Единицы и ярусы системы языка: фонологический, морфологический, синтаксический; слово как основная единица языка

Парадигматические и синтагматические отношения связаны единицами разной степени сложности. Противопоставление этих отношений отражает разноуровневый характер языка.

Язык представляет собой сложную семиотическую структуру, иерархически стратифицированную на ярусы. Каждый ярус языковой структуры образует систему взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц. В любом ярусе языковой структуры могут быть выделены свои уровни. Для каждого яруса может быть выделена его основная единица. Для морфологического яруса основной единицей является морфема, а для фонологического – фонема. Между фонологическим и морфологическим ярусами есть зона морфонологии, не образующая особого яруса. Никаких морфонем как особых единиц не существует.

Фонология — раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования — противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка. Фонема - это минимальная абстрактная языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков и служащая для различения и отождествления слов и морфем.

Большинство специалистов рассматривают фонологию (учение о функциональной стороне звуков речи) как раздел фонетики (учения о звуках речи); некоторые (среди них, в частности, такие видные фонологи, как Н.С.Трубецкой и С.К.Шаумян) рассматривают эти две дисциплины как непересекающиеся разделы лингвистики

Морфология оказывается широкой областью, при делении грамматики на морфологию и синтаксис. Основной единицей морфологического уровня является морфема - мельчайшая значимая единица языка, которая является средством выражения грамматических значений. В отличие от слова и предложения, которые способные к самостоятельному употреблению, морфема выступает как составная часть слова и формы слова. Морфемы являются двусторонними единицами языка: у них две стороны - семантическая и фонетическая. Морфологическая структура слова осознается не только благодаря свободному употреблению основы и аффиксов, но и благодаря тому, что каждое слово включается в ту или иную категорию, принимает ту, или иную парадигму, становится компонентом того или иного словообразовательного ряда.

Синтаксический ярус является самым высшим из основных ярусов языковой системы, следовательно является самым сложным. Количество единиц на синтаксическом ярусе практически бесконечно, поскольку уровень связанной речи предполагает бесконечное число вариантов выражения мыслей. До настоящего времени в синтаксической науке нет единого мнения о том, что является основной синтаксической единицей. В истории науки существовало 3 точки зрения:

Одна из них сложилась в рамках московской лингвистической школы (Фортунатов). Последователи этой школы считали, что основной единицей языка на связанной речи является словосочетание, поскольку именно из него строится предложение, т.е. словосочетание - основной стройматериал.

Эту точку зрения развивал академик Шахматов, который считал, что не словосочетание, а именно предложение является основной синтаксической единицей, поскольку словосочетание не может быть единицей общения людей, т.е. у словосочетания нет коммуникативной функции.

Другую точку зрения выдвинул В.В. Виноградов, который примирил обе бывшие точки зрения. Он считает, что на синтаксическом ярусе существует две единицы, т.е. и словосочетание и предложение. Но словосочетание у Виноградова выполняет структурно-номинативную функцию, а предложение выполняет структурно-коммуникативную, т.е. раз у них разные функции, значит одна дополняет другую.

Основной языковой единицей является слово –это чисто семиотическая (знаковая) единица, воплощенная в членораздельных звуках (или их письменных заменителях) и имеющая самостоятельное, т.е. независимое от других таких же единиц конкретное или отвлеченное значение. Слова не материальны, но всегда выражены материальными речевыми единицами. Совокупность всех слов со всеми правилами их построения, соединения, их членения, изменения и звуковой передачи составляет язык.

Слово можно рассматривать в его отношении к системе звуковых средств его выражения – фонологический ярус; можно рассматривать в отношении к системе его значимых несамостоятельных частей (повторяющихся в других словах) – морфологический ярус; наконец – в его отношении к системе сочетаний с другими словами – синтаксический ярус.

8. Язык и речь; организация системы языка: единицы и варианты; контрастная, дополнительная дистрибуция, свободное варьирование; синтагматико-парадигматические отношения.

Впервые проблема разграничения языка и речи появилась в работах Гумбольдта. Он писал: «Язык как масса всего произведенного речью не одно и то же, что самая речь в устах народа». Развитию этого положения Гумбольдта посвящен целый раздел в «Курсе общей лингвистики» Ф. де Соссюра.

Основные положения Соссюра сводятся к следующему:

«Изучение языковой деятельности распадается на две части: одна из них, основная, имеет своим предметом язык, т.е. нечто социальное по существу и независимое от индивида; другая – второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, т.е. речь, включая говорение». И далее: «Оба эти предмета тесно связаны между собой и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понятна и производила все свое действие, речь в свою очередь необходима для того, чтобы установился язык; исторически факт речи всегда предшествует языку».

Итак, для Соссюра соотнесены три понятия: речевая деятельность, язык и речь. По его мнению, «речь есть индивидуальный акт воли и понимания, в котором надлежит различать: 1) комбинации, при помощи которых говорящий субъект пользуется языковым кодом с целью выражения своей личной мысли; 2) психофизический механизм, позволяющий ему объективизировать эти комбинации». Мы различаем устную и письменную речь, прямую и косвенную, деловую и художественную, монологическую и диалогическую. Все это разные использования возможностей языка, разные формы применения языка в той или иной ситуации общения. Язык же – это достояние коллектива и предмет истории. Он объединяет в срезе данного времени все разнообразие говоров и диалектов, разнообразия классовой, сословной и профессиональной речи.

Позднее Н.С.Трубецкой ввел еще понятие речевого акта – это индивидуальное и каждый раз новое употребление языка как средства общения различных индивидов.

