Морфологический разбор слова категории состояния

Морфологический разбор слова категории состояния включает выделение двух постоянных признаков (разряда по значению и наличия форм степеней сравнения). Непостоянных признаков слово категории состояния не имеет, так как является неизменяемым словом.

Вместо характеристики непостоянных признаков следует указывать: «неизменяемое слово».

Схема морфологического разбора слова категории состояния. I. Часть речи. II. Морфологические при­знаки: 1) разряд по значению; 2) степень сравнения (если есть); 3) неизменяемое слово. III. Синтаксическая функция. О, грустно,грустно мне! (А. Хомяков) Образец морфологического разбора слова категории состояния. I. Грустно- слово категории состояния,обозначает душевное состояние человека. II. Морфологические признаки: 1) качественное; 2) грустнее, грустнее всего; 3) неизменяемое слово. III. Синтаксическая функция. Слово «грустно» выполняет функцию сказуемого в безличном предложении.

24)Глагол как чр. Инфинитив как исходная форма гл. Виды инф, синтакс функц.

Глагол- это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие, состояние или отношение и отвечает на вопросы что делать? что сделать?: работать, убрать, болеть, бояться, желать, состоять. Все формыглаголаимеют морфологические признаки вида (бывают совершенного или несовершенного вида) и переходности (бывают переходными или непереходными). Среди глагольных форм различаются спрягаемые(изменяются по наклонениям, временам, лицам или родам, а также числам) и неспрягаемые(начальная форма глагола, причастия и деепричастия).

В предложении спрягаемые глагольные формы играют роль сказуемого (они обладают специальными формами сказуемости - формами наклонения и времени), неспрягаемые глагольные формы могут быть и другими членами предложения. Например: Русалкаплылапо реке голубой, озаряема полной луной... (М. Лермонтов); Такдумалмо­лодой повеса, летя в пыли на почтовых... (А. Пушкин).
Начальной (словарной) формой глагола является неопределённая форма глагола,или инфинитив(от лат. infiniti-vus - «неопределённый»). Инфинитив обозначает действие безотносительно к наклонению, времени, лицу, числу, то есть вне связи его с деятелем (субъектом).

Инфинитив - неизменяемая форма глагола, которой присущи только постоянные морфологические признаки глагола: вид, переходность/непереходность, возвратность/ невозвратность, тип спряжения. (Если в спрягаемых глагольных формах окончание безударно, то тип спряжения определяется по инфинитиву.)

Формальными показателями инфинитива являются суффиксы -ть, -ти(в школе их обычно рассматривают как окончания). Суффикс -тьстоит после гласных (следить, думать, петь),а -ти- после согласных (нести, везти, плести).Некоторые глаголы оканчиваются в инфинитиве на -чъ: печь, беречь, течь, мочьи др.; исторически в -чьслились инфинитивный показатель -тии конечный корневой звук [г]или [к]:формы типа «пекти», «берегти»в резуль­тате фонетических изменений преобразовались в «печь», «бе­речь»и т. п.

В предложении инфинитив может быть любым членом предложения. Например: 1) Любитьиных - тяжёлый крест... (Б. Пастернак);2) Он [Старцев]решил сходитьк Туркиным(с какой целью?) посмотреть, что это за люди (А. Чехов);3) Я поступил неосторожно, предаваясь ми­лой привычке видеть^ и слышать вас ежедневно (А. Пуш­кин); 4) Самые чистые рубахивелиткапитан надеть!_ (Б. Окуджава).

Примечание. Пример (2) - при глаголах движения (уехать, зайтии под.) или прекращения движения(остановиться, остаться, присестьи т. п.) инфинитив является обстоятельством цели (называет цель движения или прекращения движения): Иногда в песках он останавливался(с какой целью?) отдохнуть (К. Паустовский).

Пример (4) - инфинитив не включается в состав сказуемого и является в предложении дополнением, если он обозначает действие дру­гого лица (предмета), не того, которое названо подлежащим.

25)Две основы в гл. Понятие класса глагола.

У глагола выделяются две основы: основа инфинитиваи основа настоящего/простого будущего времени.(Иногда выделяется ещё и основа прошедшего времени,но у большинства глаголов она совпадает с основой инфинитива.) Часть глагольных форм образуется от основы инфинитива, а другая часть - от основы настоящего/простого будущего времени. Эти две основы у многих глаголов различаются.

Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отделить формообразующий суффикс инфинитива: нес- ти, писа- тъ, говори- ть, чита- ть, рисова- ть.

Чтобы выделить основу настоящего/простого будущего времени, нужно от формы настоящего/простого будущего времени отделить личное окончание (обычно берётся форма 3 ли­ца множественного числа): нес- ут, пиш- ут, говор- ят, читаj- ут,pucyj- ут.

Чтобы выделить основу прошедшего времени, нужно от формы прошедшего времени отбросить формообразующий суффикс -л- и окончание (можно использовать любую форму, кроме формы мужского рода единственного числа, так как в ней может быть представлен нулевой суффикс, что затрудняет выделение основы): нес- л-а, писа- л-а, гово­ри- л-а, чита- л-а, рисов а- л-а.

Существуют глаголы, у которых совпадают основы инфинитива и настоящего/простого будущего времени и от них отличается основа прошедшего времени: ид- ти, ид- ут, ш- л-а.Есть глаголы, у которых все три основыразличны: промокну- ть, промокн- ут, промок- л-а; тере- тъ, тр- ут, тер- л-а.Есть глаголы, у которых все триосновы совпадают: нес- ти, нес- ут, нес- ла.

Глагольные формы, которые образуются от основы инфинитива Глагольные формы, которые образуются от основы настоящего/простого будущего времени
1.Формы прошедшего времени изъявительного наклонения: нес-л-а, написа-л-а, говорила, читала, рисовал-а. 1.Формы настоящего ипростого будущего времени изъяви­тельного наклонения:несу, напиш-у, говорю, 4umaj-y(орфографически - читаю),pucyj-y(рисую).
2. Формы условного наклонения: нес-л-а бы, написа-л-а бы, говорила бы, читала бы, рисовала бы. 2. Формы повелительного наклонения: неси, напиши, говори, чита) (читай), рису) (рисуй).
3. Действительные причастия прошедшего времени: нес-ш-ий, написа-вш-ий, говоривший, читавший, рисовавший. 3. Действительные причастия настоящего времени:несущий, пиш-ущ-ий, говорящий, читаj-ущ-ий (читающий),pucyj-ущ-ий (рисующий).
4. Страдательные причастия прошедшего времени:унесённый, написанный, нарисова-нн-ып. 4. Страдательные причастия настоящего времени: нес-ом-ый, говор-и.ч-ый, читауэм-ый (читаемый),pucyj-эм-ый (рисуемый).
5. Деепричастия совершенного вида: написав, сказав, прочитав, нарисовав. 5. Деепричастия несовершен­ного вида: нес-я, говоря, чита'jа (читая),pucyj-a(рисуя).

Основы неопределенной формы и настоящего времени, как правило, различаются аффиксами или звуковым составом: чита-ть - читаj-ут (читают), зва-ть - зов-ут. Соотношение основы неопределенной формы и основы настоящего времени определяет деление глаголов на классы.

Классы глаголов, характеризующиеся соотношением данных основ, которое свойственно и вновь образуемым глаголам, называются продуктивными, например глаголы типа садятся - садиться (ср. приземлиться, прилуниться). Те же глаголы, по образцу которых новые глаголы не создаются, принадлежат к непродуктивным классам, например глаголы типа колют - колоть, полют - полоть и др.

Продуктивных глагольных классов пять:

1-й класс объединяет глаголы с основой неопределенной формы на -а(ть)и с основой настоящего времени на -aj: читать - читаj-ут (читают).

2-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -е(ть) и с основой настоящего времени на -ej: жалетъ - жалеj-ут (жалеют).

3-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ова (-ева) (ть) и с основой настоящего времени на -yj: советовать - советуj-ут (советуют), горевать - горюj-ут (горюют).

4-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -ну(ть) и с основой настоящего (будущего простого) времени на -н-: прыгнуть - прыгн-ут.

5-й класс - глаголы с основой неопределенной формы на -и(ть) и с окончанием третьего лица мн. ч. настоящего времени -ат, -ят: молить - мол-ят.

Непродуктивные классы обычно объединяют небольшое количество глаголов. Классификация их затрудняется наличием мелких особенностей в небольших группах глаголов, а иногда и в отдельных глаголах (например,есть, ехать). Число непродуктивных классов постепенно сокращается, так как они подвергаются воздействию классов продуктивных (например, входят в употребление формы мяукают вместо мяучут, мурлыкают вместомурлычут, полоскают вместо полощут, махают вместо машут по аналогии с глаголами 1-го продуктивного класса). В печати можно встретить параллельное употребление обеих форм, хотя многие из новых форм находятся еще за пределами кодифицированного литературного языка.

