Научные основы школьного курса фонетики
Осмысление научных основ школьного курса предполагает как результат: четкое соотнесение каждого параграфа школьного учебника с конкретным разделом науки о языке (фонетикой, графикой, орфоэпией или орфографией); точное определение объекта изучения для каждого из этих разделов; выбор наиболее рациональной последовательности излагаемой информации в каждом из разделов; научную корректность вводимых терминов, понятий; использование в практике преподавания новейших достижений современной лингвистики и методики обучения. На первом лабораторном занятии студентам предлагаются для сопоставительного анализа соответствующие разделы учебников русского языка для школ с русским и нерусским языком преподавания, экспериментальные учебники по фонетике, чтобы они могли дать ответы на следующие вопросы:
1. Что, где, когда и как сообщается в учебнике о фонетике, орфоэпии, графике, орфографии как разделах науки о языке, к изучению которых учащиеся приступают?
2. Насколько четко разграничен учебный материал этих разделов в ныне существующих школьных учебниках русского языка?
1. Насколько мотивирована последовательность изложения тех
или иных сведений по фонетике, графике, орфографии и орфоэпии и их практическая значимость?
2. Что, где,, когда, в какой последовательности узнают учащиеся об основных понятиях каждого из этих разделов?
3. Насколько четко противопоставлены понятия «звук-буква» в названиях параграфов, заданиях к упражнениям, схемах разбора?
4. Насколько строго и последовательно разграничены артикуляционные и акустические характеристики звуков?
5. Как показано соотношение звуков речи и букв, их обозначающих, каково место тех и других в системе языковой коммуникации?
6. Как вводятся понятия звук, буква, слот, ударение, орфограмма? Зачем нужно это изучать?, и т.п.
Ответив на эти вопросы, оценив положительное и отрицательное в отборе и изложении материала в школьном учебнике, студенты могут попробовать составить проспект своего, оптимального, на их взгляд, учебного пособия.
Учебник должен состоять из 4 самостоятельных разделов: фонетики, орфоэпии, графики, орфографии. В каждом из них обязательно должен быть назван объект изучения, аргументирована его важность и практическая значимость, дан оптимальный набор терминов, их дефиниции.
Методически оправданное использование ЭФМ должно обеспечить наглядность и занимательность при обучении фонетике, а значит, глубокое осмысление ее основных понятий; прочная фонетическая база — работу по коррекции произношения, а значит, должный уровень культуры устной речи; фонетическая база и интересные этимологические справки — усвоение трудных орфограмм, т.е. требуемый уровень культуры письменной речи, а речевая культура, как уже было сказано, — составная часть общей культуры человека, которую и призвана формировать школа.
Учебно-методические материалы для организации СРС
План-график отчетности по СРС
Вид самостоятельной работы студента | Окончание срока отчетности (неделя семестра) |
картотека | 16 неделя |
Контрольная работа | 12 неделя |
Подготовка к семинарским и лабораторным занятиям | В соответствие с утверждённым расписанием |
НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа студентов – один из важных видов деятельности в ходе изучения курса современного русского литературного языка. Программа аудиторных занятий, построенная в соответствии с требованиями государственного стандарта, предполагает знакомство с основными теоретическими положениями лексикологии на лекциях, применение полученных знаний на практических занятиях, отработка практических навыков с использованием экспериментальных методов на лабораторных занятиях. Самостоятельная работа студентов предполагает расширение и углубление знаний, полученных на аудиторных занятиях. Система этой работы предполагает консультирование преподавателем в дополнительное внеаудиторное время по вопросам, вызывающим у студентов затруднения; проведение контрольных работ по темам, вынесенным на самостоятельное изучение (причем как в аудитории, так и в домашних условиях); написание рефератов по проблемным вопросам современной лексикологии; тестирование для самопроверки. В программе по лексикологии современного русского литературного языка предлагаются вопросы для самопроверки, темы рефератов, тестовые задания, упражнения для самостоятельной работы, список дополнительной литературы. Система этих заданий позволяет студентам лучше усвоить полученные в аудиторных условиях знания и проверить степень овладения ими. Положительный эффект также достигается путем дополнительной «обработки» прочитанных лекций, которая проводится по теме лекции с использованием дополнительной литературы. При этом одна сторона листа в лекционной тетради оставляется чистой, а впоследствии на ней делаются дополнительные записи по вопросам прочитанной лекции. Развитие у студентов навыков самостоятельной работы является одним из важных направлений деятельности преподавателя.
ВОПРОСЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
К лекции № 1:
- Словарь лингвистических терминов; Русский язык. Энциклопедия. Выписать толкования терминов: язык художественной литературы, литературная норма, функциональные стили, современный русский литературный язык.
- Составить библиографию по разделам: фонетика, орфоэпия, графика, орфография.
- Таблицы характеристик гласных и согласных звуков по дифференциальным признакам.
К лекции №2: Фонологические школы / по кн. М. и Матусевич, В.Г. Руделева.
К лекции №3:
- Законспектировать раздел «Типы научно-лингвистической транскрипции» из книги Р.И. Аванесова «Фонетика соврем. рус. лит. языка». М., 1956.
- Сопоставительная таблица: «Фонетика в различных ФШ».
- Таблицы сопоставительных артикуляционно-акустических характеристик гласных и согласных; звонких и глухих, твердых и мягких согласных.
К лекции № 4: Сведения по фонетике из школьного учебника изложить в научной терминологии; описать редукцию в артикуляционном и акустическом аспекте.
К лекции № 5: Разбить текст на минимальные отрезки:
а) согласно различным теориям слога;
б) согласно правилам переноса.
К лекции № 6:Интонационная транскрипция текста,
/ Русская грамматика, М., 1980, т. I-II.
Русский язык. Энциклопедия. М., 1979 /1997/
К лекции № 7:Выписать из орфоэпического словаря 10 иноязычных слов :
а) с твердым согласным перед Е;
б) с мягким согласным перед Е;
в) произносимых вами ранее с ненормативным ударением.
К лекции № 8: Кириллица и глаголица. Реформы русской графики.
К лекции № 9: Орфограммы из учебников русского языка для начальной школы сгруппировать в соответствии с орфографическими принципами. История русской орфографии.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Григорьева Т.М. Русский язык: Орфоэпия. Графика. Орфография. История и современность: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2005.
3. Мусатов В.Н. Русский язык. Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2006.
Дополнительная
- Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М.: Изд-во МГУ, 1956.
- Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М.: Высш. шк., 1977.
- Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. Л.: Изд. ЛГУ, 1983.
- Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М.: Высш. шк., 1970.
- Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. М., 1993.
- Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии // А.Н. Гвоздев. Избранные работы по орфографии и фонетике. М., 1963.
- Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М.: Высш. шк., 1973.
- Иванова В.Ф. Современная русская орфография. М.: Высш. шк., 1991.
- Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. М.: Просвещение, 1979. С. 12-40; с. 258-271.
10. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М.: Просвещение, 1976. С. 5-31, 121-164.
- Панов М.Ф. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979.
- Северьянова А.А. Современный русский литературный язык: Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: Учеб.мет. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – Волгоград: Перемена, 1999.
- Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 1. Фонетика. Введение. Лексика. Фразеология. Графика и орфография. М.: Просвещение, 1981. § 56. С. 107-108.
- Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. Ч. 1. М.: Просвещение, 1981. С. 176-179.
- Шапиро А.Б. Русское правописание. 2-е изд. М., 1961.
- Щерба Л.В. Теория русского письма. Л.: Наука, 1983.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л: Наука, 1974.
- Акишина А.А., С.А. Барановская. Русская фонетика. Изд-е 2-е, испр., М.: Рус. яз., 1990.
- Бондарко Л.В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи. М., 1981.
- Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. М.: Высшая школа, 1983.
- Вербицкая Л.А. О специфике так называемой ленинградской и московской орфоэпической нормы. В кн.: Вопросы теоретической и практической фонетики. М., 1972.
- Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. Л., 1971.
- Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма. Л., 1987.
- Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии. Л. Изд-во ЛГУ, 1977.
- Опришко А.Я. Практикум по современному русскому языку (Фонетика. Орфоэпия. Фонология. Графика. Орфография). Харьков: Вища школа, 1989.
- Панов М.В. История русского литературного произношений XVIII-XX вв. М.: Наука, 1990.
- Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. М.: Наука, 1970.
- Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. Л., 1982.
- Современный русский язык. Анализ языковых единиц. В 3-х ч. Ч.I / Под ред. Е.И. Дибровой. 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 479 с.
- Современный русский язык. П.А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П. Жуков и др.
- Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. М.: Высшая школа, 1981. С. 38-42.
- Шапиро А.Б. Русское правописание. 2-е изд. М., 1961.
ЭКСПРЕСС-КОНТРОЛЬНЫЕ
Экспресс-контрольные предполагают подведение итога предшествующей лекции. Формулировка вопроса требует осмысления услышанного и значительной самостоятельной работы, без чего полный правильный ответ невозможен.
24. Объект и задачи курса «Современный русский язык». Как Вы
объясните выражение: «Русский язык не только предмет изучения,
но и средство обучения»?
25. Назовите фонетические единицы языка, покажите многоас-
пектность их характеристик.
26. Почему речевые сигналы хорошо опознаются, несмотря на то,
что звуки речи по сравнению с другими обладают очень «невыгод
ными» характеристиками: длительность их очень мала, качество зву-
чания неустойчиво?
27. «Звук. — фонема — буква». Каким представляется Вам их со
отношение?
28. «Фонема — автономная фонетическая единица, потенциально
связанная со смыслом». «Фонема — компонент морфемы». Не про
тиворечат ли друг другу эти определения фонемы? Докажите.
29. Что общего в понимании фонемы учеными МФШ и ЛФШ ?
30. Общее или различное в понимании фонемы проявляется уче
ными МФШ и ЛФШ при определении фонемного состава языка,
фонемного состава слова? Аргументируйте свои ответы.
31. Чем вызваны расхождения в фонемном инвентаре (составе
фонем языка), у московских и ленинградских фонологов?
32. Почему при наличии артикуляционной характеристики звука
нужна еще и акустическая?
33. Определите основные артикуляционно-акустические разли-
чия гласных и согласных; звонких и глухих согласных; твердых и
мягких согласных. Покажите, что артикуляционные характеристи-
ки исходны.
34. Охарактеризуйте суть фонетических процессов аккомодации,
ассимиляции и редукции, показав, что иллюстративный языковой
материал будет разным у ЛФШ и МФЩ.
35. Правила переноса слов (на конкретном языковом материале).
36. Методические приемы обучения определению ударного сло-
га, его значимость для выработки орфоэпических и орфографиче-
ских навыков.
5. Практическая значимость ИК, методические приемы ра-
боты с ИК при обучении синтаксису, пунктуации, выразительному
чтению.
6. Назовите основные орфоэпические нормы русского языка и
«неосновные».
7. Понятие фонетической подсистемы.
8. «Орфоэпическая норма — вариант орфоэпической нормы —
орфоэпическая ошибка». Как Вы будете разграничивать пошйия дан
ного ряда?
9. С чего начинается работа по предупреждению орфоэпичес
ких ошибок учащихся?
' 19. «Звук — фонема — буква». Вы уже делали попытку определить их соотношение, какие коррективы могли бы теперь внести в свои определения?
20. Какие-понятия станут опорными при работе с орфограммами, базирующимися на морфологическом принципе?
21- Фонетика и орфоэпия. Фонетика и графика. Фонетика и орфография. Покажите определяющую роль фонетики в этих взаимосвязях.
22. Основные тенденции развития русской фонетической системы и орфоэпических норм («закон Бодуэна де Куртенэ»).
Для конспектирования:
3. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного
языка. М., 1956 (III глава «Типы научно-лингвистической транс-
крипции»).
4. Зиндер Л.Р. Общая фонетика. М., 1973 (ЭФМ).
5. Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма. Л., 1987.
6. Фонетика современного русского литературного языка: со-
циолого-лингвистическое исследование. М., 1968. Закон Бодуэна
де Куртенэ, отражающий тенденции развития фонетической си-
стемы.)
7. Бондарко Л.В. и др. Основы общей фонетики. Л., 1983 (терми-
нологический инвентарь)
8. Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного язы
ка. Л., 1971. (Понятие нормы. Нормы произношения и ударения.)
9. Руделев Б.Г; Фонология слова. Тамбов, 1975 (о фонологиче-
ских школах).