Морфемика и словообразование. Морфемика - это учение о значимых частях слова, т.е

Морфемика - это учение о значимых частях слова, т.е. учение о строении, структуре слова.

Морфема – минимальная значимая часть слова.

Алломорфы – морфы, которые имеют тождественное значение, но отличаются морфонологическими условиями употребления (таблица – табличка - таблитчатый).

Варианты морфем – тождественны по значению, по позициям испособны во всех позициях заменять друг друга (рукой – рукою, с доброй душой – с доброю душою).

Корень – основная лексическая часть, общая для всех родственных слов.

Свободный корень – такие непроизводные основы, которые могут в соединении с окончаниями выступать в качестве самостоятельных слов (лес, быстрый, три, везу).

Связанный корень – это такие корни, которые не могут быть самостоятельными основами, а всегда сопровождаются какими-нибудь словообразовательными аффиксами (улица, упрекать, боднуть).

Аффиксы (префикс, суффикс, флексия, постфикс).

Аффиксоиды - корни, стоящие на грани корней и аффиксов.

Префиксоиды – морфемы, совмещающие значение корней и приставок: пол-(пополам, полбулки, половина).

Суффиксоиды – морфемы, совмещающие значение корней и суффиксов: -вод-(садовод), -вед-(искусствовед).

Опрощение – историческое изменение в морфемном составе слова, в результате которого в нем становится морфем меньше, чем было, за счет их сращения в одну.

Усложнение – историческое изменение в морфемном составе слова, при котором количество морфем в слове увеличивается.

Непроизводное слово – такое, которое не образовано от какого-либо другого слова.

Производное слово – слово, которое образовано от определенного другого слова и, следовательно, значение и структура которого мотивированы другим словом с тем же корнем. Состоит из двух компонентов: производящей основы и форманта (словообразовательного средства).

Словообразовательная мотивация – это отношение между двумя однокоренными словами, значение одного из которых:

а) либо определяется через значение другого (домик – «маленький дом»);

б) либо тождественно значению другого во всех компонентах, кроме грамматического значения (бежать - бег).

Деривация – словообразование.

Лексико-синтаксический способ словообразования – возникновение новых слов в результате сращения в одно слово двух или более лексических единиц: ибо – и + бо.

Лексико-семантический способ словообразования – возникновение новых слов в результате распадения разных значений одного и того же слова и превращения их в омонимы: гнет1 (экспедиция) – гнет2 (груз).

Морфолого-синтаксический способ словообразования – образование новых слов в результате перехода слова из одной части речи в другую: благодаря (дееприч.) – благодаря (предлог); столовая (прил.) – столовая (сущ.).

Морфологический способ словообразования – способ образования новых слов на базе существующих в языке основ и словообразовательных аффиксов.

Аббревиация – способ образования новых слов с помощью чистого сокращения (данный способ словообразования является непродуктивным и используется только при образовании имен существительных: Петербург – Питер, неудовлетворительно - неуд).

Явления на морфемном шве

Чередование звуков – чаще всего происходит на границе основы и суффикса и объясняется историческими изменениями, происходившими в звуковой системе русского языка (г//ж друг – дружок; к//чдружок – дружочек; х//шпастух – пастушка; з//жкнязь – княжеский).

Интерфиксация – появление между двумя морфемами вставки, которая не имеет никакого словообразовательного значения, но устраняет сочетания звуков, не характерные для русского языка.

Интерфиксы - вставки между морфемами, выполняющие в структуре слова чисто соединительную функцию и использующиеся для соединения двух основ в составе сложного лова либо для соединения основы и суффикса (сравни: убежать – убежище, прибежать – прибежище, судить – судилище, вместить – вместилище).

Наложение морфем – происходит в случаях, когда на стыке основы и суффикса встречаются 2 одинаковых слога, звука или сочетания согласных (сравни: стол + -ов- = столовый, пальто + -ов- = пальтовый; виолончель + -ист- = виолончелист, регби + -ист- = регбист; красный + -оват- = красноватый, лиловый + -оват- = лиловатый).

Усечение производящей основы – происходит, если на границе двух морфем наблюдается скопление гласных или согласных звуков (самбо – самбист, пальто - пальтишко).

