Этап первичной проверки понимания изученного
Работа в малых группах по предложенным заданиям.
1) Прочитайте стихотворение С. Погореловского. Какие образы у вас возникают, когда вы читаете его? Найдите родственные слова и определите их лексическое и грамматическое значения. Попробуйте сформулировать: какое обобщенное значение имеет семантема «снег». Какую художественную роль выполняет она в тексте?
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут лед снегурки.
2) Из приведенных ниже отрывков из стихов И. А. Бунина выпишите слова, содержащие семантему «снег», определите, к какой части речи они относятся. Укажите их значения в тексте. Какие предметы, явления окружающей действительности обрисованы с помощью данного ряда? Какие эмоциональные оттенки отражены в родственных словах, какое настроение они выражают? Почему так употребителен в стихах И. А. Бунина этот ряд?
Пустыня, грусть в степных просторах.
Синеют тучи. Скоро снег.
* * *
Вечернее зимнее солнце
И ветер меж сосен играют,
Алеют снега, а в светлице
Янтарные пятна мелькают.
* * *
Морозное дыхание метели
Еще свежо, но улеглась метель.
Белеет снега мшистая постель,
В сугробах стынут траурные ели.
* * *
Прозрачно-бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.
* * *
Метеор зажжется,
Озаряя снег...
Шорох пронесется –
Зверя легкий бег...
Что ты мутный, светел месяц?
Что ты низко в небе ходишь,
Не по-прежнему сияешь
На серебряные снеги?
* * *
Один встречаю я дни радостной недели, –
В глуши на севере... А там у нас весна:
Растаял в поле снег...
* * *
За окнами – снега, степная гладь и ширь,
На переплетах рам – следы ночной пурги...
Как тих и скучен дом! Как съежился снегирь
От стужи за окном. – Но вот слуга. Шаги.
* * *
Вся в снегу, кудрявом, благовонном,
Вся-то ты гудишь блаженным звоном.
(О старой яблоне.)
* * *
...А барышня плетет.
Сидит, выводит крестики и мушки,
Бела, как снег, скромна, как лен в степи.
* * *
Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.
* * *
Срывая брызги с бурного прибоя,
Он влажной пылью воздух наполняет
И снежных чаек носит над волнами.
(О ветре.)
* * *
Дымясь, вставали из-за леса
На склон небес – и вот одно
Могучим обликом Зевеса
Воздвигло снежное руно...
(Об облаке.)
* * *
Синеет небо яркое – и вдруг
С гумна стрелою мчится белый турман
И снежным комом падает к балкону.
* * *
Под хрусталем воды сияет белоснежный
Недвижный отблеск маяка.
* * *
Белый снег лежит в ущелье.
Но на скате, на льдине,
Видел я подснежник синий.
* * *
Как все вокруг сурово, снежно,
Как этот вечер сиз и хмур!
Леса, скалистые теснины –
И целый день, в конце теснин,
Громада снеговой вершины
Из-за лесных глядит вершин.
* * *
А там встают,
Там медленно плывут и утопают
В глубоком океане небосклона,
Как снеговые горы, облака.
3) В приведенных фрагментах определите, где прямое, а где переносное значение имеют слово снег и родственные ему слова. Попробуйте те примеры с прямым значением слова снег, в которых есть указание на время, расположить в соответствующей последовательности: 1) начало, середина, конец зимы; 2) утро, день, вечер, ночь.
4) Найдите и запишите эпитеты, которыми определяется слово снег. Какие признаки снега называют эти образные определения? Как они характеризуют отношение автора к снегу (зиме)? Какими изобразительными средствами (метафора, сравнение) пользуется автор при употреблении семантемы «снег»?
5) Найдите семантему «снег» в стихотворениях Ф. И. Тютчева или А. А. Фета, сравните ее с семантемой «снег» у И. А. Бунина. В чем сходство и каковы различия в ее значении и употреблении?
6) Прочитайте отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова «Песня Еремушке».
«Стой, ямщик! Жара несносная,
Дальше ехать не могу!»
Вишь, пора-то сенокосная –
Вся деревня на лугу.
У двора у постоялого
Только нянюшка сидит,
Закачав ребенка малого,
И сама почти что спит;
Через силу тянет песенку
Да, зевая, крестит рот.
Сел я рядом с ней на лесенку;
Няня дремлет и поет:
«Ниже тоненькой былиночки
Надо голову клонить,
Чтоб на свете сиротиночке
Беспечально век прожить.
Сила ломит и соломушку –
Поклонись пониже ей,
Чтобы старшие Еремушку
В люди вывели скорей».
На какие две части можно разделить данный отрывок? Объясните, с какой целью используются деминутивы в песне нянюшки? Какой жанр русских народных песен представлен в стихотворении? Для чего вводятся деминутивы в повествовательной части отрывка? Можно ли было в этой части обойтись без них? Какой колорит придают уменьшительно-ласкательные суффиксы всему стихотворению?
7) Прочитайте бытовую сценку из поэмы Н. А. Некрасова «Коробейники». Расскажите, о каком эпизоде из крестьянской жизни в ней говорится.
Ванька вдруг как захихикает
И на стадо показал:
Старичонко в стаде прыгает
За савраской, – длинен, вял,
И на цыпочки становится,
И лукошечком манит –
Нет! проклятый конь не ловится!
Вот подходит, вот стоит.
Сунул голову в лукошечко,
Старичок за холку хвать!
«Эй! еще, еще немножечко!» –
Нет! урвался конь опять
И, подбросив ноги задние,
Брызнул грязью в старика.
Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, определите их стилистическую роль. Каким чувством проникнут этот отрывок поэмы? Почему в одном случае употребляется слово старичонко, в другом – старичок, а в третьем – старик? Как деминутивы помогают читателю представить изображенную поэтом картинку?
8) Познакомьтесь со стихотворением И. А. Бунина «Мужичок». Сравните его с отрывком из поэмы Н. А. Некрасова «Коробейники». Что общего вы заметили?
Ельничком, березничком – где душа захочет –
В Киев пробирается божий мужичок.
Смотрит, нет ли ягодки? Горбится, бормочет,
Съест и ухмыляется: я, мол, дурачок.
«Али сладко, дедушка?» – «Грешен: сладко, внучек».
«Что ж, и на здоровье. А куда идешь?»
«Я-то? А не ведаю. Вроде вольных тучек.
Со крестом да с верой всякий путь хорош».
Ягодка по ягодке – вот и слава Богу:
Сыты. А завидим белые холсты,
Подойдем с молитвою, глянем на дорогу,
Сдернем, сунем в сумочку – и опять в кусты.
В какой форме написано это стихотворение? Как с помощью деминутивов создается образ божьего мужичка? Почему в его речи так много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Чувствуете ли вы иронию в отношении автора к своему герою?
9) Прочитайте стихотворение А. Т. Твардовского. О чем оно?
Весенний, утренний, тоненький
Ледок натянуло сеткой,
Но каплет с каждой соломинки,
С каждой ветки.
И звонкую, хрупкую,
Набравшись силы в ночи,
Чуть солнце – уже скорлупку
Проклюнули ручьи.
Апрельским ветром подунуло,
Запахли водой снега.
И дело свое задумала
Река, упершись в берега.
Ей грезится даль раздольная,
Ее минута близка...
Грохочет крылечко школьное,
Едва дождавшись звонка.
Найдите деминутивы, определите, к какой части речи они относятся. Выделите в этих словах все суффиксы.