Программа учебной дисциплины «Современный русский язык. Фонетика»
Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография
Понятие о современном русском литературном языке. Нормы и некодифицированная речь. Функционально-стилистическая и социальная дифференциация языков. Основные языковые единицы разных уровней в системно-структурных и функциональных соотношениях. Основные направления в современной русистике.
Фонетика и фонология. Понятие об основных единицах фонетической системы. Выдающиеся учёные-фонетисты и их труды. Артикуляционная классификация гласных звуков. Артикуляционная классификация согласных звуков. Позиционная мена и позиционные изменения гласных звуков. Позиционная мена и позиционные изменения согласных звуков.
Слог как фонетическая единица.
Русское словесное ударение и его функции.
Орфоэпия, графика и орфография. Принципы русской орфографии. Понятие об орфоэпии. Исторические основы русского литературного произношения. Связь орфоэпических норм с фонетическими законами. Причины отклонений от норм русского литературного произношения. Основные правила русского литературного произношения. Понятие фонемы и её аллофонов в Московской и Ленинградской фонологических школах. Фонологическая система русского литературного языка. Состав и система согласных фонем русского языка. Состав и система гласных фонем русского языка. Русская графика. Алфавит. Соотношение между буквами русского алфавита и фонемами. Обозначение на письме согласных фонем. Обозначение на письме гласных фонем. Основной принцип русской графики. Основной принцип русской орфографии и отступления от него (фонетические, традиционные и дифференцирующие написания). Слитные и полуслитные написания в русской орфографии.
Тематический план
№ и наименование раздела дисциплины | № и наименование темы дисциплины | Лекц. | Практ. зан. | Лаб. зан. | СРС | Всего по разделу | В т.ч. ауд. занятий в ин-терактивн. фор-ме (в час.) |
1. Понятие о современном русском литературном языке. | 1.1. Вводная лекция. Понятие о современном русском литературном языке. | ||||||
1.2. Фонетика как раздел курса "Современный русский литературный язык". | |||||||
2. Фонетика и фонология | 2.1. Дифференциальные признаки гласных и согласных фонем. | ||||||
2.2. Палатографический анализ речи | |||||||
2.3. Учение о фонеме. Фонологические школы. | |||||||
2.4. Система фонем современного русского языка | |||||||
2.5. Осциллографический анализ речи | |||||||
2.6. Артикуляционно-акустическая характеристика основных оттенков фонем | |||||||
2.7. Модификации и чередования фонем | |||||||
2.8. Основные тенденции развития фонетической системы русского языка | |||||||
2.9. Научные основы школьного курса фонетики | |||||||
2.10. Фонетическая транскрипция | |||||||
3. Слог | 3.1. Слог и слогоделение в современном русском языке | ||||||
4. Ударение | 4.1. Ударение | ||||||
4.2. Интонация | |||||||
5. Орфоэпия, графика и орфография. | 5.1. Орфоэпия | ||||||
5.2. Русская графика | |||||||
5.3. Русская орфография | |||||||
Всего: |
Матрица формируемых компетенций
№ и наименование раздела | № компетенции | Знать | Уметь | Владеть |
1. Понятие о современном русском литературном языке | СК-1 СК-2 | Знать понятие «Современный русский литературный язык», его объем и структуру. Знать особенности фонетики как науки, ее объект и предмет, систему методов и методик исследования. | Уметь определять функции современного русского литературного языка. Уметь выделять фонетические явления в тексте. | Владеть умением применять различные подходы к изучению фонетики современного русского литературного языка. |
2. Фонетика и фонология | СК-1 СК-2 | Знать дифференциальные признаки гласных и согласныхзвуков. Знать научные концепции основных фонологических школ. Знать различные подходы к определению фонемного состава русского языка. Знать основные тенденции в развитии фонетической системы русского языка. Знать научные основы школьного курса фонетики. | Уметь различать звук, фонему и букву. Уметь проводить артикуляционно-акустический анализ звуков. Уметь определять модификации фонем в потоке речи. Уметь осуществлять фонетическую транскрипцию. | Владеть палатаграфи-ческим и осциллографии-ческим методами исследования звучащей речи. |
3. Слог | СК-1 | Знать историю принципов слогоделения в русском языке. Знать основные принципы слогоделения. | Уметь определять количество слогов в лове. | Владеть правилами переноса слов в русском языке. |
4. Русское словесное ударение | СК-1 | Знать особенности и типы русского словесного ударения. Знать типы интонационных конструкций русского языка. | Уметь правильно ставить ударение в словах. | Владеть методикой определения типа интонационной конструкции в звучащей речи. |
5. Орфоэпия, графика и орфография | ОПК-5 СК-2 СК-3 | Знать основные орфоэпические и орфографические словари. Знать основные принципы русской графики. Знать принципы русской орфографии. | Уметь использовать соответствующий словарь для поиска определенного вида информации о слове. | Владеть методикой проверки диктанта. |
Карта обеспеченности дисциплины основной литературой
Дисциплина _______Современный русский язык. Фонетика