Инфинитивы с флексией отложительного-родительного падежа
Инфинитивы на -а$ являются по форме корневыми именами от корней на согласный в слабой звуковой ступени, находящихся под ударением. Засвидетельствованы только корни в сочетании с приставками, например: avapddas от ava+pad-'падать вниз', sampŗcas от sam + pŗc- 'смешиваться' и др.
Этих инфинитивов в самхитах менее десятка.
Инфинитивы на -tos совпадают по форме с отложительным-родительным падежом от основ на -tu-. Корневой гласный имеет ступень гуна и находится под ударением, например; etos от i- 'идти', yčtos от уи- 'отвращать', kārtos от kar~
36*
'делать'. Инфинитивы на -tos столь же немногочисленны, как и на -as.
Инфинитивы на -as обычно имеют значение отложительного падежа и управляются словами, автоматически требующими этого падежа, как ŗte 'без', рига 'перед', или глаголами определенной семантики: trū- 'защищать', bhī- 'бояться' и т. п., например: trūdhvain. kartūd avapādo yajatrāh (II, 29,6)'Защитите от падения в яму, о достойные жертв!'.
Инфинитивы на -tos могут иметь значение как отложительного, так и родительного падежа в зависимости от того, какое слово им управляет. Отложительный падеж управляется ригп и А 'до', родительный — madhyū 'посреди' и глаголом īģ-'иметь', 'мочь', например: caturag cid dddamānād | bibhīyūd ū nidhatoh (I, 41,9) 'Надо бояться держащего четыре (игральные кости) до раскладывания (костей)', ice hy āgnir amŗtasya bhiirer | tge rāydh suviryasya dūtoh (VII, 4,6) 'Ведь Агни может дать обильный напиток бессмертия, он может — богатство из-прекрасных сыновей'.
Инфинитивы с флексией местного падежа
Эта группа инфинитивов наименее обширна — она охватывает формы несколько более чем от десяти корней — и наименее ясна семантически и морфологически.
Инфлнитизы на -/ трудно отделить от местного падежа корневых имен, поскольку у них не встречается управления винительным падежом имени. Примеры таких инфинитивов: budhi 'при пробуждении' от budh-, satņcaksi 'при виде' от sam + caks- и др.
Инфлнитивы на -tari засвидетельствованы в двух случаях: dhartdri '(чтобы) поддерживать' и vidhartāri '(чтобы) наделить' от корня dhar-. Собственно локативного значения у этих инфинитивов нет.
Инфинитивы на -ani, -mani представлены несколькими неясными формами: hani 'чтобы возбуждать' от -is-, vidhar-matii 'чтобы распределить' от vi+dhar- и некоторые другие.
ДЕЕПРИЧАСТИЯ
Деепричастия, или абсолютивы, представляют собой неизменяемые, наречные формы, образованные с помощью суффиксов от глагольных корней и выражающих побочное действие. Деепричастия сочетают черты наречия и глагола. Подобно личным формам глагола, деепричастия от переходных глаголов управляют винительным падежом. Подобно наречиям, они входят в состав только конструкций примыкания, которые не могут быть .предикативными.
В ведийском языке абсолютивы образуются с помощью нескольких суффиксов, представляющих собой застывшие падежные формы. Между этими суффиксами нет никакой разницы в значении.
Существует дополнительное распределение вариантов суффиксов деепричастия в зависимости от того, образовано оно от простого глагольного корня или от корня с префиксом. В первом случае используются суффиксы на -tv- (т. е. восходящие к падежным формам основ на -tu-): -tvt, ^va, -tvdya, во втором — суффиксы на -у- (т. е. восходящие к падежным формам имен на -i-): -yāļ-tyā, например: gatvi, gatvūya 'пойдя' от gatn-, но āgdtyā 'придя' от ā+gam- или snātvd 'искупавшись' от snā-, но utsnūya 'вынырнув' от ud + snā-.
Деепричастия на -tvī образованы с помощью наиболее употребительного из суффиксов на -tv-; в РВ он засвидетельствован в 15 случаях. После РВ он выходит из употребления. Высказывалось предположение о том, что он восходит к местному падежу основ на -te-.
Этот суффикс присоединяется непосредственно к корню в слабом звуковом виде. Ударение падает на суффикс. Рефлексы слабой звуковой ступени корневого гласного и сандхи на морфемном шве те же, что у отглагольных прилагательных на -td-. Вот некоторые примеры: vistvi от vis- 'действовать', bhūtvi от bhū- 'быть', gādhvi от guh- 'скрывать' (ср. отглагольное прилагательное gādhd-), kŗtvt от kar- 'делать', vŗktvt от vragc-'откалывать', pltvl- от рп- 'пить' (ср. pttd-) и др. В двух случаях суффикс -tvi присоединяется к корню посредством соединительного гласного -/-: janitvi от ja г- 'рождать(ся)' и skabhitvt от skabh- 'подпирать'. В одном случае рефлекс корневого гласного в деепричастии отличается от его рефлекса в отглагольном прилагательном: hā- 'покидать', абсолютивы hitvt, hitvd, hitvdya с кратким гласным, отглагольное прилагательное hīnd— с долгим.
