Группы вводных слов по значению
1. Степень уверенности:безусловно, разумеется, без сомнения, несомненно, конечно, бесспорно, действительно, само собой;
вероятно, кажется, может, может быть, быть может, наверно(е), возможно, пожалуй, должно быть, думаю, надо полагать, очевидно, по-видимому, видимо, видно. Дождь, конечно,скоро закончится.
2. Различные чувства:к счастью, к радости, к общей радости, на радость, к удовольствию; к (большому, великому) огорчению, к прискорбию, к сожалению, жаль, к несчастью, на беду, как на беду, как нарочно, к великой досаде, как назло; удивлению, к изумлению, странное дело; ужас, чего доброго, неровён час. Дождь, к нашей радости,скоро закончился.
3. Источник сообщения:
- сам говорящий: с моей точки зрения, по-моему, думаю, вижу, помнится, известно, на мой взгляд, по моему мнению
- другие люди: по-вашему, говорят, по слухам, по преданию, слышно, по наблюдению..., по выражению..., по мнению..., по словам..., с точки зрения... По сообщению местных газет, завтра состоится грандиозное представление.
4. Обращение к собеседнику:
- привлечение внимания: позвольте, помилуйте, поймите, послушайте, согласитесь, понимаете, знаете, видите ли, видишь ли, вообразите, заметьте (себе), помните.
- выражение вежливости: извините, простите, пожалуйста, будьте добры, спасибо, будьте любезны.
Вообрази, я здесь одна! Никто меня не понимает.
5. Порядок мыслей:например, во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, далее, напротив, наоборот, однако, с одной стороны, с другой стороны, значит, итак, следовательно, в общем, таким образом, стало быть, другими словами, иначе говоря, короче, короче говоря, к слову сказать, кстати, лучше сказать, между нами говоря, так сказать, одним словом, проще говоря, подчеркиваю. Мальчики, наоборот, оказались аккуратнее. Одним словом,всё обошлось благополучно.
Внимание. Различайтевводные слова и другие члены предложения.
Он, кажется,не придёт на игру.(можно «убрать» вводное слово, смысл предложения не изменится)
Он кажется сильным и мужественным в глазах девушек. (глагол «кажется» входит в состав составного именного сказуемого)
Наконец мы приехали домой. (наречие «наконец») Можно, наконец,обратиться за советом к врачу.
Ты, может быть,сделаешь уборку в комнате.Маша может быть упрямой и капризной.
Внимание. Вставные конструкции, которые содержат добавочные замечания, пояснения, уточнения, выделяют на письме скобками, реже – тире. Беринг вместе с Чириковым открыл Берингов пролив между Азией и Америкой (подвиг Дежнёва тогда не был известен),достиг Америки. Перед отъездом я в последний раз пошёл со стариком – звали его Петром Степановичем –на рыбную ловлю.
Постановка и того, и другого знака при выделении вставных конструкций одинаково возможна.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ.
1.Если слова автора стоят перед прямой речью. А: «П». А: «П!» А: «П?»
2.Если слова автора стоят после прямой речи. «П», - а. «П!» - а. «П?» - а.
3.Если слова автора прерывают прямую речь. «П, -а, - п». «П, - а. – П». «П? – а. – П». «П! – а. – П».
«Вы сегодня просто великолепны», - сказал с улыбкой генерал. «Вы сегодня,- сказал с улыбкой генерал,- просто великолепны.
«Вы всегда элегантны! - сказал генерал.- Но сегодня затмили всех своим изысканным нарядом».
8. ДИАЛОГ – разговор нескольких лиц. Каждая реплика начинается с новой строки, перед репликой ставится тире.
Мама серьёзно посмотрела и спросила:
- Миша, ты говоришь правду?
- Конечно, мама! – твёрдо ответил сын.
Внимание.В диалоге принцип постановки знаков препинания такой же, как при прямой речи, только реплики пишутся без кавычек и с новой строки.
9. МЕЖДОМЕТИЯвыделяются запятыми или восклицательным знаком. Ах! Какой вы грубый! Увы, я ничего не понял.
Искл.:эх вы, эх ты, ну что ж, ай да, эх и, ух ты.
10. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫвсегда выделяются запятыми.
[Ср, ]. [ ,ср, ]. [ ,ср].
Сравнительный оборот – это одно из ярких выразительных средств русского языка. Его используют для сравнения предмета или признака с другим предметом, признаком.
Чёрные, как смола, тени легли на траву. Чёрные тени сравниваются со смолой.
Корабль, словно щепку, бросало на волнах. Корабль сравнивается со щепкой.
Ивы смотрятся в озеро, что девушки в зеркало. Ивы сравниваются с девушками, а озеро – с зеркалом.
В начале сравнительного оборота всегда есть сравнительный союз: как, что (= как), будто, как будто, словно, точно.
Внимание. Запятая перед какне ставится в устойчивых сочетаниях: красный как рак, белый как лунь, белый как полотно, белый как снег и др. Малыш, красный как рак,кричал и стучал ногами.
Внимание.Различайте сравнительные обороты и сравнительные придаточные предложения (у них есть грамматическая основа).И берёзы стоят, какбольшие свечки.Солнце светило ярко, каконосветит только летом.
