Учебный комплекс Н.М. Шанского, Т.А. Ладыженской

Место морфемики и словообразования в школьном курсе РЯ

В начальной школе дети знакомятся со структурой слова и должны знать все части слова. При этом ведется работа по развитию языкового чутья учеников.

В 5-6 классах учащиеся знакомятся с термином «морфема», способами словообразования, усваивают, какие элементы слова выражают лексическое и грамматическое значение.

Связь морфемики и словообразования с другими разделами школьного курса РЯ

На уроках по морфемике и словообразованию учащиеся получают возможность проследить взаимосвязь единиц разных уровней языка (фонема – морфема, морфема – словоформа, фонема – лексема).

Фонетика. Графика. Жизнь фонем проявляется в морфемах.

Лексика. Словопроизводство связано с пополнением словарного состава РЯ, с появлением новых слов, которые в лексике рассматриваются с точки зрения семантики, стилевой принадлежности.

Грамматика. Новые слова оформляются по законам русской грамматики, распределяются по частям речи, имеют формально-грамматические показатели, вступают в синтаксические отношения (синтаксис РЯ основывается на сочетаниях словоформ). Работа по морфемике и словообразованию способствует уяснению грамматической системы русского языка в целом.

Орфография: Словообразование создает базу для усвоения правописания слов. Морфемный разбор способствует формированию орфографической зоркости. Умение правильно членить слово на морфемы является предпосылкой к усвоению основных правил орфографии.

Культура речи. Учим согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

Развитие речи. Обогащение речи ученика за счет освоения словообразовательных моделей. Знание значений аффиксов, способов словообразования облегчает понимание значений новых слов.

Значение раздела

Знания и умения по морфемике лежат в основе всех видов речевой деятельности. Как знания по морфемике и словообразованию влияют на качество письма, чтения и говорения как видов речевой деятельности?

При чтении важно уметь видеть «внутреннюю форму» слова, это обогащает понимание конкретной лексемы и смысла текста в целом, иногда является единственным способом уяснить значение лексемы и понять текст. Анализ структурных элементов слова расширяет возможности понимания речевых высказываний.

При письме умение видеть морфему помогает для определения ошибкоопасного места в слове, умение видеть словообразовательную «историю» слова помогает правильно применить орфографическое правило.

Знание закономерностей русского словообразования, умение определять значение словообразующих морфем способствует расширению пассивного и активного словарного запаса учащихся, обогащению грамматического и лексического строя речи учащихся.

Изучение морфемного состава и способов словообразования помогает осуществить практическую, коммуникативную направленность обучения, выраженную в усвоении словообразовательных норм и правил употребления языковых единиц в речи.

Обучающие задачи:

1. Дать представление о:

  • морфемике и словообразовании как разделах лингвистики;
  • морфеме как минимальной значимой части слова;
  • типах морфем, роли морфем в слово- и формообразовании;
  • словообразовании как источнике непрерывного пополнения словарного запаса РЯ;
  • словообразовательной системе РЯ (словообразовательных моделях, способах словообразования отдельных частей речи).
  1. Сформировать основные словообразовательные понятия.
  1. Научить:
  • выделять структурные элементы слов, определять их значение и функцию в слове;
  • отождествлять в одну морфему фонетически различающиеся комплексы звуков на основе знаний о нефонетических чередованиях гласных и согласных;
  • различать разные слова и формы одного слова;
  • группировать слова по общности морфемных признаков: однокоренные / с одинаковым суффиксом и приставкой / с одинаковой морфемной структурой.
  • пользоваться словообразовательными, этимологическим словарем и словарем морфем;
  • выполнять морфемный разбор;
  • различать производные и непроизводные слова;
  • выполнять словообразовательный разбор;
  • применять знания по морфемике и словообразованию в устной и письменной речи:

– при толковании лексического значения,

– грамматической принадлежности слова (умение согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени со сложносокращенными словами;

– в правописании.

Развивающие задачи:развивать мышление, память, чувство языка через осмысление лингвистических понятий, построение словообразовательных моделей, анализ слова (выделение его структурных элементов) и синтез частей слова по определенным словообразовательным моделям.

Содержание раздела

Класс Знания Умения
Основа, окончание, корень, приставка, суффикс Различать значения: –суффиксов существительных (увеличительное, пренебрежительное, уменьшительно-ласкательное); –прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества); – приставок в глаголах.
Морфологические способы словообразования Определять, от какой основы и с помощью чего образованы данные слова; употреблять в устной и письменной речи слова с определенными типами морфем, учитывая их смысловые особенности.
Формообразующие приставки и суффиксы, неморфологические способы образования новых слов Определять, от какой основы и с помощью каких формообразующих аффиксов образованы данные слова; употреблять в устной и письменной речи слова с определенными типами морфем, учитывая их смысловые и стилистические особенности.

Принципы

Экстралингвистический – соотнесение слова с реалией.

Структурно-словообразовательный предполагает сопоставление структуры слова и способа его образования: рыб-ач-к-а ← рыбак+-к-.

Лексико-словообразовательный предполагает сопоставление лексического значения слова и словообразовательного значения модели.

Ельник - лес, в котором растут ели.

Осинник, малинник… - слова со значением «места, в котором растут породы растений, обозначенных корнем».

Синхронический – последовательное разграничение исторического и синхронического состава слова, этимологии слова и его производности в современном РЯ.

Анализ программ

Строение слова и способы словообразования изучаются в 5-6 классе, а потом сведения по словообразованию даются в связи с изучением каждой части речи в 5-7 классах, когда рассматриваются основные способы производства частей речи.

Учебный комплекс Н.М. Шанского, Т.А. Ладыженской

Морфемика изучается в 5 классе, а словообразование – в 6 классе (ступенчатый принцип).

Наши рекомендации