Деепричастия на -tva (произносится -tuvu) встречаются в РВ от девяти корней. В дальнейшем их употребительность резко возрастает и к периоду санскрита -tvā становится единственным суффиксом деепричастий от глаголов без приставок. Вот некоторые примеры: <Ь/г^г;г)Д от bhid- 'раскалывать', yuktvd от yuj- 'запрягать', vŗtvū от var- 'покрывать', hatvū от han-'убивать', istvū от yaj- 'жертвовать', suptvū от sva^ 'спать', mitvd от та- 'мерить' (ср. mita-) и др. Некоторые корни присоединяют -tvd с помощью соединительного гласного -i-, например: patitvū от ^^ 'летать', 'падать', hitnsitvā от Ams- 'вредить' и др., а глагол grabh-/grah- 'хватать'— с помощью -1-: gŗhitvū. В редких случаях в ведийском языке встречаются деепричастия от каузативов: kalpayitvģ 'устроив' от kalp- 'соответствовать'.
Деепричастия на tvāya являются результатом контамина-
ции двух типов: на -tvd и на -уа. В РВ они встречаются у семи корней и еще у нескольких в других самхитах. Структура основы та же, что у основ на -tvā, например: gatvģya от gam-'идти', hatvģya от han- 'убивать', yaktvdya от yuj- 'запрягать', kŗtvūya от kar- 'делать' и др.
Деепричастия на -уа (с долгим гласным, который может сокращаться; по происхождению — окончание инструментального падежа от основ на -i-) образуются от глаголов с префиксами, причем в этих формах префикс составляет с корнем одно слово. Это самый многочисленный тип деепричастий. В РВ по нему образуют формы около 40 корней. Корневой гласный у деепричастий на -уа обычно бывает представлен слабой ступенью, хотя на него и падает ударение, например: vibhidya от га + bhid- 'разбивать', abhibhūya от abhi + bhā- 'превосходить', anudfgya от anu + dŗg- 'глядеть вслед', upasddya от upa + sad-'почитать' и др.
Существуют некоторые отличия в структуре корня у деепричастий на -уа и на -tv-. Корни на -п сохраняют этот гласный в деепричастиях на -уа, например: ттпуа от vi+mā- 'измерять'— ср. mitvģ от та- 'мерить', āddya от ā + dū- 'брать' — ср. dattvģ (dat—■ усеченная форма презентной основы) от dā-'давать' и т. п. Корни, оканчивающиеся на краткий гласный, имеют между этим гласным и суффиксом вставной согласный -/- (как у корневых имен), например: abhijitya от abhl+ji- 'побеждать', иpаžrķtyа от иpa + žru- 'подслушивать' и др., а также корни на -ап, -ат, слабая ступень которых представлена -а, например: avagdtya от ava + gam- 'сходить', vihčtya от vi + han- 'разбить' и др.
Первым элементом таких деепричастий иногда бывает не префикс, а наречная или даже именная форма, например: akhkhalīkŗtyā 'издавая (звук) «аккхали»' (звукоподражание), ararņkŗtya 'приготовив' (наречие), namaskŗtya 'делая поклон' (имя), punardūya 'возвращая' (наречие), pādagŗhya 'схватив за ногу' (имя), hastagŗhya 'взяв за руку' (имя).
Морфологически деепричастия не имеют показателей вида, времени или залога. В контексте обычно им свойственно значение совершенного вида прошедшего времени, поскольку они обозначают побочное действие, предшествующее действию, обозначаемому сказуемым, например: ...raksdsah sdm pinastana ļ vdyo уё bhātvi patdyanti naktābhir (VII, 104,18) 'Раздавите ракшасов, которые, став птицами, летают по ночам!', dtlyāma nidds tirdh svastibhir \ hitvāvadydm drātlh (V, 53,14) 'Нам хотелось бы благополучно пересечь поношения, оставив бесчестие и бедствия (позади)!'. В отдельных случаях, однако, этих значений может и не быть, например: sa no duhlyad ydvaseva gatvi | sahdsradhūra pdyasā maht gauh (IV, 41,5) 'Пусть она доится для нас, как если бы ходила [abs.] по пастбищу, великая корова, дающая тысячу струй!'.
Деепричастия на -ат для периода самхит можно признать только условно, они более характерны для языка брахман и в меньшей степени — сутр. Речь идет о функционировании винительного падежа на -ат от нескольких имен действия в качестве деепричастий несовершенного вида, которые выражают побочное действие, протекающее одновременно с действием сказуемого, например: ŗcū kapotaiņ. nudata praņōdam (X, 165,5) 'Гимном оттолкните голубя, выталкивая (его)!'.
