Научные основы школьного курса фонетики

Осмысление научных основ школьного курса предполагает как результат: четкое соотнесение каждого параграфа школьного учебника с конкретным разделом науки о языке (фонетикой, графикой, орфоэпией или орфографией); точное определение объекта изучения для каждого из этих разделов; выбор наиболее рациональной последовательности излагае­мой информации в каждом из разделов; научную корректность вводимых терминов, понятий; использование в практике преподавания новейших достижений современной лингвистики и методики обучения. На первом лабораторном занятии студентам предлагаются для сопоставительного анализа соответствующие разделы учебников рус­ского языка для школ с русским и нерусским языком преподавания, экспериментальные учебники по фонетике, чтобы они могли дать ответы на следующие вопросы:

1. Что, где, когда и как сообщается в учебнике о фонетике, орфо­эпии, графике, орфографии как разделах науки о языке, к изучению которых учащиеся приступают?

2. Насколько четко разграничен учебный материал этих разделов в ныне существующих школьных учебниках русского языка?

1. Насколько мотивирована последовательность изложения тех
или иных сведений по фонетике, графике, орфографии и орфоэпии и их практическая значимость?

2. Что, где,, когда, в какой последовательности узнают учащиеся об основных понятиях каждого из этих разделов?

3. Насколько четко противопоставлены понятия «звук-буква» в названиях параграфов, заданиях к упражнениям, схемах разбора?

4. Насколько строго и последовательно разграничены артикуля­ционные и акустические характеристики звуков?

5. Как показано соотношение звуков речи и букв, их обозначающих, каково место тех и других в системе языковой коммуникации?

6. Как вводятся понятия звук, буква, слот, ударение, орфограмма? Зачем нужно это изучать?, и т.п.

Ответив на эти вопросы, оценив положительное и отрицатель­ное в отборе и изложении материала в школьном учебнике, студен­ты могут попробовать составить проспект своего, оптимального, на их взгляд, учебного пособия.

Учебник должен состоять из 4 самостоятельных разделов: фоне­тики, орфоэпии, графики, орфографии. В каждом из них обязатель­но должен быть назван объект изучения, аргументирована его важ­ность и практическая значимость, дан оптимальный набор терми­нов, их дефиниции.

Методически оправданное использование ЭФМ должно обеспе­чить наглядность и занимательность при обучении фонетике, а зна­чит, глубокое осмысление ее основных понятий; прочная фонети­ческая база — работу по коррекции произношения, а значит, долж­ный уровень культуры устной речи; фонетическая база и интерес­ные этимологические справки — усвоение трудных орфограмм, т.е. требуемый уровень культуры письменной речи, а речевая культура, как уже было сказано, — составная часть общей культуры человека, которую и призвана формировать школа.

Учебно-методические материалы для организации СРС

План-график отчетности по СРС

Вид самостоятельной работы студента Окончание срока отчетности (неделя семестра)
картотека 16 неделя
Контрольная работа 12 неделя
Подготовка к семинарским и лабораторным занятиям В соответствие с утверждённым расписанием

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов – один из важных видов деятельности в ходе изучения курса современного русского литературного языка. Программа аудиторных занятий, построенная в соответствии с требованиями государственного стандарта, предполагает знакомство с основными теоретическими положениями лексикологии на лекциях, применение полученных знаний на практических занятиях, отработка практических навыков с использованием экспериментальных методов на лабораторных занятиях. Самостоятельная работа студентов предполагает расширение и углубление знаний, полученных на аудиторных занятиях. Система этой работы предполагает консультирование преподавателем в дополнительное внеаудиторное время по вопросам, вызывающим у студентов затруднения; проведение контрольных работ по темам, вынесенным на самостоятельное изучение (причем как в аудитории, так и в домашних условиях); написание рефератов по проблемным вопросам современной лексикологии; тестирование для самопроверки. В программе по лексикологии современного русского литературного языка предлагаются вопросы для самопроверки, темы рефератов, тестовые задания, упражнения для самостоятельной работы, список дополнительной литературы. Система этих заданий позволяет студентам лучше усвоить полученные в аудиторных условиях знания и проверить степень овладения ими. Положительный эффект также достигается путем дополнительной «обработки» прочитанных лекций, которая проводится по теме лекции с использованием дополнительной литературы. При этом одна сторона листа в лекционной тетради оставляется чистой, а впоследствии на ней делаются дополнительные записи по вопросам прочитанной лекции. Развитие у студентов навыков самостоятельной работы является одним из важных направлений деятельности преподавателя.

ВОПРОСЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ

К лекции № 1:

  1. Словарь лингвистических терминов; Русский язык. Энциклопедия. Выписать толкования терминов: язык художественной литературы, литературная норма, функциональные стили, современный русский литературный язык.
  2. Составить библиографию по разделам: фонетика, орфоэпия, графика, орфография.
  3. Таблицы характеристик гласных и согласных звуков по дифференциальным признакам.

К лекции №2: Фонологические школы / по кн. М. и Матусевич, В.Г. Руделева.

К лекции №3:

  1. Законспектировать раздел «Типы научно-лингвистической транскрипции» из книги Р.И. Аванесова «Фонетика соврем. рус. лит. языка». М., 1956.
  2. Сопоставительная таблица: «Фонетика в различных ФШ».
  3. Таблицы сопоставительных артикуляционно-акустических характеристик гласных и согласных; звонких и глухих, твердых и мягких согласных.

К лекции № 4: Сведения по фонетике из школьного учебника изложить в научной терминологии; описать редукцию в артикуляционном и акустическом аспекте.

К лекции № 5: Разбить текст на минимальные отрезки:

а) согласно различным теориям слога;

б) согласно правилам переноса.

К лекции № 6:Интонационная транскрипция текста,

/ Русская грамматика, М., 1980, т. I-II.

Русский язык. Энциклопедия. М., 1979 /1997/

К лекции № 7:Выписать из орфоэпического словаря 10 иноязычных слов :

а) с твердым согласным перед Е;

б) с мягким согласным перед Е;

в) произносимых вами ранее с ненормативным ударением.

К лекции № 8: Кириллица и глаголица. Реформы русской графики.

К лекции № 9: Орфограммы из учебников русского языка для начальной школы сгруппировать в соответствии с орфографическими принципами. История русской орфографии.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Григорьева Т.М. Русский язык: Орфоэпия. Графика. Орфография. История и современность: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005.

3. Мусатов В.Н. Русский язык. Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2006.

Дополнительная

  1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М.: Изд-во МГУ, 1956.
  2. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М.: Высш. шк., 1977.
  3. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. Л.: Изд. ЛГУ, 1983.
  4. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М.: Высш. шк., 1970.
  5. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. М., 1993.
  6. Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии // А.Н. Гвоздев. Избранные работы по орфографии и фонетике. М., 1963.
  7. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М.: Высш. шк., 1973.
  8. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. М.: Высш. шк., 1991.
  9. Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. М.: Просвещение, 1979. С. 12-40; с. 258-271.

10. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М.: Просвещение, 1976. С. 5-31, 121-164.

  1. Панов М.Ф. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979.
  2. Северьянова А.А. Современный русский литературный язык: Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: Учеб.мет. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – Волгоград: Перемена, 1999.
  3. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 1. Фонетика. Введение. Лексика. Фразеология. Графика и орфография. М.: Просвещение, 1981. § 56. С. 107-108.
  4. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. Ч. 1. М.: Просвещение, 1981. С. 176-179.
  5. Шапиро А.Б. Русское правописание. 2-е изд. М., 1961.
  6. Щерба Л.В. Теория русского письма. Л.: Наука, 1983.
  7. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л: Наука, 1974.
  8. Акишина А.А., С.А. Барановская. Русская фонетика. Изд-е 2-е, испр., М.: Рус. яз., 1990.
  9. Бондарко Л.В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи. М., 1981.
  10. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. М.: Высшая школа, 1983.
  11. Вербицкая Л.А. О специфике так называемой ленинградской и московской орфоэпической нормы. В кн.: Вопросы теоретической и практической фонетики. М., 1972.
  12. Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. Л., 1971.
  13. Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма. Л., 1987.
  14. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. Л. Изд-во ЛГУ, 1977.
  15. Опришко А.Я. Практикум по современному русскому языку (Фонетика. Орфоэпия. Фонология. Графика. Орфография). Харьков: Вища школа, 1989.
  16. Панов М.В. История русского литературного произношений XVIII-XX вв. М.: Наука, 1990.
  17. Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М.: Наука, 1970.
  18. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. Л., 1982.
  19. Современный русский язык. Анализ языковых единиц. В 3-х ч. Ч.I / Под ред. Е.И. Дибровой. 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 479 с.
  20. Современный русский язык. П.А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П. Жуков и др.
  21. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М.: Высшая школа, 1981. С. 38-42.
  22. Шапиро А.Б. Русское правописание. 2-е изд. М., 1961.