Иногда формы различаются оттенками значений: поезд двигается (приходит в движение) и поезд движется(находится в движении) .

26) Спряжение гл. Понятие парадигмы. Изобилующие и недостаточные

Спряжение- это изменение глагола по лицам и числам. (Термин спрягаемые формыглагола употребляется в более широком значении, чем термин спряжение.К спрягаемым формам глагола относятся все формы, кроме инфинитива, причастий и деепричастий, т.е. формы всех наклонений.)

В зависимости от личных окончаний в русском языке принято различать два спряжения - I и II, которые отличаются друг от друга гласными звуками в окончаниях: не­сёшь, поёшь, говоришь, молчишь, несёт, поёт, говорит, молчит, несём, поём, говорим, молчим, несёте, поёте, говорите, молчите, несут, поют, говорят, молчат

I спряжение II спряжение
-У (-ю) -ем -у(-ю) -им
-ешь -сте -ишь -ите
-ет -ут (-ют) -ит -ат(-ят)

Если окончание ударное, спряжение определяется по окончанию: зовёшь, ведёшь -I спряжение, горишь, спишь- II спряжение.

Но большинство глаголов при спряжении не имеет ударения на личных окончаниях. В таких случаях спряжениеопределяется по инфинитиву (по тому гласному, который стоит перед суффиксом инфинитива).

Ко II спряжению относятся те глаголы с безударным личным окончанием, у которых 1) инфинитив оканчивается на -и-тъ (возить, пилить, тратитьи др.), кроме глаголов брить, стелить,редко встречающихся глаголовзиждиться(«основываться, строиться») и зыбиться(«колебаться, качаться, покрываться зыбью»). (Глаголызиждитьсяи зы­битьсяупотребляются только в форме 3 лица ед. и множ. числа, остальные формы не употребляются.); 2) глаголы-исключения, у которых инфинитив оканчивается на -е-ть (смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, тер­петь, вертеть)и на -а-ть (гнать, держать, слышать, ды­шать).

Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Следует помнить, что приставочные глаголы, образованные от бесприставочных, относятся к тому же типуспряжения, что и бесприставочные (гнать- догнать- пере­гнать- выгнатьи т. д. - II спряжение). Глаголы с -ся (-сь)относятся к тому же типу спряжения, что и без -ся (-сь) (гнать- гнаться- II спряжение).

В русском языке есть и разноспрягаемые глаголы, у которых одни формы образуются по I спряжению, а другие - по II. К ним относятся: 1) хотеть- в единственном числе изменяется по I спряжению (хочу- хочешь- хочет),а во множественном числе - по II (хотим- хотите- хотят);2) бежать,который имеет все формы, как у глаголов IIспряжения (бегу- бежишь- бежит- бежим- бежите),кроме 3 лица множ. числа - бегут(по I спряжению); 3)чтить- изменяется по II спряжению (чтишь- чтит- чтим- чтите),кроме 3 лица множ. числа (чтут),хотя есть и форма чтят,которая сейчас употреб­ляется реже, чем чтут;4) брезжить(«рассветать, чуть светиться») - употребляется только в форме 3 лица единственного числа (брезжит- II спряжение) и множественного числа(брезжут- I спряжение): Рассвет чуть брез­жит; Слабо брезжут звёзды на небе.

Нехарактерную для глаголов I и II спряжений систему окончаний (архаическую) имеют глаголы есть, надоесть, дать, создать(и их приставочные производные: переесть, заесть, сдать, отдать, предать, воссоздатьи др.).

ед. ч. е-м е-шь ест дам дашь даст
мн.ч. едите едим ед-ят дадите дад-им дадут

Глагол бытьтакже своеобразен. От него в современном русском языке сохранились редко употребительные формы 3-го лица ед. и множ. числа настоящего времени - естьи суть: Прямая линия есть кратчайшее расстояние между двумя точками; Самые обыкновенные, принимаемые почти всеми историками общие отвлечения суть: свобода, равенство, просвещение, прогресс, цивилизация, культура (Л. Толстой),а будущее время образуется от другого корня: буду- будешь- будет- будем- будете- бу­дут.