Единицы языка — элементы системы языка, неразложимые в рамках определённого уровня членения текста и противопоставленные друг другу в подсистеме языка, соответствующей этому уровню. Могут быть разложимыми на единицы низшего уровня. В отношении разложимости различают простые и сложные единицы: простые абсолютно неделимы (морфема как значимая единица, фонема); сложные делимы, однако деление обязательно обнаруживает единицы низшего языкового уровня. Совокупности основных языковых единиц образуют уровни языковой системы.

По признаку наличия звуковой оболочки выделяются материальные единицы языка — т.е. те, которые имеют постоянную звуковую оболочку (фонема, морфема, слово, предложение). Среди материальных единиц по признаку наличия значения выделяются: односторонние — те, которые не имеют собственного значения (фонема, слог); двусторонние — помимо звучания, наделенные значением (морфема, слово, предложение), могут также называться высшими единицами языка.

Для материальных единиц языка характерно одновременно существование в виде множества вариантов — различных проявлений (модификации, реализации, манифестации) одной и той же единицы. Все единицы языка вариативны, реализуются в речи в виде множества экземпляров.

Под дистрибуцией данного элемента обычно понимают сумму всех окружений, в которых он встречается, то есть сумму всех (различных) позиций элемента относительно позиций других элементов. Понятие дистрибуция отражает тот факт, что каждая языковая единица (за исключением предложения) обладает ограниченной в большей или меньшей степени способностью сочетаться с другими подобными единицами.

Типы дистрибуции:

1. Дополнительная (комплементарная) — два элемента никогда не встречаются в одинаковой позиции; этот тип характерен для вариантов одной и той же единицы (так, более открытый и более закрытый гласный в словах «дед» и «деть», первый из которых встречается в русской речи перед твёрдыми, а второй — перед мягкими согласными; являются вариантами фонемы [е]);

2. Контрастная — два элемента встречаются в одинаковых окружениях.

· Функционально различные единицы (например, два звука, замена одного из которых другим влечёт за собой различие в значении), принадлежащие к одному классу

· «свободное чередование» факультативных вариантов одной и той же единицы (например, вибрирующее и грассированное r во французском языке, окончания «-ой» и «-ою» в творительном падеже единственного числа в русском языке).

Язык представляет собой систему синтагматико-парадигматических отношений. Парадигматические отношения являются прямым следствием системности языка, синтагматические же отношения связаны с линейностью речи.

Органы речи

Все органы речи имеют прямые биологические функции. Применение этих органов для производства речи – всецело заслуга человечества, давшего им добавочную «культнагрузку».

Инициация. Нижний этаж речевого аппарата, состоящий из двух легкий, двух бронхов и трахеи, выполняет роль мехов и нагнетает струю выдыхаемого воздуха посредством напряжения мускулов диафрагмы.

Фонация. Средний этаж – гортань – состоит из двух больших хрящей: перстневидного и поставленного на нем щитовидного. Эти два хряща образуют остов гортани, внутри которого наклонно от верха передней части к низу задней части натянуты мускулистые пленки в виде занавеса, сходящегося двумя половинами к середине, причем верхние края этого занавеса прикреплены к внутренним стенкам щитовидного хряща, а нижние – к маленьким черпаловидным хрящам, которые имеют вид треугольников и могут также раздвигаться и сдвигаться к центру; снизу пирамидальные хрящи прикреплены к внутренней стенке «печатки» перстневидного хряща. Центральные края занавеса из мускулистой пленки называются голосовыми связками. Пространство между голосовыми связками называется междусвязочной щелью; пространство между расходящимися в стороны пирамидальными хрящами – межхрящевая щель. Обе эти щели в совокупности образуют голосовую щель.

Артикуляция. Надставная труба начинается полостью глотки, где расположен хрящ надгортанника, и далее подразделяется на две выходные трубы – две полости: ротовую и носовую; разделяет эти две полости небо, передняя часть – твердое небо, задняя – мягкое небо, заканчивающееся маленьким язычком(увулой). Увула поднята – ротовые звуки; опущена – носовые.

Полость носа – неизменяемый по объему и форме резонатор, придающий звучанию, когда он включен, носовой тембр. Полость рта, наоборот, может всячески менять свою форму и свой объем благодаря наличию подвижных органов.

Из губ большей подвижностью обладает нижняя, которая может смыкаться с нижней губой (п, б, м) или образовывать с ней губное сужение (англ.w), губы могут дрожать (главным образом, нижняя – тпру); обе губы могут вытягиваться в трубочку (у) или округляться в колечко (о); нижняя губа может образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (ф, в).

Язык – самый подвижный из органов речи. Он состоит из корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, подразделяемой на заднюю, среднюю и переднюю части; особо можно выделить кончик языка (апекс). Кончик языка может ложиться на нижние зубы, образуя с верхними межзубную щель, может прижиматься к задней стенке передних верхних зубов (рус. Зубные), к краю верхней десны (нем.гингвальные т, д, н, л), к альвеолам (англ.т, д, н, л); может загибаться вверх к твердому небу (т,д,н,л – индийские языки); может образовать в тех же местах сужения (с, з), может дрожать у твердого неба (р) или же быть опущенным вниз, что обычно при произношении гласных.

Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика к твердому небу, образуя с ним сужение (ш,ж). Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях; без подвижки передней или задней части она может только подниматься к твердому небу, образуя с ним сужение (й). Задняя часть может смыкаться с мягким и твердым небом, поднимаясь вертикально или сдвигаясь вперед или назад (к,г).

Маленький язычок может дрожать прерывисто, смыкаясь с задней частью языка (франц.р). Надгортанник может образовывать сужение с задней частью глотки (надгортанниковые согласные арабского языка).

Наши рекомендации