Объем дисциплины и виды учебной работы. Аудиторные занятия – 36
Аудиторные занятия – 36.
Лекции – 18 (1 семестр).
Семинарские занятия – 18 (1 семестр).
Самостоятельная работа – 72.
Содержание дисциплины
Курс «Введение в языкознание» знакомит студентов с местом и ролью языкознания в системе наук, а также с различными разделами языкознания (общее и частное, синхроническое и диахроническое, теоретическое и прикладное, современное). В курсе дается характеристика языка как общественного явления, рассматриваются его функции, изучаются искусственные и естественные языки, языкиживые и мертвые. Дается социальная и территориальная дифференциация языков, рассматриваются основные теории происхождения языков, их историческое развитие. Даются основные понятия фонетического, грамматического илексического строя языка. Изучается история и теория письма и письменности, классификация языков, дается понятие лингвистического знака, студенты знакомятся с теорией фонетики, фонологии.
Рабочая программа
№ п/п | Содержание курса | Кол-во часов | ||
лекции | семинары | |||
1. | Введение. Тема 1. Наука о языке как самостоятельная дисциплина. Основные разделы. Связь с другими науками. Происхождение языка. Определение языка. Антропогенез и происхождение языка. Теории происхождения языка. | |||
Тема 2. Общественная сущность языка. Формы существования языка. Язык и общество. Язык и личность. Языковое и неязыковое мышление. Соотношение слова и понятия. Язык как система. | ||||
Тема 3. Классификация языков. Языки мира. Модели генеалогических классификаций. Понятие о типологической классификации. Синтаксическая классификация. | ||||
Тема 4. Фонетика и фонология. Акустический аспект изучения звуков. Анатомо-физиологический аспект изучения фонетики. Признаки фонемы. Классификация звуков речи. Слог и ударение. Фонетические законы и процессы. | ||||
Тема 5. Слово как предмет лексикологии. Определение слова, признаки и свойства слова. Слово и понятие. Семантическая структура слова. Типы значений слова (денотат, сигнификат, референт). Изменение значений слова. Словарный состав языка. Фразеология. | ||||
Тема 6. Морфология как раздел языкознания. Грамматическая форма, категория, значение. Учение о частях речи. Грамматическое значение и способы его выражения. Средства выражения грамматического значения: синтетический и аналитический способы. Понятие грамматической формы слова, парадигмы. Понятие грамматической категории. | ||||
Тема 7. Синтаксис. Синтаксис как раздел языкознания. Основные единицы синтаксиса. Учение о словосочетании. Предложение. Предложение и аспекты его изучения. | ||||
Тема 8. Современные проблемы языкознания. Парадигмы современной науки о языке, психолингвистика, когнитивная лингвистика, лингвистические проблемы концептуализации и категоризации знания, типы концептов и их вербализация, коммуникативная лингвистика, проблемы современной прагмалингвистики, интерлингвистические теории, социолингвистика, лингвокультурология. | ||||
Тема 9. Методы лингвистического анализа. Описательный, сравнительно-исторический, сопоставительный, структурный, семантический методы. Метод лингвистического эксперимента. | - | |||
Итого: | ||||
Темы практических занятий
1. Языкознание как самостоятельная дисциплина. Ее предмет и основные разделы. Происхождение языка.
2. Язык как своеобразное общественное явление.
3. Классификация языков.
4. Фонетика и фонология.
5. Слово как предмет лексикологии.
6. Морфология как раздел языкознания.
7. Синтаксис.
8. Современные проблемы языкознания.
9. Методы лингвистического анализа.
Планы семинарских занятий
Семинарское занятие №1
Языкознание как самостоятельная дисциплина, ее предмет и основные разделы. Происхождения языка
Цель: Раскрыть определение одной из важных дисциплин в цикле общелингвистической подготовки. Рассмотреть методологические основы курса. Раскрыть задачи и перспективы курса. Изучить в историческом ракурсе подходы к проблеме происхождения языка. Показать сложность данного вопроса. Выработать умение критически анализировать имеющиеся подходы, обосновывать выбранную гипотезу.
Основные вопросы семинарского занятия
1. Предмет и задачи курса.
2. Место и роль языкознания в системе наук. Связь с другими науками. Языкознание общее и частное, теоретическое и прикладное.
3. Основные проблемы общего языкознания.
4. Язык как предмет языкознания.
5. Происхождение языка. Гипотезы происхождения языка.
Основные понятия и определения
Языкознание – наука о естественном человеческом языке и вообще обо всех языках мира как индивидуальных его представителях. Различают наиболее общие и частные разделы языкознания. Один из крупных разделов языкознание, которое занимается свойствами, присущими любому языку, и отличается от используемых им частных языковедческих дисциплин, которые выделяются в языкознании по своему предмету – либо по отдельному языку (русистика), либо по группе родственных языков (романистика).