Выставление и комментирование оценок
Фрагмент урока по теме «Паронимы»
Цель урока:
1. Систематизировать изученное по теме «Лексика»,
2. Совершенствовать навыки определения лексического значения слова, пополнять словарный запас учащихся,
3. Прививать интерес и любовь к родному языку.
4. Отработать навыки решения заданий в тестах ЕГЭ.
Оборудование: Ноутбук, экран, словарь паронимов под ред. Вишняковой.
Форма проведения урока:обзорная лекция,практикум.
Ход урока.
Организационный момент.
Число, «Классная работа», тема урока уже записаны на доске.
Приветствие учащихся. Важно направить учеников в нужное эмоциональное русло, настроить их на работу, дать мотивацию для достижения целей обучения.
2. Проверка домашнего задания (сбор тетрадей, либо проверка наличия упражнений).
3. Теоретическая разминка:
4. Записать определения
- Словарный состав языка изучает …(лексика)
- Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию … (синонимы)
- Слова, сходные по звучанию и написанию, но разные по значению… (паронимы)
- Слова, противоположные по лексическому значению …(антонимы)
- Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению… (омонимы)
Объяснение нового материала. Включается презентация.
1. Слайд 1-7: тема, план, общее понятие, определение, примеры.
Добавить:Некоторые авторы понимают явление паронимии расширенно, относя к паронимам любые близкие по звучанию слова, независимо от того, однокоренные они или нет, т.е. паронимами признают и такие слова, как дрель - трель, ланцет - пинцет, фарш - фарс. Большинство лингвистов считает, что паронимия охватывает лишь родственные слова, имеющие звуковое подобие. Звуковая близость их и сходство в значениях объясняются тем, что у них один и тот же морфологический корень.2. Парономазия. Слайд 8-9. Определение, отличие от паронимии.
Добавить несколько других определений парономазии:
- парономасия (греч. paronomasía, от pará — возле и onomázo — называю), стилистическая фигура, состоящая в комическом или образном сближении слов, которые вследствие сходства в звучании и частичного совпадения морфемного состава могут иногда ошибочно, но чаще каламбурно использоваться в речи. Например, русское «муж по дрова, жена со двора»
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.1969—1978.
- соединение в одном речевом отрезке слов, сходных по звучанию, но разных по значению: «раструба трубки разинув» (В. В. Маяковский, «Про это»). Приём построения фразы на основе паронимов активно использовали рус. авангардисты и постсимволисты в первой пол. 20 в. (Вел. Хлебников, М. И. Цветаева и др.).
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006.
Вывод: парономазия – это прием.
Смешение паронимов. Слайд 10-13
Приводить примеры ученикам, они находят ошибку в использовании слова.
Иногда не различают паронимы главный - заглавный, искажая обычно смысл второго из них - «относящийся к заглавию, содержащий заглавие, являющийся заглавием, названием чего-либо». Использование прилагательного заглавный возможно, например, в таком предложении: Заглавную роль в кинофильме «Анна Каренина» сыграла Татьяна Самойлова; но нет заглавной роли в фильмах «Воскресение», «Война и мир», в них могут быть лишь главные роли, поэтому неверно такое словоупотребление: Девочка будет играть заглавную роль в фильме «Голубой портрет» (Это значит, что девочка сыграет роль… портрета, так как в заглавии указано это слово).
Стилистическая правка текстов, в которых замечено смешение паронимов, требует замены слова, ставшего причиной лексической ошибки. Пусть не блещет картина какими-либо особыми художественными достоинствами, но это добротный фильм, осуждающий зло, несправедливость, насилие… (Надо: добрый); Книга - источник познания (надо: знания).
- Мы учтем все ваши указания, ведь вы макулатура такой высокой организации! (вместо номенклатура).
По вине переводчика и редактора в сочинении Фридриха Энгельса «Шеллинг и откровение» оказалась такая фраза: «Будем бороться и сражаться до последнего издыхания» (вместо дыхания).
Практические задания.
1) Задание: Подобрать паронимы к словам
- Адресат - … (адресант)
- Злой - … (злостный)
- Описка - … (отписка)
- Скрытый - … (скрытный)
- Одеть - … (надеть)
- Жесткий -… (жестокий)
- Абонент - … (абонемент)
- Невежа -…. (невежда)
- Эффектный - … (эффективный)
- Всяческий - … (всякий)
- Тактичный - … (тактический)
- Дипломат -… (дипломант)
2). Задание: Употребить паронимы в сочетании с существительными и прилагательными, данными в скобках .
Гарантийный - гарантированный (работа, паспорт, ремонт, мастерская, срок)
· Генеральный - генеральский (сражение, план, чин, погоны, уборка, директор)
· Гармоничный - гармонический (человек, общество, колебание, ансамбль, спектакль)
· Поиски - происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные)
3) Задание: Из приведенных паронимов выбрать нужное слово 1. В нем проснулся (ярый, яростный) рыболов.
2. Он надеялся на (удачный, удачливый) улов.
3. На девочке было (одето, надето) осеннее пальто.
4. (Абонемент, абонент) не отвечает.
5. Все лето стояла (нетерпимая, нестерпимая) жара.
6. (Лесные, лесистые) озера очень красивы.
7. (Хищное, хищническое) истребление лесов края привело к образованию оврагов.
8. На первое подали (черепаший, черепаховый) суп.
Подведение итогов:
1. что таое паронимы? (Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях, называются паронимами (из гр. para - возле, onyma - имя). Паронимы, как правило, относятся к одной и той же части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции.)
2. Что такое парономазия? (Явление парономазии заключается в звуковом подобии слов, имеющих разные морфологические корни (например, нары - нарты, лоцман - боцман, кларнет - корнет, инъекция - инфекция))
3. Чем отличается паронимия и парономазия? Парономазия в отличие от паронимии не носит характера закономерного и регулярного явления. В языке есть немало сходных в фонетическом отношении слов, и сопоставление их как лексических пар является результатом индивидуального восприятия: один увидит парономазию в паре тираж - типаж, другой - в тираж - мираж, третий - в тираж - витраж. Однако паронимия и парономазия близки с точки зрения употребления в речи сходных по звучанию слов.
Выставление и комментирование оценок.
Нужно уделить внимание каждому ученику. Например:
А. Сегодня хорошо работала, участвовала в обсуждениях, приводила примеры. Это 5.
Б. Работал хорошо, но к концу урока «расслабился», не ответил на вопросы, это 5-.
Г. Отличная работа на уроке, но нет домашнего задания. 4.
Д. Не ответил ни на один вопрос, привел всего один пример. Надеюсь, ты исправишься, а пока 3.