстепенные члены предложения, но и определить их конкретный тип (определение, дополнение, обстоятельство), поскольку каждый из второстепенных членов имеет свои правила обособления. Следовательно, неправильный разбор второстепенных членов может привести к ошибкам в пунктуации.
Каждый из второстепенных членов имеет свою систему вопросов.
Определениеотвечает на вопросы какой? чей?
Красное платье; весёлый мальчик.
Дополнение отвечает навопросы косвенных падежей.
Увидел друга.
Обстоятельстваотвечают на вопросы наречий: где? когда? как? почему? и др.
Ожидали молча.
Обратите внимание!
К одному и тому же второстепенному члену иногда можно задать несколько разных вопросов. Особенно часто это происходит в том случае, если второстепенный член выражен именем существительным или местоимением-существительным. К ним всегда можно задать морфологический вопрос косвенного падежа. Но далеко не всегда существительное или местоимение будет дополнением. Синтаксический вопрос может быть иным.
Например, в сочетании лицо девушки к существительному в родительном падеже можно задать морфологический вопрос: лицо (кого?) девушки. Но существительное девушки в предложении будет являться определением, а не дополнением, потому что синтаксический вопрос будет иным: лицо (чьё?) девушки.
Способы выражения дополнения
ФОРМЫ | ПРИМЕРЫ |
1. Имя существительное | Пишу письмо, строгий к детям. |
2. Местоимение | Пишу ему, незаметно для других, знал что-то. |
3. Имя прилагательное, причастие в значении существительного | Не возвратить сделанного. |
4. Инфинитив | Приказал (что?) уехать; дал (что?) подумать. |
5. Цельное словосочетание и фразеологизм | Выпил несколько чашек; думал о каждом изнас; любовался анютиными глазками. |
Примечания
1) Сочетания являются единым членом предложения – дополнением в тех же случаях, в каких единым членом являются сочетания – подлежащие.
2) Инфинитив при спрягаемом глаголе является дополнением, а не основной частью сказуемого, если его действие относится к второстепенному члену (Я просил его уехать), а не к подлежащему (Я решил уехать).
3) Поскольку вопросы и формы именительного и винительного падежей, винительного и родительного падежей могут совпадать, для разграничения подлежащего и дополнения поставьте вместо проверяемой формы слово книга (именительный падеж – книга; родительный падеж – книги; винительный падеж – книгу. Например: Хороший снежок урожай соберет (ср.: Хорошая книга книгу соберет). Следовательно, снежок – именительный падеж; урожай – винительный падеж).
4. По форме выражения выделяют две разновидности дополнений:
прямое дополнение – форма винительного падежа без предлога;
Пишу (что?) письмо; стираю (что?) бельё; слушаю (что?) музыку.
косвенное дополнение – все остальные формы, включая форму винительного падежа с предлогом.
Борьба (за что?) за свободу; отдал (кому?) мне.
Примечания
1) В отрицательных предложениях форма винительного падежа прямого дополнения может меняться на форму родительного падежа (ср.: Я писал (что?) письмо. – Я не писал (чего?) письма). Если форма родительного падежа у дополнения сохраняется как при утверждении, так и при отрицании, то такое дополнение является косвенным (ср.: Мне не хватает (чего?) денег. – Мне хватает (чего?) денег).
2) Дополнение, выраженное инфинитивом, не имеет формы падежа (Я просил его уехать). Поэтому такие дополнения не характеризуют ни как прямые, ни как косвенные.
План разбора дополнения
Указать тип дополнения (прямое – косвенное).
Указать, какой морфологической формой выражено дополнение.
Образец разбора
Япрошувасговорить по существу дела (М. Горький).
Вас – прямое дополнение, выраженное местоимением в винительном падеже без предлога. Говорить – дополнение, выраженное инфинитивом. Дела – косвенное дополнение, выраженное существительным в родительном падеже.
Ночьне принеслапрохлады (А.Н. Толстой).
Прохлады – прямое дополнение, выраженное существительным в родительном падеже без предлога (при отрицании – не принесла). Ср.: Ночь принесла (что?) прохладу (В. п.).
Основные виды обстоятельств
1. Обстоятельство– второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и др. и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? и др.
Моя мать потащила её (куда?) куда-то (М. Горький).
2. Обстоятельства чаще всего выражены:
· существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога: Жил (где?) в лесу; говорил (как?) с восторгом.
· наречием: Жил (как?) весело.
· местоимением-наречием: Поехал (куда?) туда.
· деепричастием: Сидел (как?) отвернувшись.
· инфинитивом: Вышел (с какой целью?) освежиться.
·
3. Обстоятельство обычно поясняет:
· глагол: Идти в школу.
· прилагательное: Крайне усталый, усталый до изнеможения.
· наречие: Слишкомбыстро.
4. Обстоятельства очень разнообразны по значению. Данные значения можно определить по вопросам.
Виды обстоятельств
Виды обстоятельства | Вопросы | Примеры |
1. Место | где? куда? откуда? | Хорошо (где?) здесь. Я уезжаю (куда?) в деревню. Я приехал (откуда?) издалека. |
2. Время | когда? с каких пор? до каких пор? как долго? | Я встал (когда?) рано. С осени (с каких пор?) от дочери писем нет. До вечера (до каких пор?) не управимся. Три года (как долго?) от дочери писем не было. |
3. Образа действия, меры и степени | как? каким образом? каким способом? в какой мере? в какой степени? насколько? | Мать смотрела (как?) ласково. Мы решили идти (как? каким образом? каким способом?) пешком. Платье (как? в какой степени?) сильно выгорело. Он (в какой степени? насколько?) совершенно забыл родной язык. |
4. Сравнения | как? подобно кому? подобно чему? | Кошка (как? подобно чему?) клубочком свернулась у печки. За печкой тикал (как? подобно чему?), как ходики, сверчок. |
5. Причины | почему? отчего? по какой причине? | Я молчал (почему?) из вежливости. Он умер (отчего? по какой причине?) от голода. Он побледнел (почему? по какой причине?) со страху. |
6. Цели | зачем? для чего? с какой целью? | Я сделал это (зачем? с какой целью?) назло. Мы остановились (для чего? с какой целью?) на ночлег. Я пошёл (с какой целью?) проведать друга. |
6. Условия | при каком условии? | Он просил позвонить (при каком условии?) в случае необходимости. Чуден Днепр (при каком условии?) при тихой погоде. |
Уступки | вопреки чему? несмотря на что? | Он вернулся (вопреки чему?) вопреки ожиданию. Мы, (несмотря на что?) несмотря на усталость, решили идти дальше. |
Обратите внимание!