ПРОИЗВОДНОЕ СПРЯЖЕНИЕ
К производному, или вторичному, спряжению в отличие от основного относят такую систему спряжения, в которой все формы в принципе образуются от производной основы (а не от корня) и в которой всем формам свойственно кроме основного лексического значения корня еще некоторое дополнительное значение. Таким образом, критерием для отнесения к производному спряжению служат как формальные, так и семантические признаки. К этому спряжению относятся каузативы, интенсивы, дезидеративы и деноминативы.
Следует заметить, что личные формы производного спряжения в ведийском языке представлены преимущественно презен-сом, иногда имперфектом. За пределами системы презен-са засвидетельствованы лишь его отдельные формы. Поэтому данное спряжение можно рассматривать прежде всего как производные системы презенса. Первые три его разновидности — каузативы, интенсивы и дезидеративы — принадлежат к отглагольному словообразованию, последняя — деноминативы — к отыменному словообразованию глагола.
Каузативы, или понудительные глаголы, выражают про-изводность глагольного действия от тождественного ему по лексическому значению глагола. Этот тип производных пре-зентных основ менее последовательно отграничен от основного спряжения (а именно от X класса) как по своей формальной характеристике, так и по значению (которое свойственно не всем его членам).
Каузативы образуются путем присоединения суффикса -ауа к корню с усиленным вокализмом, т. е. в ступени гуна (вридд-хи). Ударение всегда падает на суффикс. Вот некоторые примеры: vid- 'знать', vedčyati; ksi- 'жить', ksdydyati; cud- 'точить', codčyati; суй- 'сотрясать', cyōvčyati; vŗt- 'вертеть(ся)', vartčyati; var- 'покрывать', vārčyate; vas- 'проживать', 'ночевать', vāsčyati и др.
Корни, оканчивающиеся на гласный -ii, -ŗ (но не на -i; от корней на этот конечный гласный каузативы вообще очень редко встречаются, ср. выше kšayčyаti, что объясняют чисто фонетической причиной — нежелательной последовательностью — ауауа-), нередко имеют в каузативах ступень вриддхи,
например: bhu- 'быть', bhavdyati; dhar- 'держать', dhardvati (см. также выше).
Корни с -а-, за которым следует один согласный, т. е. корни —легкие слоги, также имеют тенденцию кудлинению гласного, например: ап- 'дышать', ānčyаti; ат- 'вредить', āmdyati; tap- 'пылать', tāpčyāti; sad- 'сидеть', sādčyаti. Корни на -а-чаще имеют долгий гласный в каузативе.
Ряд корней указанной структуры имеет по два варианта каузативной основы: со ступенью гуна и вриддхи, например: dru- 'бежать', ◊ravčyate и drāvdyati; уи- 'отделять', yavdyati и yāvčyаti; дги- 'слышать', žravčyati и žrāvčyаti; sar- 'течь', sarčyate и sārdyate; gam- 'идти', gamčyаti и gāmčyati.
Наконец, корни той же структуры могут иметь одну каузативную основу со ступенью гуна, например: har- 'удерживать', hardyati; pati- 'восхищаться', pančyati; ža±s- 'восхвалять', ža±sčyati; žnath- 'пронзать', žnatMyati и др.
В отдельных случаях вкаузативе вместо качественного усиления корневого гласного происходит количественное, т. е. долгота, например: dus- 'портить(ся)', dūščyati (ср. рг. dиšyati); par-/ риг- 'наполнять', pūrčyati (видимо, под влиянием р.р. pārņd-).
Корни, оканчивающиеся на -а, используют в каузативе суффикс -(п)рауа-, например: dhā- 'класть', ◊hāpčyati; sthū-'стоять', sthāpčyati; hā- 'продвигаться', hūpayati. По аналогии эта форма употребляется в каузативах от нескольких корней на другие конечные гласные: ji- 'побеждать', jāpava- (ЯВ), gri- 'опираться', дгпрауа- (ЯВ) и ksi- 'жить', ksepaya- (наряду с kšayčya-), а также от ar-)ŗ- 'приходить в движение', аграуа-. Начиная с АВ, встречаются случаи сокращения корневого гласного перед суффиксом -рауа-, как в snapdya- по сравнению с основой РВ snāpdya- от корня snā- 'купаться'.
От корня рп- 'пить' употребляется каузативная основа рпуауа- (принадлежность -у- к корню не исключена ввиду существования р.р. pīta-).
Имперфект от основы каузатива распространен достаточно широко. Он ничем не отличается от тематических имперфектов основного спряжения, например: /а/г- 'рождать(ся)', 3pl.act. ajanayan, 3 pl.rned. djanayanta; vŗt- 'вертеть(ся)', 3 sg.act. dvartayat.
