Лекция № 7 и 8. Словообразовательная система русского языка
План:
1. Предмет и задачи словообразования.
2. Производящая основа и словообразовательный формант.
3. Морфонологические явления на морфемной шве: чередование звуков (гласных и согласных), смещение ударения, сокращение производящей основы, наложение морфем, интерфиксация.
4. Единицы словообразования: словообразовательный тип, словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, словообразовательная парадигма, словообразовательное гнездо.
5. Словообразовательные словари русского языка.
1.Термин словообразование имеет два значения. 1. Образование слов при помощи имеющихся в языке способов, а также правил. Так, прилагательное общеевропейский образовано от сочетания слов общий и европейский путем сложения с использованием соединитель-юй гласной -е, существительное обновление — от глагола обновить с помощью суффикса -ени-е при чередовании конечного согласного основы — в—вл. 2. Раздел грамматики, в котором изучается процесс образования слов (наряду с морфологией, синтаксисом, изучающими языковые явления).
2.Основным объектом рассмотрения в словообразовании является производное слово (дериват). Производные слова — это слова, значение и звучание которых обусловлены семантикой и звуковой формой других, однокоренных с ними слов: безвольный —> воля, доброта —> добрый, березняк —> береза. По образному определению польского лингвиста В. Дорошевского, производные слова — это «галерея окон, через которые мы можем смотреть на все то, что есть вне нашего «я» и что в форме воспоминаний сохраняется в нашей памяти и благодаря словам может оживать в ней». Производное слово семантически и формально выводится из другого родственного слова, которое мотивирует его. Это прекрасно отражено, например, в следующем диалоге:
— Этот (гриб), — говорит мама, — называется подберёзовик. Видите, он под березой растет. Потому он так и называется — подберёзовик. А вот это — маслята. Посмотрите, какие у них шапочки блестящие.
— Ага, — говорят девочки, — как будто маслом намазаны (Л.Пантелеев).
Мотивирующее и мотивированное слова (дериват) связаны отношениями словообразовательной мотивации. Это отношения между двумя однокоренными словами, при которых значение одного из них либо: а) определяется через значение другого: переводить —> переводчик ('тот, кто переводит'), слон —> слоненок ('детеныш слона'); б) либо тождественно другому во всех семантических компонентах, кроме частеречного значения, ср.: нежный —> нежно,
тихий —> тихо; в) либо полностью тождественно другому по семантике при различии в стилистической окраске: Афганистан —» Афган.
Мотивирующее и мотивированное слова (дериват) составляют словообразовательную пару. Мотивированным в этой паре признается слово, которое формально и семантически сложнее однокоренного: олень-0 – олен-ин-а; трактор-0 – трактор-ист-0; пекарь-0—>пекар-н-я. В том случае, если оба слова совпадают по количеству формальных компонентов, мотивированным признается слово, семантически более сложное. Ср.: истор-ий-(я) —истор-ик0 ('специалист по истории'), меланхол-ий(я) —> мелапхол-ик0 ('лицо, испытывающее меланхолию').
Для того чтобы верно определить направление мотивации и выделить мотивирующее слово, целесообразно использовать прием развернутого толкования производного слова: пахарь 'тот, кто пашет'(мотивирующее слово — пахать), сахарница 'вместилище для сахара'(мотивирующее слово — сахар), парусить 'надуваться, подобно парусу'(мотивирующее слово — парус), неизбежный 'такой, которого нельзя избежать' (мотивирующее слово — избежать).
При толковании производных слов используются типовые определения, или «словообразовательные перифразы», которые состоят из двух частей: обобщенной (родовой), представленной обычно местоименным блоком (тот, кто...; то, что; такой, который...), и видовой, выделяющей отличительный признак: преподаватель 'тот, кто преподает'.«Правильно составленная перифраза позволяет установить саму производность толкуемого слова, производящее слово и направленность производности». Возможны и другие типы толкований, выделяющих мотивирующее слово: запеть 'начать петь',морской 'относящийся к морю',безбилетный 'не имеющий билета',бодрость 'свойство по знач. прилагательного бодрый'.
Итак, если в морфемике противопоставляются друг другу членимые и нечленимые слова, то в словообразовании разграничиваются слова производные и непроизводные.
Производное слово характеризуется рядом признаков: 1. Дериват обладает свободной или достаточной членимостью. Слова, характеризующиеся недостаточной членимостью, в современном языке являются непроизводными: буженина, смородина
2. Важнейший признак производного слова — словообразовательная мотивированность. Его семантика и форма базируются на другом слове. Как заметил Г.О. Винокур, «значение слов с производной основой всегда определимо посредством ссылки на значение соответствующей первичной основы...».