1) Обстоятельства очень часто выражаются существительными в косвенном падеже с предлогом или без предлога. К любому существительному (как части речи) можно задать падежный вопрос. Однако синтаксический вопрос и морфологический вопрос могут не совпадать.
Ср.: Я восхищаюсь их (чем?) мужеством. – Он пошёл (как?) неспешным шагом; Я (как? подобно кому?) волком бы выгрыз бюрократизм.
2) Иногда обстоятельство может совмещать несколько значений или характеризовать обстановку, ситуацию в целом (в этом случае обстоятельство обычно обозначает состояние природы, погоды, окружающей среды и т.п.).
Например: Берег весело зеленеет на солнце (Чехов). К обстоятельству на солнце очень трудно задать один из названных выше вопросов (где? когда? при каком условии?). Наиболее точным будет вопрос в какой ситуации? в какой обстановке?
Такие обстоятельства часто называют обстоятельствами обстановки (ситуации). Наиболее регулярно такое значение выражают формы: в тишине, при свете, во мгле, в дыму, в тумане, на ветру, на солнышке, среди тишины и т.п.
План разбора обстоятельства
Указать разряд обстоятельства по значению.
Указать, какой морфологической формой выражено обстоятельство.
Образец разбора
Здесь даже сосны с горя поседели (Исаковский).
Здесь – обстоятельство места, выраженное наречием.
С горя – обстоятельство причины, выраженное существительным в родительном падеже с предлогом с.
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ № 5
СИСТЕМА ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧЛЕНОВ
В русском языке традиционно выделяют три основных второстепенных члена:
дополнения; определения; обстоятельства.
Приложения рассматриваются обычно как разновидность определения.
Второстепенные члены непосредственно или опосредованно связаны с грамматической основой, то есть от грамматической основы можно задать вопрос к второстепенному члену, от этого второстепенного члена – к другому и т.д.
Испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев (Тургенев).
Грамматическая основа – лицовыглянуло. От подлежащего можно задать вопросы к двум словам: лицо (какое?) испуганное; лицо (чьё?) девушки. От определения девушки можно задать вопрос к одному слову девушки (какой?) молодой. Сказуемое выглянуло связано с существительным с предлогом: выглянуло (откуда?) из-за деревьев.
Таким образом, в одно предложение входят все слова, которые так или иначе связаны с грамматической основой. Это особенно важно при расстановке знаков препинания в сложном предложении. Запятыми (реже другими знаками) части сложного предложения отделяются друг от друга. Поэтому для проверки знаков препинания надо четко представлять, где находятся эти границы.
Вечером пока мы молча ожидали Асю я убедился окончательно в необходимости разлуки (Тургенев).
Чтобы правильно расставить знаки препинания в этом предложении, надо:
а) выделить грамматические основы;
б) установить, какие слова связаны с этими основами.
В данном предложении две грамматические основы:
1 – яубедился; 2 – мыожидали.
Значит, предложение сложное.
С первой грамматической основой связаны слова: убедился (как?) окончательно; убедился (в чём?) в необходимости; убедился (когда?) вечером; в необходимости (чего?) разлуки. Следовательно, первое предложение будет иметь вид: Вечеромяубедилсяокончательнов необходимости разлуки.
Со второй грамматической основой связаны слова: ожидали (кого?) Асю; ожидали (как?) молча. Пока является временным союзом в придаточном предложении. Следовательно, второе предложение будет иметь вид: пока мымолчаожидалиАсю, причем оно находится внутри главного предложения.
Итак, знаки препинания в сложном предложении следует расставить следующим образом:
Вечером, пока мы молча ожидали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки.
Но для правильной расстановки знаков препинания необходимо не только выявить все второстепенные члены предложения, но и определить их конкретный тип (определение, дополнение, обстоятельство), поскольку каждый из второстепенных членов имеет свои правила обособления. Следовательно, неправильный разбор второстепенных членов может привести к ошибкам в пунктуации.
Каждый из второстепенных членов имеет свою систему вопросов.
Определениеотвечает на вопросы какой? чей?
Красное платье; весёлый мальчик.
Дополнение отвечает навопросы косвенных падежей.
Увидел друга.
Обстоятельстваотвечают на вопросы наречий: где? когда? как? почему? и др.
Ожидали молча.
Обратите внимание!
К одному и тому же второстепенному члену иногда можно задать несколько разных вопросов. Особенно часто это происходит в том случае, если второстепенный член выражен именем существительным или местоимением-существительным. К ним всегда можно задать морфологический вопрос косвенного падежа. Но далеко не всегда существительное или местоимение будет дополнением. Синтаксический вопрос может быть иным.
Например, в сочетании лицо девушки к существительному в родительном падеже можно задать морфологический вопрос: лицо (кого?) девушки. Но существительное девушки в предложении будет являться определением, а не дополнением, потому что синтаксический вопрос будет иным: лицо (чьё?) девушки.