Личные временные формы за пределами системы презенса встречаются в ведийском языке вединичных случаях. Это несколько форм футурума: dūšayišyģmi от dиš- 'портить', dhā-rayišyčti от dhar- 'держать', vārаyišyčte от var- 'покрывать' и vāsayisydte от vas- 'надевать'— и сигматического аориста: dhvanayīt от dhvan- 'скрывать' и vyathayīs от vyath- 'сотрясать'. В АВ один раз встречается форма описательного перфекта от отглагольного имени на -п с основой каузатива+ вспомогательный глагол kar- 'делать': gamayūņ cakāra 'послал' (букв, 'сделал посылание') от gam- 'идти'.
Модальные формы с основой каузатива достаточно употребительны, прежде всего формы императива, а также субъюнк-тива и инъюнктива. Оптатив с этой основой очень редок.
Изнеличных форм весьма широко распространены причастия на -ant- активного залога (этот залог вообще сочетается с каузативной основой гораздо чаще, чем медиальный), например: N.sg.rn. jardyan, f. jārdyantī от jar- 'стареть', 'старить' и др. Изредка встречаются отглагольные прилагательные на -td-, у которых связь с каузативной основой выдает ступень корневого гласного, например: coditd- 'вдохновленный' от cud- 'точить', 'вдохновлять', arpitd- и drpita- 'вставленный' от ar-lŗ- 'приводить в движение' и др.; еще реже отглагольные прилагательные на -пууа, как рапауйууа- 'долженствующий вызывать восхищение' и др.; инфинитивы, как pāyayitavai 'чтобы напоить' от ра- 'пить', vartayddhyai 'чтобы заставить вернуться' от vŗt- 'вертеть(ся)' и др.; абсолютивы, как sādayitvū 'усадив* от sad- 'сидеть', sramsayitvū 'уронив' от srarņs- 'падать' и др.
Каузативное значение, как не раз отмечалось исследователями, связано в ведийском языке с основами на -ауа- в весьма неодинаковой степени. От некаузативных основ класса X,образуемых также с помощью суффикса -ауа-, каузативы, как правило, отличаются усиленным корневым вокализмом. Формальному противопоставлению «слабая ступень корневого гласного —ступень гуна или вриддхи» соответствует в некоторой части случаев семантическая оппозиция «непереходное значение (иногда проступает древнее нецеленаправленное, итеративное значение) —каузативно-переходное». Наиболее отчетливо это проявляется, когда имеют место основы на -ауа- двух структурных типов от одного корня. Ср., например, гас-, rucdyati 'он сияет'—rocčyati 'он зажигает' ( ='он заставляет сиять'): divčž cid п te mcayanta rokā (III, 6,7) 'Твои огни сияют до самого неба' и indrah sarvam arocayat (VIII,3,6) 'Индра зажег солнце' и т. п.Иногда это древнее соотношение значений распространяется и на те случаи, когда две основы на -ауа-от одного корня различаются ступенью гуна и вриддхи корневого гласного. Ср., например, dru-, dravdyati 'он спешит', 'он струится'—drōvčyati 'он выливает' ( ='он заставляет струиться'): ārmir nd nimnair dravayanta vdkvāh (X, 148,5) 'Как волна низинами, пусть льются рокочущие (песнопения)' и ddh-varyo drāvdya tvani somam (VIII, 4,11) 'О жрец, лей твоего сому!'.
Однако в целом это соотношение даже в РВ в значительной степени уже стерто. Основы на -ауа- со слабым и усиленным вокализмом могут семантически не различаться, например, citdya- и cetdya- от глагола cit- 'являться', 'воспринимать',, 'понимать'. Иногда основа со слабым вокализмом имеет переходное значение, как p.pr. gŗbhdyant- 'хватающий' от grаbh-/ gŗbh-, а основа с полным вокализмом — непереходное, как
24 Зак.
rarņh-, rarņhayate 'он бежит' (ср. рг. ratņhate 'он торопит.'). В результате можно сказать, что форма во многих случаях не является критерием для установления значения основана -йуа. С вокализмом же ступени вриддхи, а также с суффиксом -рйуа-каузативно-фактитивное значение бывает связано регулярно. В дальнейшем развитии языка основы на -йуа- со слабой ступенью корневого гласного и итеративным или непереходным значением совсем вышли из употребления.
Следует уточнить еще понятие каузативного значения в ведах. Исследователями неоднократно подчеркивалось, что основы, классифицируемые по структурным признакам как каузативные, имеют каузативное значение только по отношению к исходному непереходному глаголу и, как правило, семантически ничем не отличаются от исходного переходного глагола. Например, jan-, jdyate 'он рождается'— jānati, jandyati 'он порождает' (противопоставлению основ здесь соответствует также противопоставление медиальных и активных окончаний): gārbhe sāti jayase piinah (VIII, 43,9) 'Находясь в утробе, ты рождаешься снова'— devām ddevaiņ janata prdcetasaņ (IV, 1,1) 'Порождайте бога, устремленного к богам, мудрого', agnirņ naro janayata sugēvam (III, 29,5) 'Агни, о мужи, порождайте дружелюбного'. Если же исходный глагол имеет переходное значение, то каузатив сохраняет это значение, а также часто и конструкцию, например, от глагола dha- 'класть', 'помещать': ..Jāsmīn mdrņ dhehi pavamānāmfte loki dksite (IX, 113,7) '...туда помести меня, о Павамана, в бессмертный нерушимый мир!' и žrčddhe Ģrād dhūpayehā nah (X, 151,1) 'О Вера, помести нас здесь в веру!'.
