Царевна-лягушка, научно-исследовательский, красно-зеленый, лесотехнический
Способы образования слов в русском языке. Часть 2.
Имена существительные со значением женскости (женского пола)
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ-2
План
1. Имена существительные со значéнием жéнскости (жéнского пóла)
2. Морфологúческие спóсобы слóвообразовáния (продолжение):
д) сложéние (чúстое сложéние и сложéние в сочетáнии с суффиксáцией);
е) универбáция.
1.
Имена существительные, обозначающие лиц жéнского пóла, часто образýются суффиксáльным спóсобом от имён существúтельных, обозначáющих лиц мужскóго пóла.
1. Суффикс –к(а). Морфы –овк(а), -анк(а) /-енк(а), -ичк(а).
а) Туркмен →туркменка, Горловка →горловчáнин → горловчáнка, Москвá →москвúч →москвúчка, сосéд → сосéдка, пассажúр→пассажúрка, цыгáн →цыгáнка; америкáнец →америкáнка; грузúн → грузúнка, скрипáч→скрипáчка.
б) Вор →ворóвка, плут (‘мошéнник, обмáнщик’) →плутóвка;
в) под ударением –áнк: грек→гречáнка, тýрок →турчáнка (жители Турции), слугá →служáнка; без ударения – енк: француз → францýженка, нищий → нúщенка, монах→монашка и монашенка;
г) названия лиц по профессии (в школе, в разговорной речи): биóлог →биологúчка, геóграф → географúчка, матемáтик →математúчка.
Если производящая основа, обозначающая лицо мужского пола, оканчивается на –ИН-или–ЕЦ- (финáли), то при образовании лиц женского пола они усекаются и добавляется суффикс -К-:: татáр/ин →татáрка, хозя/ин →хозяйка; нéм/ец →нéмка, эстóн/ец →эстóнка, сам/éц →сáмка.
Слова с этим суффиксом могут иметь значение ‘самка животного’: кот → кошка, голубь→голубка, лебедь →лебёдка, индюк →индюшка.
2. Суффикс –иц(а).
Люди: царь →царúца, мáстер →мастерúца, певéц →певúца, рабóтник →рабóтница;
‘Самка животного’: лев →львúца, волк →волчúца, тигр →тигрúца.
Если производящая основа, обозначающая лицо мужского пола, оканчивается на –ИК или –ЕЦ (финали), то эти финали при образовании лиц женского пола усекаются и добавляется суффикс –иц:: художн/ик →художница; жр/ец (‘священник’) →жрúца.
3. Суффикс –ниц(а). Словá с этим суффиксом образóваны от назвáний лиц мужскóго пóла на –ТЕЛЬ: преподаватель→ преподавательница, слушатель →слушательница.
4. Суффиксы –их(а), -ш(а) обычно испóльзуются в разговóрной рéчи, неофициáльно и имеют два значéния:
1) ‘лицо женского пола’: сторож →сторожúха, повар→поварúха, портной →портнúха; редактор → редакторша, миллионер→миллионерша;
2) ‘жена’: купéц → купчúха (чередование в корне ц//ч, е/нуль звука); султан →султанша, генерáл → генерáльша;
3) ‘самка животного, насекомого’ с помощью суффикса -úх-: комáр →комарúха, паýк →паучúха.
5. Суффикс j(я). Слова с этим суффиксом образуются от основ, обозначающих лиц мужского пола на –ун: бегýн → бегýнья[jь], хвастýн →хвастýнья[jь], лгун →лгýнья[jь].
6. Суффикс –ин(я)/ ын(я) имеет два значéния:
1) ‘лицо женского пола’: герóй →героúня, раб →рабыня;
2) ‘жена аристокрáта’: граф →графúня, гéрцог →герцогúня, шах→шахúня.
7. С помощью суффикса –н- образуются óтчества (при этом производящей основы отсекается финаль – конечные буквы): Петрóв/ич →Петрóвна, Владúмиров/ич → Владúмировна, Рашáтов/ич →Рашáтовна. Кроме того, названия дочерей: царев/ич (сын царя)→ царевна (дочь царя), королев/ич (сын короля) → королевна, попович (сын попа) →поповна (дочь попа, то есть священника).
Задание 1. Определите производящую основу. Выделите суффикс со значением женского пола. Например: зайчúха ← заяц (стрелочка в словообразовательной паре всегда идёт от производящей базы к деривату, то есть новому производному слову).
Богúня, княгúня, бáрыня, боярыня;
Ромáновна, Игоревна, Леонидовна;
бригадúрша, дóкторша, маникюрша, кассúрша;
зайчúха, слонúха, муравьúха;
медвéдица, ослúца, верблюдица, орлúца;
учúтельница, воспитáтельница, председáтельница, исполнúтельница;
туркмéнка, казáшка, пóлька, белорýска, кореянка;
одессúтка, дончáнка, киевлянка, ашхабáдка;
лентяйка, малышка, фантазёрка, односельчáнка;
буфéтчица, упрямица, ревнúвица, фельшерúца;
болтýнья, драчýнья, плясýнья, гостья.
МОРФОЛОГÚЧЕСКИЕ СПÓСОБЫ СЛÓВООБРАЗОВÁНИЯ (продолжение)
Сложéние. Сложение в сочетáнии с аффиксáцией. Это способ образования сложных слов путём объединения нескольких словарных единиц — землетрясение, горнолыжник, красно-чёрный, диван-кровать. В процессе создания сложных слов используются две производящие базы.
Выделяются две разновидности сложения: чистое сложение и сложение в сочетании с аффиксацией.
Чистое сложение– это способ образования сложных слов путем объединения двух слов или основы слова и целого слова. Рабочими моделями для него являются: слово + i(интерфикс)+ слово, основа слова + i + слово— завод-автомат, школа-интернат, первоисточник, правдоподобный, общеизвестный. В сложных словах всегда есть интерфикс, который может быть нулевым (диван-∅-кровать) и выделяться на фоне материально выраженных интерфиксов О, Е,УХ, ЁХ и др.: дв-ух-этаж-н-ый, земл-е-тряс-ениj-е.
Опорным, главным обычно является второй компонент, конечный элемент сложного слова. Он оформляет слово морфологически (как часть речи) и сигнализирует о его грамматических свойствах (род, число, падеж, лицо и пр.): доброжелательный (прилагательное в форме И.п.,ед., м.р.).
Задание №2. Определить производящую базу сложного слова. Построить словообразовательную пару. Например: 1) водолечение ← вод(а)- и –лечениj(э)-. Сложение основ. Сопровождается интерфиксом О. 2) Диван-кровать ← диван и кровать. Сложение целых слов. Нулевой интерфикс.
царевна-лягушка, научно-исследовательский, красно-зеленый, лесотехнический.