3. Производное слово имеет бинарную структур у. Рассмотрим, например, слово рассказывание. С точки зрения морфемного состава в нем выделяются 5 морфов. Со словообразовательной же точки зрения в структуре этого слова различаются два составляющих его компонента: основа слова, от которой образован данный дериват (рассказыва\-тъ\, и средство, при помощи которого он образован (суффикс -ний). Структура производного, таким образом, всегда бинарна (двухкомпонентна). В ней выделяется производящая база и словообразовательный формант, или дериватор.
Производящая база — это основа мотивирующего слова или все мотивирующее слово в целом, ср.:
\свя\тъ —> сеятелъ\ , \сеять\ —> засеять;
\терпе\тъ —» терпение; \радоватъ —> радоваться.
Производящая база может быть представлена и основами нескольких слов: белоснежный —» бел-ый как \снег\; лесоруб —» рубить \лес\; гололед —» \голый \лед\.
Словообразовательный формант (аффиксы) — наименьшее в формальном и семантическом отношении средство, которым производное слово отличается от производящего. Это важнейший элемент структуры производного слова. Словообразовательный формант — конкретное средство образования деривата на основе той или иной производящей базы, ср.: учить —> учитель; нос —> переносица; автор —> соавтор; колос —> колос-и-ть-ся.
Мы видим, что во всех рассмотренных примерах формантами являются аффиксы и их сочетания. Однако круг формантов в языке значительно шире.
В качестве формантов в современном русском языке выступают: 1) аффиксы (префиксы, суффиксы, постфиксы_и их комбинации — пере-считать; чита-тель; учить-ся); раз-бежать-ся!; 2) сокращение (усечение) производящей основы — специалист —> спец; магнитофон —> маг; 3) устойчивый порядок компонентов при сложении или сращении и единое главное ударение: быстрорастворимый, вагон-ресторан; 4) изменение (обычно сужение) и переоформление морфологической парадигмы (т.е. системы грамматических форм) слова, связанное с переходом из одной части речи в другую, — мороженое, ученый, кругом (сущ. —» наречие —> предлог).
Все форманты соответственно делятся на два больших класса: аффиксальные и безаффиксные. К аффиксальным формантам относятся словообразовательные аффиксы и их сочетания, к без-аффиксным — 1) сокращение (усечение) производящей основы (маг, зав); 2) устойчивый порядок компонентов и возможность единого ударения (нижеподписавшиеся, вагон-ресторан); 3) переоформление морфологической парадигмы (учительская, будущее}. Возможно и сочетание формантов разных типов в одном деривате; см., например, слова /видик, мулътик (при их образовании усечение сочетается с суффиксацией).
Окказионализмы – (лат. – случайность) это авторские неологизмы, созданные в художественной речи с нарушением словообразовательных закономерностей, законов словопроизводства, действующих в языке, и поэтому они противопоставлены реальным и потенциальным словам. Это делает их ярким стилистическим средством. Основным признаками их являются: нарушение словообразовательных норм, контекстуальная обусловленность и экспрессивность, см., например: пушкиноты (Хлебников), выходимец (А. Белый), окошкодохлилась (Чехов); Сигаретность моей папиросности – образованы от относительных прилагательных (И. Северянин)
3. Морфонология (В.И. Максимов)
М о р ф о н о л о г и я — это часть морфемики, в которой описываются фонемы как элементы построения морфем и словоформ.
(Диброва Е.И., с 491) При образовании конкретного производного слова наблюдаются различные морфонологические явления:
1) чередование фонем на морфемном шве и внутри корня: снег —> снежинка (г//ж), пух —» пушистый (х//ш), (течь —> сток (е//о);
2) усечение производящих основ (усекаемые отрезки могут быть как морфами, так и субморфами), ср.: побелить —» побелка; бочк,а —> бочонок; избежать —> неизбежный;
3) интерфиксация (появление асемантических прокладок на стыке производящей базы и аффикса): кофе —> ко-фс(й)ник, Вязьма —» вязьм(ин)ский;
4) наложение морфов, устраняющее повторы фонем и фонемных сочетаний на морфемном шве: Братск —> брат-ск-ий, сосн-а —> сос-няк;
5) перемещение ударения и, следовательно, изменение акцентологической характеристики слова, ср.: гитара —> гитарист, красный —> краснота.
Таблица Чередование фонем
Чередующиеся звуки | Примеры чередования |
г — ж — з | подруга- дружить — друзья |
к— ч— ц | воскликнуть — клич — восклицать |
д — ж — жд | ходить — хожу — хождение |
т — ч — щ | светлый — свеча — освещать |
ск — ст — щ | Блеск — блестит — блещет |
X — Ш | воздух — воздушный |
3 — Ж | мазать — смажу |
с — ш | носить — ношу |
Б - бл | любить — люблю |
п — пл | топить — топлю |
в — вл | ловить — ловлю |
ф-фл | разграфить — разграфлю |
о — а | оспорить — оспаривать |
е — а | залезать — слазить |
о— 0 (нуль) | сон — сна |
е — 0 (нуль) | отец — отца |
4. Русское словообразование носит системный характер: это множество взаимодействующих друг с другом различных объединений производных слов. Словообразовательная система носит открытый и иерархический характер: она постоянно пополняется новообразованиями, при этом производное слово входит в состав более крупных комплексных единиц.