Конструкция с инструментальным падежом посредника при каузативном глаголе в ведах встречается, но это употребление редкое, например: sāni kāĢayāml vahatķ± brāhmaņā gŗhair \ aghoreņa cāksusā mitriyeņa (AB, XIV, 2,12) 'Я велю домашним взирать на свадебную процессию с молитвой, не страшным взором, дружеским' (букв. 'Я велю, чтоб было посмотрено домашними...').
Интенсивы, или фреквентативы, выражают усиление значения основного глагола в качественном или количественном отношении. Этот тип производного спряжения в РВ образуется более, чем от 90 корней, в АВ приблизительно вполовину меньше (в дальнейшем интенсивы постепенно выходят из употребления и в санскрите встречаются крайне редко). Существуют некоторые структурные ограничения в отношении корней, способных образовывать интенсивы. Их не образуют корни, начинающиеся с гласного, кроме ŗ-ļar- 'приходить в движение' и корни, оканчивающиеся на -п.
Интенсивы образуются двумя способами: 1) без суффикса, с помощью особого типа удвоения и 2) путем присоединения суффикса -уа- к интенсивной основе первого типа.
Бессуффиксный способ образования интенсивов посредством особого специфичного только для этого производного спряжения удвоения является основным в ведийском языке, и ему следует большая часть корней, от которых засвидетельствованы формы интенсивов. Основы этого типа атематические, корневой гласный подвержен чередованию. Тип парадигмы в принципе тот же, что у редуплицированных атематических основ класса III презенса. В сильных формах ударение падает на слог удвоения, а корневой гласный представлен ступенью гуна, в слабых формах — на окончание, а в форме 3 pl.act.— на удвоение при корневом гласном в слабой звуковой ступени. Флексия 3 pl.act. -ati — как у редуплицированных презенсов, суффикс активного причастия —at-.
Как у всех атематических образований, на морфемных швах: и в ряде форм в конце слова в интенсивах действуют сандхи согласных.
Для интенсивов характерен усиленный тип удвоения. Корневые гласные I, й в слоге удвоения бывают представлены ступенью гуна, т. е. соответственно е, о, например: diĢ- 'показывать', dediste; vi- 'стремиться', 'наслаждаться', veveti; pruth-'сопеть', p.pr. pōpruthat-; г и- 'реветь', roravīti.
Корни, вокализм которых представлен исконными дифтонгами на плавные и носовые сонорные, большей частью также имеют ступень гуна в слоге удвоения, т. е. ar, ai, an, am, например: kar- 'делать', p.pr. kārikrat-; vŗt- 'вертеть(ся)', va-rtvartl; cal- 'шевелиться', catcallti (ЯВ) (также cācalat — AB); san- 'добывать', 3 pl.med. sanisņata; пат- 'сгибать', nāmnamīti и p.pr. nānnamat-; jambh- 'разжевывать', p.pr.med. jānjabhāna-и др. Из корней на № только три имеют иной рефлекс в слоге удвоения. У дифтонгов на остальные сонорные нередко встречается и иной вокализм редупликации, например: randh- 'подчинять', iv. rārandhi; van- 'желать', iv. vāvandhi (наряду с adj. vānīvan-) и др. Корень ar-/ŗ- образует основу интенсива ālar-(результат диссимиляции согласного). Корень gāh- 'нырять' имеет аномальную редупликацию с согласным п — jāngahe.
Корни с а, за которым следует шумный согласный (а в некоторой части случаев — сонант), имеют в слоге редупликации а, например: 1ар- 'болтать', lūlapltl; vad- 'говорить', vāvadlti; Ģvas- 'пыхтеть', p.pr. Ģūgvasat- . Из глаголов на -ŗ по этому типу образуют интенсивы gar- 'бодрствовать', iv. jāgŗhi; dar-'разламывать', iv. dādŗhi (наряду с более употребительными (кормами dārdarsi и пр.) и dhar- 'держать', dūdharti (наряду с формами РВ dardharsi и пр.), а также некоторые глаголы на -ai, -ап, -ат (см. выше).