Следует помнить, что глаголы спрягаются (изменяются по лицам и числам) только в настоящем и простом будущем времени. Если форма будущего сложная (у глаголов несовершенного вида), то спрягается только вспомогательный глагол быть,а основной глагол берётся в инфинитиве. Глаголы в прошедшем времени не спрягаются (не изменяются по лицам).

27)Категория вида. Видов пары гл их обр. вид у гл движения. Возвр гл и их возвр-средн значение.
Глаголы в русском языке относятся к одному из двух видов: к несовершенномуили к совершенному.

Вид- глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, результату. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой форме.

Глаголысовершенного видаотвечают на вопрос что сделать?и обозначают действие, ограниченное в своей дли­тельности, имеющее внутренний предел, законченность. Глаголы совершенного вида могут обозначать действие, ко­торое закончилось (или закончится), достигнув результата (выучить, нарисовать),действие, которое началось (или начнётся), причём само это начало действия понимается как его граница, предел (заиграть, запеть),однократное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть- глаголы с суффиксом -ну).

Глаголынесовершенного видаотвечают на вопрос что делать?и обозначают действие без указания

на его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся (учить, рисовать, играть, кричать).

Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют видовые пары.Видовую пару составляют глагол несовершенного вида и глагол совершенного вида, имеющие одинаковое лексическое значение и различающиеся только значением вида: читать- прочитать, писать - написать, строить- построить.

Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов:

1) -ива-, -ыва-: рассмотреть - рассматривать, расспросить - расспрашивать, расписаться - расписы­ваться;

2) -ва: открыть - открывать, дать - давать, обуть- обувать;

3) -а-(-я): спасти - спасать, подрасти - подрастать.

Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида различными способами:

1) с помощью видовых приставок на-, с-, про-, вы-, по-и др,: лечить- вылечить, печь- испечь, делать-сделать, писать - написать, читать- прочитать, стро­ить- построить, учить- выучитьи т. д. (Но чаще с по­мощью приставки образуются глаголы совершенного вида, которые отличаются от глаголов несовершенного вида не только значением вида, но и изменением лексического значения; такие глаголы не образуют видовой пары: чи­тать- перечитать, отчитать, зачитатьи т. д.);

2) с помощью суффикса -ну-: привыкать - привыкнуть, кивать- кивнуть, прыгать- прыгнуть.

Некоторые глаголы, составляющие видовую пару, могут различаться только местом ударения: рассыпать-рассыпать, нарезать- нарезать.

Отдельные видовые пары составляют глаголы с разными корнями: говорить- сказать, искать- найти, класть-положить, брать- взять.

Некоторые глаголы являются одновидовыми.Они не образуют видовой пары и бывают или только совершенного вида (очутиться, ринуться, поспать, раскричатьсяи др.), или только несовершенного вида {преобладать, присутствовать, сидеть, находиться).

Вид глагола влияет на образование его форм (прежде всего - форм времени): у глаголов несовершенного видав изъявительном наклонении есть формы всех трёх времён (причём в будущем времени они имеют сложную форму) и полный набор временных форм причастий; у глаголов совершенного вида нет форм настоящего времени в изъявительном наклонении (форма будущего времени простая) и причастий настоящего времени.

28)Дву- и одновидовые глаголы. Тенденции в разв кат вида в сря (а что еще добавить?)
Существуют и двувидовыеглаголы, которые совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида. Их вид устанавливается из контекста: женить, казнить, ранить, велеть,а также глаголы с суффиксами -ова(тъ), -ирова(ть): воздействовать, использовать, автоматизировать, асфальтировать, телеграфироватьи т. п. Например: Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят (что делают?) (А. Пушкин); Не прикажете ли, я велю (что сделаю?) подать коврик? (Н. Гоголь).

29)Кат времен гл. Знач времен. Синонимия.
В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам. Формы времени выражают отношение действия к моменту речи. В русском языке существуют формы трёх времён: настоящего, прошедшего и будущего. Количество форм времени и способ их образования зависит от вида глагола. Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени, причём форма будущего у них сложная. Глаголы совершенного вида имеют только две формы времени (у них нет настоящего времени), форма будущего простая.

