Предмет фонетики. Основные аспекты характеристики звуков речи. Членение речевого потока (фонетические единицы русского языка)

Фонетика – наука о звуках речи, являющихся элементами звуковой системы языка (греч.phone – звук).

Основные аспекты характеристики звуков речи:

1) Акустический (фонетика);
2) Артикуляционный (фонетика);
3) Функциональный (фонология).

Членение речевого потока (фонетические единицы русского языка):

1) Фонетическая фраза:
а) законченное по смыслу высказывание;
б) отделяется от других фраз паузой (||);
в) обладает определенной интонацией;
г) обладает фразовым ударением (обычно на последнем слове фразы);
д) делится на речевые такты (|).
2) Речевой такт:
а) состоит из нескольких слов, объеденных интонацией и тактовым ударением (обычно на последнем слове такта);
б) разделяется короткими паузами;
в) состоит из фонетических слов.
3) Фонетическое слово – самостоятельные слова с примыкающими к ним служебными безударными словами и частицами, делятся на слоги.
4) Слог – звук/несколько звуков, произнесенных одним толчком выдыхаемого воздуха (слог, произносящийся с бОльшей силой – ударный).
5) Звук – составная часть слога, элементарная, простейшая незначимая единица речевого потока.

Типы слогов. Правила слогоделения.

Слог – это звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью по сравнению с соседними.

Типы слогов:

1) Открытый.Слог, оканчивающийся слогообразующим звуком: ва-та

2) Закрытый.Слог, оканчивающийся неслоговым звуком: там, лай

3) Неприкрытый.Слог, начинающийся на гласный звук: а-орта

4) Прикрытый.Слог, начинающийся на согласный звук: ба-тон

Правила слогоделения:

Закон восходящей звучности можно иллюстрировать на приводимых ниже словах, если звучность условно обозначить цифрами: 1- глухой, 2- звонкий, 3- сонорный, 4- гласный.

На стыке морфем невозможно (часто) произнести более 2х одинаковых согласных между гласными. Например: Одессит (о-де-сит). Так же невозможность произнесения 2х одинаковых согласных перед 3 согласным (расстаться ра-стать-ся).

Ударение. Клитики. Роль интонации.

Словесное ударение – выделение при произношении одного из слогов двусложного или многосложного слова.

Разноместность ударения используется для различения омографов и их грамматических форм и отдельных форм различных слов, а в некоторых случаях служит средством лексической дифференциации слова или придает слову стилистическую окраску.

Подвижность и неподвижность ударения служит дополнительным средством при образовании форм одного и того же слова: ударение или остается на одном и том же месте слова, или переходит с одной части слова на другую.

Тактовое ударение – выделение в произношении более важного в смысловом отношении слова в пределах речевого такта.

Фразовое ударение – выделение в произношении наиболее важного в смысловом отношении слова в пределах высказывания (фразы).

Клитики:

Клитика — слово (например, местоимение или частица), грамматически самостоятельное, но фонологически зависимое. Клитиками по определению являются, в частности, все слова, не составляющие слога

Проклитика – слово, не имеющее ударения и стоящее ПЕРЕД словом, у которого есть ударение, вместе с которым они составляют одно фонетическое слово (предлоги, союзы).
Энклитика – слово, не имеющее ударения и стоящее ПОСЛЕ слова, у которого есть ударение, вместе с которым они составляют одно фонетическое слово (частицы).

Роль интонации:

— единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсив­но­сти, длительности, темпа речи и тембра произнесения. Некоторые иссле­до­ва­те­ли включают в состав компонентов интонации паузы. Вместе с ударением интонация образует просодическую систему языка. Интонация является важным средством формиро­ва­ния высказывания и выявления его смысла.

В высказывании интонация выполняет следующие функции: различает коммуникативные типы высказы­ва­ния — побужде­ние, вопрос, восклицание, повествование, импликацию (подразу­ме­ва­ние); разли­ча­ет части высказывания соответ­ствен­но их смысловой важности, выделен­но­сти; оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы; выражает конкретные эмоции; вскрывает подтекст высказы­ва­ния; характеризует говорящего и ситуа­цию общения.

Особую роль играет интонация в рамках целого текста: различным образом окрашивает тексты разных стилей и жанров, расчленяет текст на смысловые куски, осуществляя вместе с тем межфразо­вую связь, является активным фактором эмоционально-эстетического воздей­ствия на слушателя. В художественном тексте интонация выполняет изобразительную функцию, рисуя некоторые элементы действительности.

Артикуляционная классификация гласных.

ЗВУК- кратчайшая, минимальная. Неделимая единица.

Гласные звуки - вокальные. В них практически отсутствует шум. Артикуляционная классификация гласных разделяется на степень подъема (подъем)и месту подъема (ряд)

Ряд
Подъем

Передний (нелабиализованные звуки) Средний (нелабиализованные звуки) Задний (лабиализованные звуки)
Верхний и ы У
Средний э   о
Нижний   а  

Наши рекомендации