Учебник русского языка
Школьный учебник - это специальная книга, излагающая основы научных знаний по русскому языку и предназначенная для достижения учебных целей.
Учебник и программа имеют общую систему понятий, фактов, общую последовательность их изучения. Но в учебнике в отличие от программы дается трактовка языковых явлений, уточняется содержание изучаемых понятий, включаются упражнения на закрепление знаний, формирование языковых, правописных и речевых умений. Учебник определяет объем сведений об изучаемых понятиях, способствует формированию у школьников необходимых способов деятельности. Он содержит описание языковых понятий, фактов и явлений, включает достаточное количество разнообразных интересных и содержательных упражнений, расположенных в определенной, методически оправданной последовательности, содействует развитию школьников, формированию у них материалистического мировоззрения, воспитанию высоких моральных качеств.
Структура и содержание учебника
Основные характеристики | Содержание |
1. Основные функции учебника | Информационная (в учебнике даются знания). Систематизирующая (знания представлены в виде определенной системы). Трансформационная (знания служат для формирования соответствующих общеучебных и специальных умений). Воспитательная (все материалы учебника направлены на воспитание у учащихся умения самостоятельно и верно оценивать факты действительности, работать творчески и инициативно в последующей трудовой жизни). |
2. Структурные компоненты учебника | 1.Теоретические сведения о языке в виде текстов. Они делятся на основные и дополнительные. В основных текстах описываются факты и явления языка и речи, даются определения понятий, перечисляются их основные признаки, делаются выводы и обобщения, предлагаются задания и упражнения, на основе которых формируется система умений и навыков, выводятся правила и т.п. В дополнительных текстах даются материалы для справок, примечания, разъяснения, образцы рассуждений (или способы применения правил) и т.п. |
2. Аппарат организации работы. Он включает вопросы и задания, которые организуют наблюдения учащихся над фактами и явлениями языка, способствуют систематизации и обобщению изученного, направляют деятельность учащихся в процессе формирования у них умений и навыков. | |
3. Иллюстративный материал (рисунки, схемы, таблицы, графические обозначения и т.п.).Он способствует более глубокому осознанию изучаемых явлений, поэтому он тесно связан с основным учебным текстом, наглядно представляет то, о чем в нем говорится, дополняет, конкретизирует его, а в ряде случаев восполняет материал, отсутствующий в тексте. | |
4. Аппарат ориентировки (указатели, заголовки, оглавление). Он помогает учащимся понять внутреннюю структуру учебника, дает представление о содержании и построении учебного материала, позволяет ориентироваться в содержании учебника в целом, быстро найти нужные сведения и т.п. | |
3. Лингвистическая база учебника | 1. Лингвистическая (языковая) единица: форма, значение, употребление в речи. 2.Единицы языка: фонема, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. 3. Уровни языка: фонетика, лексикология, фразеология, морфемика (состав слова), словообразование, грамматика (морфология и синтаксис). 4. Смежные дисциплины: орфография и пунктуация, история языка, лексикография, русская диалектология, стилистика, общие сведения о языке (теория языка). 5. Части речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, особенности изменения, синтаксическая функция, нормы употребления. 6. Функционально-смысловые типы речи, типовые фрагменты: описание, повествование, рассуждение. 7. Стили речи, жанровые разновидности. 8. Нормы русского литературного языка. |
4. Способы предъявления информации | 1. Индуктивный способ в учебнике для 5 класса (материал для наблюдений, вопросы и задания для учащихся к этому материалу и вывод в виде определений и правил). 2. Дедуктивный способ в учебниках для 6-7 классов (новые определения и правила, характеризующие изучаемые явления, упражнения) 3. Индуктивно-дедуктивный способ подачи в учебниках 8-9 классов (сначала выполняется ряд упражнений и заданий для первоначального ознакомления с изучаемым явлением (в основе анализа - его структурные особенности); затем следует дедуктивное изложение, в процессе которого обобщаются сделанные школьниками наблюдения и вводятся новые факты, характеризующие изучаемую единицу. Выбор такого способа подачи нового материала обусловлен целым рядом факторов: сложностью, многоаспектностью изучаемых единиц, разнообразием форм их проявления в языке и речи). |
5. Учебник - средство овладения умениями | В учебниках значительное место занимает материал, с помощью которого происходит обучение школьников способам деятельности: даны образцы всех видов разбора, образцы рассуждений при анализе фактов языка, способы применения правил и т.п. Это позволяет научить школьников трансформировать полученные знания в умения и навыки. |
6. Задания и упражнения | Умения и навыки формируются в учебнике с помощью заданий и упражнений. Практический материал учебников (упражнения и задания) предусматривает развитие всех специальных умений учащихся: учебно-языковых (учебно-познавательных), правописных (орфографических и пунктуационных) и речевых (нормативных и коммуникативных). |
7. Реализация в учебнике индивидуализации обучения | Материалы учебников позволяют дифференцировать задания для различных групп школьников с учетом их индивидуальных возможностей и интересов. Индивидуальный подход может быть реализован как в ходе освоения теории, так и в процессе формирования умений. В теоретической части учебника содержится материал различной степени сложности: материал для самостоятельных наблюдений; материал для ознакомления с определенной информацией в рамках данной темы; теоретические сведения, требующие осмысления, а не запоминания; материал для обязательного заучивания; сведения, имеющие сугубо практическое значение. |
8. Система повторения пройденного в учебнике | Регулярность повторения - необходимое условие организации учебного процесса. Действующие учебники обеспечивают реализацию этой задачи. В них включены специальные разделы, содержащие материалы для повторения изученного на разных этапах процесса обучения: в начале учебного года, в начале изучения каждой новой темы, в конце изучения темы (или раздела), в конце учебного года. При повторении в начале года и перед изучением новой темы даются задания и упражнения для воспроизведения и уточнения знаний и умений, полученных школьниками на предшествующих этапах работы. При повторении в процессе изучения темы (попутное повторение), а также после ее изучения и в конце года даются задания для закрепления и систематизации пройденного. |
9. Справочные материалы учебника | Для этого используется справочный аппарат учебника, который содержит материалы различного характера: списки изученных и изучаемых орфограмм и пунктуационных правил, памятки, в которых даются сведения об условных обозначениях, принятых в учебнике, о том, как самостоятельно готовиться к письменным работам (диктантам, изложениям, сочинениям), как совершенствовать написанное, о порядке проведения различных видов разбора. В учебниках представлены миниатюрные словари ("Пиши правильно", "Произноси правильно", "Толковый словарь"), помогающие школьникам в решении орфографических задач, в освоении норм русского литературного языка. Наличие справочных материалов способствует развитию у учащихся навыков самостоятельного труда, активизирует их познавательную деятельность, облегчает повторение изученного, способствует обобщению знаний и т.п. |
10. Реализация в учебнике задач формирования научного мировоззрения и воспитания учащихся | Осмысливая теорию языка, осознавая взаимосвязь всех его уровней, всех разделов, познавая его законы, школьники воспринимают язык как общественное явление, обладающее определенными функциями. Языковые сведения, описанные в учебниках, законы, изученные на уроках, формируют у школьников научное представление о языке, его функциях. Наличие в учебниках вводных тем, содержащих сведения о богатстве русского языка, о его значении в жизни человека, о родственных русскому языку славянских языках, о развитии русского языка в связи с жизнью общества, воспитывает у них любовь к родному языку, способствует осознанию его роли в решении задач, связанных с общением и деятельностью людей. |
.