Форма настоящего временипоказывает, что действие совпадает с моментом речи или осуществляется постоянно, регулярно повторяется: На всех парахнесётся поезд, колёсавертит паровоз... (Б. Пастернак); О, как убийственно мылюбим, какв буйной слепоте страстей мы то всего вернеегубим, что сердцу нашему милей! (Ф. Тют­чев).

Формы настоящего времени есть только у глаголов несовершенного вида. Они образуются с помощью окончаний, которые присоединяются к основе настоящего времени и указывают одновременно не только на время, но и на ли­цо и число. Набор окончаний зависит от спряжения.

Форма прошедшего временипоказывает, что действие предшествует моменту речи: Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь... (А. Пушкин).

Формы прошедшего времени образуются от основы инфинитива с помощью суффикса -л-,за которым следует окончание со значением числа и в ед. числе - рода: пел, пела, пело, пели.

У некоторых глаголов суффикс -л-в форме мужского рода отсутствует: вёз, тёр, рос, берёг, замери др.

Прошедшее время глагола идтиобразуется от другой основы, отличной от основы неопределённой формы: идти- шёл, шла, шло, шли.

Форма будущего времениуказывает на то, что действие произойдёт после момента речи: Настанут холода, осыпятся листы- и будетльдом- вода (Г. Иванов).

Формы будущего времени есть и у глаголов несовершенного вида, и у глаголов совершенного вида, но образуются они по-разному.

Формы будущего времени глаголов совершенного вида образуются от основы простого будущего времени с помощью тех же окончаний, что и формы настоящего времени глаголов несовершенного вида (такая форма называется формой простого будущего времени): напишу, расскажу, принесу.

Формы будущего времени глаголовнесовершенного вида образуются присоединением форм буду, будешь, будет, будем, будете, будутк инфинитиву глагола несовершенно­го вида (такая форма называется формойсложного будуще­го времени): буду писать, буду рассказывать, буду нести.

Формы времени могут употребляться не только в своём основном значении, но и в переносном значении, свойствен­ном формам других времён.

Формы настоящего времени могут обозначать действие, предшествующее моменту речи (использование форм настоящего времени в рассказе о прошлом носит название на­стоящего исторического): Только, понимаешь,выхожуот мирового, глядь- лошадки моистоят смирнёхонько око­ло Ивана Михайловича (И. Бунин).

Формы настоящего времени могут также обозначать действие, следующее за моментом речи (значение будущего времени): У меня уже всё готово, я после обедаотправляю вещи. Мы с бароном завтравенчаемся, завтра жеуезжаемна кирпичный завод, и послезавтра я уже в шко­ле,начинается новая жизнь (А. Чехов).

Формы прошедшего времени могут употребляться в значении будущего времени: Бежать, бежать! Иначе яумер (К. Федин).

Формы будущего времени могут иметь значение прошедшего времени: Герасим глядел, глядел, да как засме­ётся вдруг (И. Тургенев).

30)Кат наклонения. Формы наклонений. Синонимия
Глаголы изменяются по наклонениям. Форма наклонения показывает, как действие относится к действительности: является ли действие реальным (имеющим место в дей­ствительности), или нереальным (желаемым, требуемым, возможным при определённых условиях).

В русском языке у глаголов есть формы трёх наклонений: изъявительного, условного (сослагательного) и повелительного.

Глаголы визъявительном наклоненииобозначают реальное действие, которое происходит, происходило или будет происходить на самом деле в определённом времени (на­стоящем, прошедшем или будущем). Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам: занимаюсь(настоящее время), занимался(прошедшее время), буду за­ниматься(будущее время).

Глаголы вусловном наклоненииобозначают не реальные действия, а желаемые, возможные. Формы условного наклонения образуются от основы инфинитива (или основы прошедшего времени) с помощью суффикса -л-(за которым следует окончание со значением числа и в единственном числе - рода) и частицы бы (б)(которая может стоять перед глаголом, после него, а может быть оторвана от него). Например: Если б я была поэтом, я жила бы как щеглёнок и не в клетке бы свистела, а на ветке на заре (Ю. Мо-риц).

В условном наклонении глаголы изменяются по числам и родам (в этом наклонении нет времени и лица): прошёл бы, прошла бы, прошло бы, прошли бы.

Глаголы вповелительном наклоненииобозначают побуждение к действию (просьбу, приказ), то есть обозначают не реальное действие, а требуемое. В повелительном наклонении глаголы изменяются по числам и лицам (времени в этом наклонении также нет).

