Учебный комплекс Н.М. Шанского, Т.А. Ладыженской
Место морфемики и словообразования в школьном курсе РЯ
В начальной школе дети знакомятся со структурой слова и должны знать все части слова. При этом ведется работа по развитию языкового чутья учеников.
В 5-6 классах учащиеся знакомятся с термином «морфема», способами словообразования, усваивают, какие элементы слова выражают лексическое и грамматическое значение.
Связь морфемики и словообразования с другими разделами школьного курса РЯ
На уроках по морфемике и словообразованию учащиеся получают возможность проследить взаимосвязь единиц разных уровней языка (фонема – морфема, морфема – словоформа, фонема – лексема).
Фонетика. Графика. Жизнь фонем проявляется в морфемах.
Лексика. Словопроизводство связано с пополнением словарного состава РЯ, с появлением новых слов, которые в лексике рассматриваются с точки зрения семантики, стилевой принадлежности.
Грамматика. Новые слова оформляются по законам русской грамматики, распределяются по частям речи, имеют формально-грамматические показатели, вступают в синтаксические отношения (синтаксис РЯ основывается на сочетаниях словоформ). Работа по морфемике и словообразованию способствует уяснению грамматической системы русского языка в целом.
Орфография: Словообразование создает базу для усвоения правописания слов. Морфемный разбор способствует формированию орфографической зоркости. Умение правильно членить слово на морфемы является предпосылкой к усвоению основных правил орфографии.
Культура речи. Учим согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
Развитие речи. Обогащение речи ученика за счет освоения словообразовательных моделей. Знание значений аффиксов, способов словообразования облегчает понимание значений новых слов.
Значение раздела
Знания и умения по морфемике лежат в основе всех видов речевой деятельности. Как знания по морфемике и словообразованию влияют на качество письма, чтения и говорения как видов речевой деятельности?
При чтении важно уметь видеть «внутреннюю форму» слова, это обогащает понимание конкретной лексемы и смысла текста в целом, иногда является единственным способом уяснить значение лексемы и понять текст. Анализ структурных элементов слова расширяет возможности понимания речевых высказываний.
При письме умение видеть морфему помогает для определения ошибкоопасного места в слове, умение видеть словообразовательную «историю» слова помогает правильно применить орфографическое правило.
Знание закономерностей русского словообразования, умение определять значение словообразующих морфем способствует расширению пассивного и активного словарного запаса учащихся, обогащению грамматического и лексического строя речи учащихся.
Изучение морфемного состава и способов словообразования помогает осуществить практическую, коммуникативную направленность обучения, выраженную в усвоении словообразовательных норм и правил употребления языковых единиц в речи.
Обучающие задачи:
1. Дать представление о:
- морфемике и словообразовании как разделах лингвистики;
- морфеме как минимальной значимой части слова;
- типах морфем, роли морфем в слово- и формообразовании;
- словообразовании как источнике непрерывного пополнения словарного запаса РЯ;
- словообразовательной системе РЯ (словообразовательных моделях, способах словообразования отдельных частей речи).
- Сформировать основные словообразовательные понятия.
- Научить:
- выделять структурные элементы слов, определять их значение и функцию в слове;
- отождествлять в одну морфему фонетически различающиеся комплексы звуков на основе знаний о нефонетических чередованиях гласных и согласных;
- различать разные слова и формы одного слова;
- группировать слова по общности морфемных признаков: однокоренные / с одинаковым суффиксом и приставкой / с одинаковой морфемной структурой.
- пользоваться словообразовательными, этимологическим словарем и словарем морфем;
- выполнять морфемный разбор;
- различать производные и непроизводные слова;
- выполнять словообразовательный разбор;
- применять знания по морфемике и словообразованию в устной и письменной речи:
– при толковании лексического значения,
– грамматической принадлежности слова (умение согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени со сложносокращенными словами;
– в правописании.
Развивающие задачи:развивать мышление, память, чувство языка через осмысление лингвистических понятий, построение словообразовательных моделей, анализ слова (выделение его структурных элементов) и синтез частей слова по определенным словообразовательным моделям.
Содержание раздела
Класс | Знания | Умения |
Основа, окончание, корень, приставка, суффикс | Различать значения: –суффиксов существительных (увеличительное, пренебрежительное, уменьшительно-ласкательное); –прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества); – приставок в глаголах. | |
Морфологические способы словообразования | Определять, от какой основы и с помощью чего образованы данные слова; употреблять в устной и письменной речи слова с определенными типами морфем, учитывая их смысловые особенности. | |
Формообразующие приставки и суффиксы, неморфологические способы образования новых слов | Определять, от какой основы и с помощью каких формообразующих аффиксов образованы данные слова; употреблять в устной и письменной речи слова с определенными типами морфем, учитывая их смысловые и стилистические особенности. |
Принципы
Экстралингвистический – соотнесение слова с реалией.
Структурно-словообразовательный предполагает сопоставление структуры слова и способа его образования: рыб-ач-к-а ← рыбак+-к-.
Лексико-словообразовательный предполагает сопоставление лексического значения слова и словообразовательного значения модели.
Ельник - лес, в котором растут ели.
Осинник, малинник… - слова со значением «места, в котором растут породы растений, обозначенных корнем».
Синхронический – последовательное разграничение исторического и синхронического состава слова, этимологии слова и его производности в современном РЯ.
Анализ программ
Строение слова и способы словообразования изучаются в 5-6 классе, а потом сведения по словообразованию даются в связи с изучением каждой части речи в 5-7 классах, когда рассматриваются основные способы производства частей речи.
Учебный комплекс Н.М. Шанского, Т.А. Ладыженской
Морфемика изучается в 5 классе, а словообразование – в 6 классе (ступенчатый принцип).