Более, чем у 20 корней, оканчивающихся на носовой согласный, носовой + шумный согласный, -п или имеющих корневой гласный г, засвидетельствовано двуслоговое удвоение, вторым слогом которого является гласный -£-. Количество гласного
24*
371-
определяется ритмической закономерностью: Г перед одним согласным, I перед двумя, например: gatn- 'идти', gartiganti (я редупликации, как указывалось исследователями, возникло в результате ассимиляции с корневым -п, вызванным сандхи; при этом надо отметить, что последовательность -amī- в интенсивах вообще не встречается); krand- 'ржать', kdnlkranti; han- 'убивать', p.pr. ghdnighnat- (наряду с janghanti и пр.); dhu- 'сотрясать', p.pr. ddvidhvat-; dyat- 'светить', 3 sg.inj. ddvidyot; bhar- 'нести', 3 pl.act. bharibhrati (наряду с jarbhŗ-tds) и др.
Тип интенсивов с двуслоговым удвоением не вполне устойчив, и ряд основ имеет дублеты по обычному типу. В интенсивах с -i- в удвоении не всегда соблюдаются правила, касающиеся консонантизма удвоения. Придыхательный согласный корня может сохраняться: bhar-, bharibhr-, но dhū-, davidhv-; phan- 'прыгать', pdmphaņ-. Гуттуральный согласный корня может сохраняться, как в krand-, kdtiikr-; gatn-, ganīgati-ļga-nigtn-; возможны оба рефлекса, как в skaud- 'прыгать', cani-skad- и kdniskand-; наконец, встречается случай «восстановления» согласного в корне, как в основе janghan.- от ha;i-, или также в слоге удвоения, как в основе ghānighn- от того же корня. Кстати, случай колебания между гуттуральным и палатальным при редупликации засвидетельствован также в интенсиве без соединительного гласного: основы kdrikr- и carikr-от kar- 'делать'. У корня bhar- имеет место аномальный палатальный согласный в слоге удвоения — jarbhŗ- (ср. также перфект jabhāra).
В корнях на -а- корневой гласный подвергается сокращению после слога редупликации с долгим гласным, например: kāĢ-'сиять', cākaĢiti; bādh- 'угнетать', 3 sg.tned. bābadhe (наряду с аномальной формой badbadhē); vūģ- 'лаять', 3 du.impf.med. avāvaĢitām.
Корни, оканчивающиеся на -ŗ, имеют в интенсивных основах разные рефлексы, например: kar-ļkir- 'восхвалять', carkarmi, carkiran. (ср. также аномальную форму 3 sg.med. cdrkŗse); gar-jgir- 'глотать', subj. jalgulas, p.med. jdrgurāna-; tar-ļiir-ļ tur- 'пересекать', tartarlti, p.med. tdrturāņa-; dar-jdir- 'тре-скаться', dardarīti, subj. dardirat.
В отношении флексии интенсивов, в целом следующей образцу атематического редуплицированного класса презенса, следует отметить ту особенность, что ряд согласных окончаний у некоторых глаголов присоединяются к корню посредством гласного -1-. Обычно это бывают окончания -mi, -й и один раз встретились окончания 2 du.act. -thas (tartarlthas от (ar-) и 3 sg.iv. -Tu (johavītu от hā-). Причем гласный -Г- имеет место перед флексией только в тех случаях, когда его нет после слога редупликации в данной форме. Вот некоторые примеры: kāĢ-, cākagīmi, cākaĢt(i\ bhtir- 'дергаться', jdrbhtirKi; hū-
"звать', johavltni, johavīti и др. Образцом для этих форм могли служить как отдельные формы атематического презенса типа brū- 'говорить', brdvtti, так и формы аориста и имперфекта на -it.
Имперфект у интенсивов также бывает атематическим, в силу чего совпадают формы 2 и 3 sg.impf.act., например: 2, 3 sg. ddardar от dar-. Со вторичными окончаниями встречаются все структурные разновидности основ имперфекта, например: ddvidyot от dyut-, djohavīt от hū- и др. В целом же имперфект засвидетельствован гораздо хуже, чем презенс, и совсем редко встречается в медиальном залоге.
Из модальных форм от основы интенсива встречается прежде всего императив, причем всегда с активными окончаниями, например: nenigdhi от nij- 'мыть', barbŗhi от bŗh- 'вырывать' •{с утратой корневого -h перед -h- окончания), carkŗtat от kar-, vevastu от viģ- и др. Засвидетельствованы также формы инъюнктива и субъюнктива, корневой вокализм которого может быть представлен как ступенью гуна, так и слабой ступенью, например: parpharat от phar- 'рассыпать', но marmŗjat от mŗj- 'стирать'. Оптатив почти не встречается.
За пределами системы презенса имеется несколько форм перфекта с основой интенсива, например: davldhāva от dhu-'сотрясать', nonūva от пи- 'ликовать', jagūra от gar- 'бодрствовать' (этот глагол образует всю парадигму от основы интенсива, утратившей специфическое значение и функционирующей в качестве корня).
Причастия от основы интенсива достаточно многочисленны, особенно в активном залоге (примеры см. выше).
