Предмет фонетики. Основные аспекты характеристики звуков речи. Членение речевого потока (фонетические единицы русского языка)
Фонетика – наука о звуках речи, являющихся элементами звуковой системы языка (греч.phone – звук).
Основные аспекты характеристики звуков речи:
1) Акустический (фонетика);
2) Артикуляционный (фонетика);
3) Функциональный (фонология).
Членение речевого потока (фонетические единицы русского языка):
1) Фонетическая фраза:
а) законченное по смыслу высказывание;
б) отделяется от других фраз паузой (||);
в) обладает определенной интонацией;
г) обладает фразовым ударением (обычно на последнем слове фразы);
д) делится на речевые такты (|).
2) Речевой такт:
а) состоит из нескольких слов, объеденных интонацией и тактовым ударением (обычно на последнем слове такта);
б) разделяется короткими паузами;
в) состоит из фонетических слов.
3) Фонетическое слово – самостоятельные слова с примыкающими к ним служебными безударными словами и частицами, делятся на слоги.
4) Слог – звук/несколько звуков, произнесенных одним толчком выдыхаемого воздуха (слог, произносящийся с бОльшей силой – ударный).
5) Звук – составная часть слога, элементарная, простейшая незначимая единица речевого потока.
Типы слогов. Правила слогоделения.
Слог – это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью по сравнению с соседними.
Типы слогов:
1) Открытый.Слог, оканчивающийся слогообразующим звуком: ва-та
2) Закрытый.Слог, оканчивающийся неслоговым звуком: там, лай
3) Неприкрытый.Слог, начинающийся на гласный звук: а-орта
4) Прикрытый.Слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон
Правила слогоделения:
Закон восходящей звучности можно иллюстрировать на приводимых ниже словах, если звучность условно обозначить цифрами: 1- глухой, 2- звонкий, 3- сонорный, 4- гласный.
На стыке морфем невозможно (часто) произнести более 2х одинаковых согласных между гласными. Например: Одессит (о-де-сит). Так же невозможность произнесения 2х одинаковых согласных перед 3 согласным (расстаться ра-стать-ся).
Ударение. Клитики. Роль интонации.
Словесное ударение – выделение при произношении одного из слогов двусложного или многосложного слова.
Разноместность ударения используется для различения омографов и их грамматических форм и отдельных форм различных слов, а в некоторых случаях служит средством лексической дифференциации слова или придает слову стилистическую окраску.
Подвижность и неподвижность ударения служит дополнительным средством при образовании форм одного и того же слова: ударение или остается на одном и том же месте слова, или переходит с одной части слова на другую.
Тактовое ударение – выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта.
Фразовое ударение – выделение в произношении наиболее важного в смысловом отношении слова в пределах высказывания (фразы).
Клитики:
Клитика — слово (например, местоимение или частица), грамматически самостоятельное, но фонологически зависимое. Клитиками по определению являются, в частности, все слова, не составляющие слога
Проклитика – слово, не имеющее ударения и стоящее ПЕРЕД словом, у которого есть ударение, вместе с которым они составляют одно фонетическое слово (предлоги, союзы).
Энклитика – слово, не имеющее ударения и стоящее ПОСЛЕ слова, у которого есть ударение, вместе с которым они составляют одно фонетическое слово (частицы).
Роль интонации:
— единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произнесения. Некоторые исследователи включают в состав компонентов интонации паузы. Вместе с ударением интонация образует просодическую систему языка. Интонация является важным средством формирования высказывания и выявления его смысла.
В высказывании интонация выполняет следующие функции: различает коммуникативные типы высказывания — побуждение, вопрос, восклицание, повествование, импликацию (подразумевание); различает части высказывания соответственно их смысловой важности, выделенности; оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы; выражает конкретные эмоции; вскрывает подтекст высказывания; характеризует говорящего и ситуацию общения.
Особую роль играет интонация в рамках целого текста: различным образом окрашивает тексты разных стилей и жанров, расчленяет текст на смысловые куски, осуществляя вместе с тем межфразовую связь, является активным фактором эмоционально-эстетического воздействия на слушателя. В художественном тексте интонация выполняет изобразительную функцию, рисуя некоторые элементы действительности.
Артикуляционная классификация гласных.
ЗВУК- кратчайшая, минимальная. Неделимая единица.
Гласные звуки - вокальные. В них практически отсутствует шум. Артикуляционная классификация гласных разделяется на степень подъема (подъем)и месту подъема (ряд)
| Передний (нелабиализованные звуки) | Средний (нелабиализованные звуки) | Задний (лабиализованные звуки) | ||
Верхний | и | ы | У | ||
Средний | э | о | |||
Нижний | а |