Словообразовательная система состоит из ряда микросистем: словообразовательной пары, словообразовательного типа, словообразовательной категории, словообразовательной парадигмы, словообразовательной цепи и словообразовательного гнезда. Как уже отмечалось, словообразовательная пара — это сочетание мотивирующего и мотивированного слов: лес —> лесник, атом —> атомный, расти —> прорасти.
Словообразовательный тип — это совокупность производных слов, которая характеризуется общностью:
1) части речи мотивирующего слова;
2) словообразовательного форманта и, следовательно, способа словообразования;
3) словообразовательного значения.
Так, например, слова рябинник, малинник, осинник относятся к одному словообразовательному типу: все они мотивированы существительными, характеризуются общим формантом — суффиксом -ник, суффиксальный способ выражает общее для них деривационное значение собирательности. К другому словообразовательному типу относятся существительные сапожник, пирожник, колбасник: они также мотивируются существительными, характеризуются аффиксальным формантом -ник, однако имеют уже совершенно другое словообразовательное значение — значение лица.
Словообразовательный тип — это «минимальная единица словообразовательной системы, в рамках которой элементы плана выражения соответствуют определенным элементам плана содержания». С учетом словообразовательного типа выделяется понятие словообразовательной модели.
Словообразовательная модель — это схема построения производных слов, относящихся к одному словообразовательному типу. Она включает такие обязательные элементы, как производящая база (с указанием части речи мотивирующего слова), формант и деривационное значение. При характеристике модели также отмечаются морфонологические явления, характерные для образования производных. Например, существительные гимназист, курсист, семинарист, относящиеся к одному словообразовательному типу, построены по модели основа сущ. + суффикс-ист- (значение лица по месту обу- чения). Для этой модели характерны следующие морфонологические явления: 1) усечение финалей: гимназия — гимназист, 2) ударность форманта; 3) возможность чередовании: курсы — курсист
Различаются продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели: продуктивные модели дают новообразования в современный период языкового развития, по непродуктивным моделям новые слова не образуются. Так, например, малопродуктивна в современном языке модель «основа сущ. + суффикс -ир-» (значение лица по роду деятельности), представленная дериватами бригадир, дебошир, кассир, конвоир. Новых образований по этой модели не отмечается. Напротив, модель «основа сущ. + -ант-» (значение лица) характеризуется продуктивностью, см., например, производные магистрант, диссертант, конкурсант, разг. подписант.
Таким образом, словообразовательная модель может рассматриваться как формально-семантический образец порождения новообразований в языке. По существующим в языке моделям создаются новые слова, заполняющие лакуны в словообразовательной системе, см., например, стихотворение В. Лифшица, посвященное форманту со-:
Вот собрат, а вот соперник,
Сочинитель и создатель,
Со-Бетховен, Со-Коперник,
Со-по-улице-шагатель,
Соискатель, сомолчатель...
Синонимичные словообразовательные типы объединяются в словообразовательную категорию. Это совокупность производных слов, объединенная общностью словообразовательного значения. Форманты же при этом могут быть различными. Так, в словообразовательную категорию интенсивности качества объединяются прилагательные — дериваты, характеризующиеся разными формантами: болъш-ущ-ий, пре-глупый, толст-енн-ый, ра-звеселый; в словообразовательную категорию локативности (дериваты со значением места) входят производные с формантами разных типов, ср.: спальня, зимовье, лесопильня, пожарище, пельменная и др.
Словообразовательная парадигма — это объединение параллельно производных слов — слов, имеющих одну и ту же производящую базу и находящихся на одной и той же ступени деривации. Члены одной парадигмы, таким образом, объединены общим семантическим компонентом, но различаются формантами и соответственно словообразовательными значениями. Примером словообразовательной парадигмы может служить набор производных, непосредственно образованных от слова черный:
Черный - черн-от-а
- Чернь-0-0
- Черн-ух-а
- Черн-еньк-ий
- Черн-е-ть
- Черн-и-ть
Словообразовательная цепь (в отличие от словообразовательной парадигмы) — ряд слов, находящихся в отношениях последовательной производности. Иначе говоря, это такой ряд слов, в котором каждое предшествующее слово является производящим для последующего, см., например: петь —> запеть —> запевать —> запевала; синий —> синеть —> посинеть —> посинение.