Образование интенсивов с помощью суффикса -уа-, находящегося под ударением, мало характерно для ведийского языка, особенно для его раннего периода развития, представленного в РВ (в дальнейшем этот тип интенсивов развивается за счет атематического). В ведийском языке насчитывается около десятка таких форм. Они не образуют парадигмы. Встречаются только формы 2, 3 sg. и 3 pl. В этих формах суффикс -уа-присоединяется к основе интенсива (без гласного ? удвоения), а флексия всегда бывает медиальной. По форме эта тематическая разновидность интенсивов напоминает пассив. Корневой гласный перед суффиксом -уа- трактуется у этих интенсивов так же, как в пассиве. Вот некоторые примеры: dig- 'показывать', dediĢydte\ rih- 'лизать', rerihydte; tar- 'пересекать', tar-tūrydnte и др. Кроме того засвидетельствовано несколько медиальных причастий: саг- 'бродить', сагспгуатппа- и др.
Как уже было сказано, интенсивные глаголы передают значение усиленного и повторного характера действия, выраженного исходным глаголом. Вот некоторые примеры: рапуа А dardirac chatū \ sahdsrā vājy dvŗtah (VIII, 32,18) 'Удивительный захватчик добычи пусть разбивает сотни, тысячи — беспре-
пятственно!'; imātņ те agrie purusarŗi mumugdhy \ ауат уб baddhdh stiyato lālapīli (AB, VI, 111,1) 'Освободи мне, Агни, этого человека—того, кто громко кричит, связанный, крепко затянутый!'. Это значение присуще всему классу интенсивов. Лишь у отдельных глаголов — gar- 'бодрствовать', nij- 'мыть' и vis- 'действовать'— это значение стерлось, и интенсивные презенсы выступают в функции обычных.
Дезидеративы выражают желание совершить действие, обозначенное исходным глаголом. В самхитах их образует около 60 глаголов (в дальнейшем развитии языка их число возрастает).
Дезидеративы образуются от корня в слабой звуковой ступени с помощью неусиленного удвоения, на которое падает ударение, и суффикса -sa-. Таким образом, дезидеративные основы являются тематическими и, следовательно, лишенными чередования.
Дезидеративное удвоение подчиняется общим правилам редупликации, но при этом обладает некоторыми специфическими особенностями, как и трактовка корня. Гласным редупликации в дезидеративах бывает -Г- при корнях на а, i, г; и — при корнях на п, например: pat- 'летать', pipatisati (AB; единственный случай в раннем ведийском языке, когда суффикс -sa-присоединяется через -i-, в дальнейшем же распространяется именно вариант -īsa-), pa- 'пить', pipāsati, pipisati; ris- 'вредить', ririksati; nī- 'вести', ninisati; ruh- 'подниматься', niruksati; duh- 'доить', inj. diiduksan; bhū- 'быть', bubhāsati\ sŗp- 'ползти', sisŗpsati.
В основах дезидеративов корневой гласный подвергается определенным изменениям. Конечные -i, -и корня перед суффиксом -sa- удлиняются, например: ci- 'видеть', cikīsate; ji-'побеждать', jigīsati; дги- 'слышать', g.med. giigrāsamūņa-. Конечный -ŗ корня дает рефлексы -ir, -ūr, например: kar- 'делать', cikīrsati; tar-/tir-/tur- 'пересекать', tūtārsati (с долгим гласным удвоением), titīrsati (в брахманах), а также dhvar-ļ dhūrv- 'повреждать', diidhārsati. Конечный -а у ряда корней в дезидеративных основах бывает представлен -ī, а в одном случае —-г: ga- 'идти', jigīsati (CB), jigāsati (брахманы); ра-'пить', pipīsati, pipāsati; hā- 'продвигаться', jihīsate; dhā-'класть', didhisanti с кратким -i; но jrla- 'знать', jijnāsate; dā- 'давать', p.pr. didāsant-, sthā- 'стоять', tisthāsati (брахманы).
Наибольшие изменения происходят в дезидеративных основах, если корень имеет гласный -а-. В нескольких корнях на -ап, -ат слабая ступень представлена долгими -ān, -ām: gam-'идти', jigarņsati; man- 'думать', mīmāmsate; han- 'убивать', jighāmsati, или долгим гласным -ā: vari- 'желать', vivāsati; san- 'добывать', sisāsati.
Небольшая группа корней с вокализмом -й или -а- образует
дезидеративы без удвоения с вокализмом -•-. У части этих корней подобная основа дезидератива является результатом фонетического развития, вызванного утратой конечного -а, у другой части основы дезидератива такой структуры возникли, видимо, по аналогии, причем грань между теми и другими не всегда легко провести. Фонетическими причинами целесообразно объяснять дезидеративные основы от dā- 'давать'— ditsati (наряду с p.pr. didāsant-) и dhā— dhitsati (наряду с didhisanti и пр.), потому что известны редуплицированные презент-ные основы с нулевым корневым вокализмом datte, dhatte и пр. (наряду с полными редуплицированными основами dddāti, dadhāti). Можно предположить фонетические причины в возникновении дезидеративов от dabh- 'угнетать'— dipsati (<*di-dbh-sa-ti) и от дак- 'быть способным', 'мочь'— giksati (<*žĻ-žk-sa-ti). Кроме этих дезидеративов по той же модели образуют дезидеративные формы корни sali- 'одолевать'-— stk-santa; labh- 'получать'— līpsate; āp- 'достигать'— inj. ipsan и один корень с вокализмом г — ŗdh- 'процветать'—p.pr. īrt-sant-. В одном случае дезидератив отличается от исходного глагола не только грамматическим, но и развившимся на его базе лексическим значением: bhaj- 'наделять', bhiksate 'просить (милостыню)'.