Продуктивный словообразовательный тип – такой, по образцу которого в современном языке создаются новые слова.

Непродуктивный словообразовательный тип – такой, по образцу которого в современном языке не создаются новые слова.

Словообразовательная парадигма – набор производных слов, образованных от одного и того же производящего слова на одной и той же ступени словообразования

добрый добренький предобрый доброта добро добряк добреть

Словообразовательная цепь -это ряд однокоренных слов, связанных между собою отношениями последовательной словообразовательной производности (это ряд однокоренных слов, в котором каждое последующее образовано от предыдущего): бледный – бледнеть – побледнеть.

Словообразовательное гнездо – это упорядоченная совокупность всех однокоренных слов, которые связаны отношениями непосредственной или опосредованной производности с одним непроизводным словом, которое называется вершиной гнезда.

Морфология

Грамматическое значение - это абстрактное значение, выступающее как добавочное к лексическому значению слова и выражающее различного рода отношения.

Синтетический способ выражений ГЗ – такой, при котором средства выражения ГЗ-ний находятся в самом слове.

Аналитический способ выражения ГЗ – такой, при котором средство выражения ГЗ находится вне самого слова.

Супплетивный способ выражения ГЗ - то есть при помощи форм, имеющих разные корни: человек – люди, говорить – сказать, иду – шел.

Существительные singulariatantum – имеют только форму единственного числа

Существительные pluraliatantum – имеют только форму множественного числа

Лексикализация (семантическое обособление) форм множественного числа существительных – наблюдается при образовании форм множественного числа от существительных singularia tantum (вино – вина, снег - снега).

Разносклоняемые существительные – имеющие в форме Р., Д., П. падежей окончания существительных 3 склонения –и, а в форме Тв. падежа – окончание существительных 2 склонения – ем (бремя, время, вымя, племя, семя, темя, стремя, имя, пламя, знамя, путь).

Адъективный тип склонения существительных – склонение субстантивированных прилагательных и причастий.

Компаратив – сравнительная степень.

Суперлатив – превосходная степень.

Сложные числительные – имеющие 2 корня.

Составные числительные – состоящие из нескольких слов.

Чистовидовые приставки - не меняя лексического значения бесприставочной производящей основы глагола, они меняют только ее грамматическое значение: переводят из несовершенного вида в совершенный.

Имперфективация – процесс перевода глагола совершенного вида в глагол несовершенного вида при помощи суффикса (подписать - подписывать).

Перфективация – процесс образования глагола совершенного вида от глагола несовершенного вида при помощи приставки (делать - сделать).

Одновидовые глаголы – глаголы, не имеющие пары по виду.

Двувидовые глаголы – такие глаголы, которые в одних случаях имеют значение совершенного вида, а в других – значение несовершенного вида.

Индикатив – изъявительное наклонение.

Конъюнктив – сослагательное наклонение

Императив – повелительное наклонение.

Субстантивация – переход слов разных частей речи в имя сущ-ное (Будущее светло и прекрасно. Твое прости звучит у меня в ушах до сих пор.).

Адъективация – переход слов различных частей речи в имя прилагательное.

Нумерализация – переход слов разных частей речи в имя числительное.

Прономинализация – переход слов разных частей речи в местоимение.

Адвербиализация - переход слов разных частей речи в наречие.

Синтаксис

Синтаксические единицы – это конструкции, в которых элементы объединяются синтаксическими связями и отношениями (словосочетание, ПП, СП, ССЦ).

Синтаксическая связь – координация (подлежащее и сказуемое), сочинительная и подчинительная.

Синтаксические отношения – отражают отношения между предметами и явлениями действительности.

Комплетивные отношения – характерны для словосочетаний с максимальной степенью связанности компонентов, когда главное слово является информативно недостаточным, а зависимый компонент, восполняя недостаточность информации, формирует лексическое значение всего словосочетания.

Неграмматическое согласование – смысловое, ассоциативное, условное.

Модальность- оценка содержания говорящим с точки зрения реальности, достоверности, возможности.

Предикативность – отнесенность содержания предложения к действительности, выраженная синтаксическими средствами (модальность, темпоральность, персональность).

Полипредикативная единица – сложное предложение, состоящее из нескольких предикативных частей.

Наши рекомендации