Наиболее употребительными являются формы 2 лица единственного и множественного числа, которые выража­ют побуждение к действию собеседника (собеседников).

Форма 2 лица ед. числа образуется от основы настоящего/простого будущего времени с помощью суффикса -и-или без суффикса (в этом случае основа глагола в повелительном наклонении совпадает с основой настоящего/ простого будущего времени): говори, смотри, пиши, держи, работай(основа настоящего времени - pa6omaj-ym), от­дыхай (отдыха)-ут), запоминай (запоминаj-ут), режь (режут), встань (встанут).

Форма 2 лица мн. числа образуется от формы 2 лица ед. числа с помощью окончания -те: говори-\тё\, держи-\тё\, за-поминай-\те\ит. д.

Формы 3 лица ед. и мн. числа выражают побуждение к действию того или тех, кто не участвует в диалоге. Они образуются с помощью частиц пусть, пускай, да +формы 3 лица ед. или мн. числа изъявительного наклонения:пусть уходит, пусть уходят, да здравствует, да здрав­ствуюти т. д.:Да ведаютпотомки православных земли родной минувшую судьбу (А. Пушкин).

Форма 1 лица мн. числа выражает побуждение к совместному действию, участником которого является и сам говорящий. Она образуется с помощью частиц давай, да­вайте +инфинитив глаголов несовершенного вида (давай,давайте + петь, танцевать, играть) или 4- форма 1 лица мн. числа изъявительного наклонения глаголов совершен­ного вида (давай, давайте + споём, станцуем, сыграем): Давайте говоритьдруг другу комплименты...(Б. Окуд­жава);Давай ронять слова, как сад- янтарь и цедру... (Б. Пастернак); Товарищ жизнь,давайбыстрейпрото­паем, протопаем по пятилетке дней остаток... (В. Ма­яковский).

Формы наклонений могут употребляться не только в своём прямом значении, но и в переносном значении, то есть в значении, свойственном другому наклонению.

Например, форма повелительного наклонения может; иметь значения условного наклонения (1) и изъявительно­го (2):1)Не будьна то господня воля, не отдали б Моск­вы (М. Лермонтов);2)Раз он ему искажи: «Вижу, Азамат, что тебе больно понравилась эта лошадь» (М. Лер­монтов).

Глагол в форме изъявительного наклонения может употребляться в значении повелительного: Однако в поле уж темно; скорей!пошёл, пошёл, Андрюшка! (А. Пушкин); Комендант обошёл своё войско, говоря солдатам: «Ну, детушки,постоим сегодня за матушку-государыню и докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные» (А. Пушкин).

Форма условного наклонения может иметь значение повелительного: Папаша, выпоговорили бы с Александрой, она ведёт себя отчаянно (М. Горький).

31)Перех и неперех глаг. Залог. Теории.

Различаютсяглаголы переходные и непереходные.

Переходныеглаголы обозначают действие, которое прямо направлено на предмет. Они могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога, отвечающее на вопрос кого?'/что?', писать статью, вязать свитер, петь песню.

Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога:

1) если есть отрицательная частица неперед переходным глаголом: понял задачу- не понял задачи; читал роман-не читал романа; терять время- не терять времени;

2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду(всю воду, о которой идёт речь) -выпил воды(часть), принести дрова- принести дров.

При определении переходности/непереходности глаголов необходимо учитывать и значение существительного в форме винительного падежа - оно должно называть объ­ект действия. Ср.: простоять час (в очереди)или жить неделю (на море),где глаголы не являются переходными, хотя после них и стоят существительные в винительном падеже без предлога: Всю ночь(В.п. со значением времени, а не объекта) гремел(глагол непереходный) овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью (А. Фет).

Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься(чем?)спортом, разбираться(в чём?) в музыке, отказаться(от чего?) от помощи.

Примечание. Переходность/непереходность тесно связана с лексическим значение глагола: в одном значенииглагол может быть переходным, а в другом - непереходным. Ср.: Я говорю правду (говорю- «высказываю» - переходный глагол). Ребёнок уже говорит (говорит- «разговаривает» - непереходный глагол); Завтра я поеду од­на, буду учить(непереходный глагол) в школе и всю свою жизнь от­дам тем, кому она, может быть, нужна (А. Чехов); учить уроки(переходный глагол).