По количеству грамматических основпредложения делятся на:
простые | сложные | ||
союзные | бессоюзные (БСП) | ||
сложносочиненные (ССП) | сложноподчиненные (СПП) | ||
Детипошли в школу. [ === ]. Детисобрались и пошли в школу. [ === и === ]. Дети и родителиучаствовали в концерте. [ и=== ]. Не только дети, но и родителиучаствовали в концерте. [ не только , но и == ] . * * * * * Однородные члены соединяются любыми сочинительными союзами (смотри второй столбик) | Детипошли в школу, ародители отправились на работу. [ ̶ = ] , а [ ̶ = ]. Части ССП равноправны по отношению друг к другу и связаны интонацией и сочинительными союзами. Сочинительные союзыделятся на: 1. Соединительные (и; да = и; тоже; также; не только…, но и…; как …, так и …). 2. Противительные (а; но; да = но; зато; однако). 3. Разделительные (или; или …, или…; либо; либо … , либо…; то… , то…; не то… , не то …; ли … , ли …; то ли… , то ли …; ни … , ни …). * * * * * Двойные союзы (не только…, но и…; не то…, не то …, и др.) могут соединять не только однородные члены, но и части ССП: В небе парил не то орёл, не то ястреб. [ = не то ̶ , не то ̶ ]. Не то орелпарил над лугом, не то ястребкружил в поисках добычи. [ Не то ̶ = ] , [ не то ̶ = ]. | Детипошли в школу, чтобы учиться. [ ̶ = ] , ( чтобы = ). Когда прозвенит звонок, урок закончится. ( когда = ̶ ), [ ̶ = ]. Книга, которую подарили мне друзья, была интересная. [ ̶ , (которую = ̶ ), = ]. [ ] - главное предложение ( ) - придаточное предложение Части СПП связаны интонацией и подчинительными союзами (что, чтобы, потому что и др.)или союзными словами (который и др.). Виды (типы, разряды) придаточных предложенийопределяются по вопросу: 1. Определительные (какой? чей?) 2. Изъяснительные (что? о чем? кого? и др. вопросы падежей). 3. Обстоятельственные: а) образа действия (как? каким образом?) б) меры и степени (как много? в какой степени? насколько?) в) времени (когда?) г) причины (почему?) д) следствия (что в результате? союз так что) е) цели (зачем? ж) условия ( при каком условии?) з) уступки (несмотря на что?) и) сравнения (как что? чем кто?) Определять значение придаточных предложений надо по смыслу и по вопросу, так как союзы бывают многозначными. Я предупредил, что опоздаю. (о чем предупредил? –изъяснит.) Я взял ручку, что лежала на парте. (какую ручку? – определит.) * * * * * Придаточных предложенийможет быть несколько. Выделяют три типа подчинения: 1. Последовательное подчинение Я покраснел, так как стыдился друга, который узнал о моей трусости. [ ], (так как ), (который ) 2. Параллельное подчинение Когда часы пробили пять, я стал собираться, чтобы пойти гулять. (когда ), [ ], (чтобы ) 3. Однородное подчинение Я видел, как снег падал на землю, как медленно таял он в лужах. [ ], (как ), (как ) 4. Комбинированное подчинение Различай: 1. Союзы(не являются членами предложе-ния). Я сказал, чтоприду в гости. 2. Союзные слова(это наречия, местоиме-ния, являются членами предложения). Я предвидел, чтоскажет мама мне в ответ. Я уснул, когдастемнело | Части сложного предложения связаны только интонацией. ЗП в БСП: 1.3апятая (перечисление). Дождьпрошёл, солнцевышло из-за тучи. [ ̶ = ], [ ̶ = ]. 2. Точка с запятой (перечисление, но части БСП очень распространённые - в них много второстепенных членов - и/или осложнённые - в них есть ЗП при ОЧ, ʘ, ПО, ДО, обращ., вв, ср). Изумрудные лягушатапрыгают под ногами; между корней, /подняв золотую головку/, лежит уж и стережёт их. [ ̶ =]; [ ,/ДО/, = ̶ и = ]. 3. Двоеточие потому что • [ ] : [ причина ] Печален я: со мною друга нет.(= Печален я, потому что со мною друга нет). что • [ ] : [ дополнение ] Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки. (= Павел чувствует, что чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки). а именно • [ ] : [ пояснение ] Погода была ужасная: ветер выл, снег падал хлопьями. (= Погода была ужасная, а именноветер выл, снег падал хлопьями). 4. Тире а • [ → ] ˗ [ ← ] - части БСП противопоставлены Служить бы рад - прислуживать-ся тошно.(= Служить бы рад, а прислуживаться тошно). когда, если • [ время/условие ] ˗ [ ] Настанет утро - двинемся в путь. (= Когда настанет утро...) Назвался груздем - полезай в кузов. (=Если назвался груздем...) значит • [ ] ˗ [ вывод ] Наша Родина - нам и защищать. (= Наша Родина - значит, нам и защищать). |
ЦИТИРОВАНИЕ
Цитата –чужой текст, внесённый автором в собственное повествование, рассуждение.