ЭКСПРЕСС-КОНТРОЛЬНЫЕ

Экспресс-контрольные предполагают подведение итога предше­ствующей лекции. Формулировка вопроса требует осмысления ус­лышанного и значительной самостоятельной работы, без чего пол­ный правильный ответ невозможен.

24. Объект и задачи курса «Современный русский язык». Как Вы
объясните выражение: «Русский язык не только предмет изучения,
но и средство обучения»?

25. Назовите фонетические единицы языка, покажите многоас-
пектность их характеристик.

26. Почему речевые сигналы хорошо опознаются, несмотря на то,
что звуки речи по сравнению с другими обладают очень «невыгод­
ными» характеристиками: длительность их очень мала, качество зву-
чания неустойчиво?

27. «Звук. — фонема — буква». Каким представляется Вам их со­
отношение?

28. «Фонема — автономная фонетическая единица, потенциально
связанная со смыслом». «Фонема — компонент морфемы». Не про­
тиворечат ли друг другу эти определения фонемы? Докажите.

29. Что общего в понимании фонемы учеными МФШ и ЛФШ ?

30. Общее или различное в понимании фонемы проявляется уче­
ными МФШ и ЛФШ при определении фонемного состава языка,
фонемного состава слова? Аргументируйте свои ответы.

31. Чем вызваны расхождения в фонемном инвентаре (составе
фонем языка), у московских и ленинградских фонологов?

32. Почему при наличии артикуляционной характеристики звука
нужна еще и акустическая?

33. Определите основные артикуляционно-акустические разли­-
чия гласных и согласных; звонких и глухих согласных; твердых и
мягких согласных. Покажите, что артикуляционные характеристи­-
ки исходны.

34. Охарактеризуйте суть фонетических процессов аккомодации,
ассимиляции и редукции, показав, что иллюстративный языковой
материал будет разным у ЛФШ и МФЩ.

35. Правила переноса слов (на конкретном языковом материале).

36. Методические приемы обучения определению ударного сло­-
га, его значимость для выработки орфоэпических и орфографиче-­
ских навыков.

5. Практическая значимость ИК, методические приемы ра­-
боты с ИК при обучении синтаксису, пунктуации, выразительному
чтению.

6. Назовите основные орфоэпические нормы русского языка и
«неосновные».

7. Понятие фонетической подсистемы.

8. «Орфоэпическая норма — вариант орфоэпической нормы —
орфоэпическая ошибка». Как Вы будете разграничивать пошйия дан­
ного ряда?

9. С чего начинается работа по предупреждению орфоэпичес­
ких ошибок учащихся?

' 19. «Звук — фонема — буква». Вы уже делали попытку опреде­лить их соотношение, какие коррективы могли бы теперь внести в свои определения?

20. Какие-понятия станут опорными при работе с орфограмма­ми, базирующимися на морфологическом принципе?

21- Фонетика и орфоэпия. Фонетика и графика. Фонетика и ор­фография. Покажите определяющую роль фонетики в этих взаимо­связях.

22. Основные тенденции развития русской фонетической систе­мы и орфоэпических норм («закон Бодуэна де Куртенэ»).

Для конспектирования:

3. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного
языка. М., 1956 (III глава «Типы научно-лингвистической транс­-
крипции»).

4. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1973 (ЭФМ).

5. Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма. Л., 1987.

6. Фонетика современного русского литературного языка: со-
циолого-лингвистическое исследование. М., 1968. Закон Бодуэна
де Куртенэ, отражающий тенденции развития фонетической си-­
стемы.)

7. Бондарко Л.В. и др. Основы общей фонетики. Л., 1983 (терми­-
нологический инвентарь)

8. Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного язы­
ка. Л., 1971. (Понятие нормы. Нормы произношения и ударения.)

9. Руделев Б.Г; Фонология слова. Тамбов, 1975 (о фонологиче­-
ских школах).

Наши рекомендации