Залог – это грамматическая категория, отражающая соотношения между семантическим субъектом, действием и семантическим объектом. Категория залога позволяет, таким образом, разграничить активное и пассивное действие, называемое глаголом. Различия заключаются в разной направленности глагольного признака по отношению к его носителю, выраженному подлежащим.

Это достигается специальными конструкциями актива и пассива.

В конструкции актива (Художник пишет картину; Художник, пишущий картину) глагольный признак представлен как исходящий от его носителя. Морфологический разбор слова категории состояния - student2.ru

В конструкции пассива(Картина пишется художником; Картина, написанная художником) глагольный признак представлен как направленный на него.

Морфологический разбор слова категории состояния - student2.ru

Итак, в активе в роли носителя глагольного признака выступает семантический субъект, а в пассиве – семантический объект. Тем самым одно и то же соотношение между субъектом, действием и объектом представлено в активной и пассивной конструкции по-разному: со стороны субъекта, осуществляющего действие, или со стороны объекта, подвергающегося действию или испытывающего действие (состояние).

В настоящее время в русистике существует несколько точек зрения на категорию залога, что привело к наличию двух- и трёхчленной классификации глагольных форм. Сторонники бинарной оппозиции выделяют два залога – действительный и страдательный (активный и пассивный). Для данной классификации характерны следующие особенности:

1) категорию залога имеют все глаголы (то есть нет глаголов вне этой категории);

2) форма страдательного залога образуется с помощью постфикса -ся от переходного глагола; глагол в форме страдательного залога имеет дополнение в Т.п. со значением производителя действия, а объект выполняет роль подлежащего (Книга читается мальчиком);

3) глаголы без постфикса -ся (и переходные, и непереходные) относятся кдействительному залогу (Девочка сажает цветы).

В трёхчленной классификации, помимо действительного и страдательного, выделяется ещё и возвратный залог.

Действительный залог имеют переходные глаголы, обозначающие действие, производимое субъектом и активно направленное на объект, полностью охватываемый этим действием (читать, рисовать).

Страдательный залог по значению соотносится с действительным, но в конструкциях с формой страдательного залога подлежащее называет объект, который испытывает действие, выраженное сказуемым. Формы страдательного залога всегда непереходные, но при этом они образованы только от переходных глаголов (составлять – составляться, выполнять – выполняться).

Возвратный (или средневозвратный) залог имеют глаголы, образованные от переходных глаголов с помощью постфикса -ся. Они выражают действие субъекта, не переходящее на объект, а возвращающееся к самому объекту, сосредоточенное в нём.

Глаголы возвратного залога подразделяются на несколько групп:

1) общевозвратные глаголы (внутреннее состояние субъекта, замкнутое в самом субъекте, а также изменение в состоянии, положении, движении субъекта). Подобные глаголы сочетаются с определительными местоимениями сам, самому (раскрыться/раскрываться, радоваться/обрадоваться, веселиться/развеселиться);

2) собственно-возвратные глаголы (возврат действия на самого деятеля), в которых постфикс -ся выражает значение, близкое к значению местоимения себя (умыться,нарядиться);

3) косвенно-возвратные глаголы (действие, совершаемое субъектом в своих интересах, для себя) (собраться/собираться, строиться/построиться);

4) взаимно-возвратные глаголы (действие выполняется несколькими лицами, каждое из которых одновременно выступает и субъектом, и объектом этого действия), причём постфикс -ся имеет значение «друг друга» или «один другого» (мириться/помириться,встречаться, ссориться/поссориться);

5) активно-безобъектные глаголы (субъект имеет постоянную способность активно проявлять себя в процессе названного действия) (бодаться, жалиться);

6) пассивно-качественные глаголы (способность пассивного субъекта подвергаться названному действию) (испаряться, ломаться).

Вне залоговой системы остаютсяглаголы, лишённые залоговых значений – невозвратные непереходные глаголы, а также глаголы с постфиксом -ся:

1) образованные от непереходных глаголов (чернеться, стучаться, грозиться);

2) образованные от переходных глаголов и обособившиеся по своему значению (слушаться);

3) безличные (дремать – дремлется, читать – читается);

4) не имеющие парных глаголов без -ся (надеяться, гордиться, смеяться).

Алгоритм определения залога по трёхзалоговой классификации

1. Глагол является безличным?

Морфологический разбор слова категории состояния - student2.ru

да – вне залога нет

Наши рекомендации