Словообразовательные цепи делятся на полные и неполные. Полные цепи характеризуются наличием всех необходимых элементов: каждое производное в них соотносится со своим непосредственным производящим, а каждая ступень словопроизводства «маркирована своим аффиксом: каприз — капризный — капризник — капризничать». Неполные цепи характеризуются чересступенчатым словообразованием: одно из звеньев цепи пропущено, в результате в производном используется особый протяженный формант, восполняющий «недостающее» производящее слово. Например: комбайн — (комбайнировать) — комбайн-ирование.
Наиболее широкое объединение производных — словообразовательное гнездо. Словообразовательное гнездо включает в свой состав и словообразовательные цепи, и словообразовательные парадигмы. Словообразовательное гнездо — это упорядоченная отношениями производности совокупность однокоренных слов, ср., например, фрагмент словообразовательного гнезда с вершиной бинт:
Бинт - бинт-ик
- бинт-овый
- бинт-ова-ть – бинтовать-ся
- бинтова-ний-е
- за-бинтовать – забинтов-ыва-ть
- пере-бинтовать-перебинтов-ыва-ть
Как мы видим, во фрагменте этого гнезда представлены и словообразовательные цепи (бинт — > бинтовать — > перебинтовать — > перебинтовывать) и словообразовательные парадигмы (бинт > бинтик- бинтовать).
В основе каждого словообразовательного гнезда находится исходное слово — вершина. Вершина гнезда представлена непроизводной единицей, которая служит базой для образования других слов. В словообразовательном гнезде, таким образом, особенно ярко проявляется ступенчатый характер русского словообразования, его иерархическая организация. «Любое гнездо имеет строго определенную структуру, и каждый его элемент (слово) занимает в нем предусмотренное системой языка и закрепленное нормой место» (Тихонов А.Н.)
Словообразовательные гнезда различаются по объему: нулевое (одно слово), слаборазвернутое, сильноразвернутое (с вершиной делать объединяет 342 слова).
5.(Лекант) Весьма активно развивающимся разделом русской лексикографии является составление словообразовательных словарей, в которых показана словообразовательная структура дериватов, демонстрируются их связи с производящей основой и однокоренными дериватами.
Весомый вклад в развитие словообразовательной лексикографии внес А.Н. Тихонов, автор двухтомного «Словообразовательного словаря русского языка» (М., 1985). Данный словарь относится к числу словарей гнездового типа, он отражает строение более чем 12 500 словообразовательных гнезд; в общей сложности в словаре рассмотрены деривационные связи 145 000 русских слов. По гнездовому принципу построен также «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова (М., 1978; 3-е изд., 1996), в котором наглядно представлены словообразовательные связи наиболее употребительных русских дериватов.
Для практического словообразовательного разбора полезен и «Словарь-справочник по русскому языку» под ред. А. Н. Тихонова (М., 1995). В этом словаре, помимо орфографических, орфоэпических, грамматических и морфемных данных, сведений о частотности того или иного слова, отмечается также, производно или нет данное слово, а для производного указывается словообразовательная пара, например:
страница... непроизв.
страничка... произв.: страниц(а) -> странич + к + а.
Изданный в 1996 г. «Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка» Т. Ф. Ефремовой — первый в отечественной лексикографии словарь-справочник аффиксальных дериваторов: префиксов, суффиксов и их сочетаний, называемых в словаре циркумфиксами. В словарной статье приводятся сведения о регулярности и продуктивности того или иного аффикса или сочетания аффиксов; о том, от какой части речи образуются дериваты с помощью данного дерива-тора и какой части речи они принадлежат; каково словообразовательное значение и какие имеются синонимические средства выражения того же словообразовательного значения; падает ли ударение на дериватор. Ср. словарную статью, посвященную одному из приставочно-суффиксальных дериваторов (циркумфиксов):
За-... -о. Достаточно регулярная, но малопродуктивная словообразовательная единица, образующая наречия со значением обстоятельственного признака, который назван мотивирующим именем прилагательным, например: заживо,замертво, запросто, засветло, затемно, а также заодно.
При образовании используются преимущественно непроизводные основы мотивирующих слов, как: новый — заново.
Словообразовательная единица преимущественно ударна: ударение, как правило, падает на ее префиксальную часть, однако заодно, а также задолго. Литература:
1. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. Под ред. Елены Иннокентьевны. Дибровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
2. Современный русский язык/ Под ред. Павла Александровича Леканта. – М.: «Дрофа», 2001.
3. Современный русский литературный язык: Учебник / Под ред. акад. РАО В.Г. Костомарова и проф. В.И. Максимова – М.: Гардарики, 2003. – 780 с.
4. Русский язык: Учеб для студ. высш. Пед. учеб. заведений / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 768 с.
5. Современный русский литературный язык./Под ред. Н.М. Шанского. В 3-х частях. - М., 1987