Частные разделы языкознания
Фонетика ориентирована на звуковой уровень – непосредственно доступную для человеческого восприятия звуковую сторону. Ее предметом являются звуки речи во всем их многообразии. Звуки языка изучает также фонология, но с функциональной и системной точек зрения. В качестве исходной единицы и объекта исследований фонологии выделяется фонема. Вводится особый морфологический уровень и исследующая его морфологическая дисциплина – морфонология – изучение фонологического состава морфологической единицы языка.
Грамматика – раздел языкознания, исследующий слова, морфемы, морфы. В грамматике выделяются морфология и синтаксис. В морфологии в качестве особых разделов языкознания выделяются словообразование, имеющее дело с деривационными значениями, и словоизменение.
Синтаксис – изучает совокупность грамматических правил языка, сочетаемость и порядок следования слов внутри предложения (предложения и словосочетания). Словарем языка занимаются несколько разделов языкознания: семантика и примыкающие к ней разделы языкознания (фразеология, семантический синтаксис). Лексическая семантика – занимается исследованием таких значений слов, которые не являются грамматическими. Семантика – наука, изучающая значение слов.
Фразеология – исследует несвободные лексические сочетания.
Лексикология – исследует словарь (лексику) языка.
Лексикография – написание слова и описание слова. Наука о составлении словарей.
Ономатология – исследование терминов в различных областях практической и научной жизни.
Семасиология раздел языкознания, занимающийся лексической семантикой т. е. значениями тех языковых единиц, которые используются для называния отдельных предметов и явлений действительности. Изучает значение слова от слова.
Ономасиология – изучает развитие слова от предмета.
Ономастика – наука об именах собственных.
Антропонимика раздел ономастики, изучающий собственные имена людей, происхождение, изменение этих имён, географическое распространение и социальное функционирование, структуру и развитие антропонимических систем.
Топонимика составная часть ономастики, изучающая географические названия (топонимы), их значение, структуру, происхождение и ареал распространения.
Социолингвистика – состояние языка и общества.
Прагмалингвистика – функционирования языка в различных ситуациях общения.
Психолингвистика – психологические механизмы порождения речи. Паралингвистика – околоязыковые средства – жесты и мимика. Этнолингвистика – язык в связи с историей, культурой народа.
План семинарского занятия и вопросы для самоконтроля и обсуждения
1. Какие теории о происхождении языков вы знаете?
2. Изложите сущность (теории звукоподражания, теории междометий, лепетной теории, теории социального договора, теории происхождения языка из жестов, теории трудовых выкриков).
3. В чем несостоятельность этих теорий?
4. Перечислите главные положения, вытекающие из учения Ф. Энгельса о происхождении языка. Каковы биологические и социальные предпосылки происхождения языка?
5. В чем разница между вопросом происхождения языка и вопросом об образовании отдельных языков?
Семинарское занятие №2
Язык как своеобразное общественное явление
Цель: Заложить основу научного подхода к проблеме сущности языка, обеспечить теоретические основы рассмотрения вопроса о разграничении дихотомии языка и речи. Введение понятий, связанных с семиотическим подходом к языку. Показать сложность проблемы системного изучения языка, познакомить студентов с основными функциями языка.
Основные вопросы семинарского занятия
1. Природа, сущность и функции языка.
2. Язык и речь. Речевая деятельность.
3. Язык как знаковая система. Развитие языкового знака.
4. Язык и мышление.
5. Язык как система и структура. Отношения между единицами и подсистемами в системе языка.
Основные понятия и определения
Структура языка – совокупность присущих ему элементов (единиц и категорий), организуемых в единое целое совокупностью языковых отношений и зависимостей.
Синхрония – (от греч. Syn – совместно + chronos – время, т.е. одновременность). Состояние языка на определенном этапе исторического развития в качестве цельной системы лексических, грамматических и фонетических элементов как предмет лингвистического изучения.
Диахрония – (от греч. Dia – через, сквозь + chronos – время, т.е. разновременность). Историческая последовательность развития отдельных языковых явлений и развитие системы языка в целом как предмет лингвистического изучения.
Синтагматические отношения - непосредственные отношения единиц в линейной последовательности.
Парадигматические отношения – отношения, складывающиеся между элементами языковой системы вне линейной речевой цепи.
Речь – говорение, протекающее во времени, в устной или письменной форме. Под речью понимают, как сам процесс говорения, так и его результат.
Язык – это система объективно существующих социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание, а также система правил их употребления и сочетаемости.
План семинарского занятия и вопросы для самоконтроля и обсуждения
1. Что такое структура языка?
2. Какова функциональная нагрузка различных элементов языка?
3. Что такое система языка? Назовите системы (ярусы) языка и их основные единицы.
4. Существуют ли в языке асистемные явления?
5. Что такое синхрония и диахрония? Каков из срезов – синхронии или диахронии – предполагает сравнение языковых единиц в разные эпохи их исторического развития?
6. Объясните разницу между синтагматическими и парадигматическими отношениями. Какие свойственны явлениям языка, какие – явлениям речи?