Глагол а(т)д- 'достигать' образует дезидератив iyаkšаti, который в свою очередь служит моделью для дезидератива inaksati от пад- id.
У нескольких корней гласный удвоения бывает долгим, например: tar-/tur- 'пересекать', tūtārsati; būdh- 'угнетать', bīb-hatsate (с сокращением корневого гласного); man- 'думать', p.med. mīmāmsamāna- (с удлинением корневого гласного).
Если корень начинается с палатального согласного или с h-, то в дезидеративной основе в нем «восстанавливается» исконный гуттуральный, как в с^- 'замечать', cikitsati; ji-'побеждать', jigīsati; han- 'убивать', jighāmsati и др.
Спряжение дезидеративов в презенсе и имперфекте следует тематическому образцу.
За пределами системы презенса формы от основы дезидератива в ведийском языке почти не встречаются. Следует упомянуть лишь две формы аориста, засвидетельствованные в АВ: ŗdh- 'процветать', īrtsīs; cit- 'замечать', acikitsīs и отдельные причастия.
От основы дезидератива образуется ряд прилагательных на u-: didŗksti- 'желающий видеть' (drg-), pipīsu- 'желающий пить' (pā-) и т. п. и абстрактные существительные женского рода на -ā: jiglsd- 'желание победить', bhiksū- 'выпрашивание' и т. п.
Дезидеративные глаголы имеют вполне отчетливую семантику, обозначая желание сделать то, что выражено исходным глаголом. Иногда это значение приближается к значению фу-
туральности. Вот некоторые примеры: dipsausadhe tvdrņ dip-santam (AB, V, 14,1) 'Постарайся ты повредить тому, о трава^ кто старается повредить!', čdhvaryo drāvčyā tvč± | somam indrah pipāsati (VIII, 4,11) 'О адхварью, дай ты струиться соме: Индра хочет пить!', bhūridā bhūri dehi по | md dabhrām bhūry ū bhara \ bhūri ghed indra ditsasi (IV, 32,20) 'О дающий много, дай нам много. Не мало, амного принеси! Ведь ты хочешь, о Индра, дать много!'.
Унекоторых дезидеративов развилось новое лексическое значение по сравнению с исходным глаголом, например: tij-'точить'— titiksa- 'терпеть', bhaj- 'наделять'— bhiksa- 'просить', man- 'думать'— mimāmsa 'разбирать', 'доказывать' дги-'слушать'— žķžruša- 'слушаться', gak- 'мочь'— (iksa- 'учить' и др.
Деноминативы, и^иотыменные глаголы, образуются от именных основ (большей частью существительных, иногда прилагательных) с помощью суффикса -уа-, на который падает ударение. Они выражают широкий круг значений, базирующихся на значении исходного имени: «быть подобным тому, что выражено именем», «действовать как то, ~»,«становиться тем, —», «использовать то, ~~», «желать того, ~»и др. Они могут быть непереходными и переходными, употребляться сактивными и медиальными окончаниями. Как глаголы они употребляются с наречиями-префиксами.
Деноминативы особенно широко распространены в РВ, где они образуются более, чем от ста основ. В дальнейшем их число заметно уменьшается.
Деноминативы принято формально классифицировать по тому типу именной основы, к которой присоединяется суффикс -уа-. В сочетании с этим суффиксом конечный элемент основы может претерпевать определенные изменения.
Самым распространенным типом деноминативов являются образования от продуктивных именных основ на -а. В сочетании с тематическим гласным основы образуется исход деноми-натива -ауа-, который отличается от суффикса каузативов -с)/а- только местом ударения, если оставить встороне разницу в значении. Вот некоторые примеры: indray-, indrayante 'вести себя, как Индра' {Indra-); ŗtay-, ln]. ŗtavanta 'действовать в соответствии с космическим законом' (ŗtd-); devay-, р.рг. de-vaydnt- 'служить богам' (deva-); sumnay-, р.рг. sumnayant-'быть благочестивым' (sumnd-); anu vīray-, 2 pl.iv. anu vīray-adhvam 'брать пример мужества' (апи 'вслед', 'за'; vīrč- 'герой') и др. В отдельных случаях исходная основа на -а- в самостоятельном употреблении не засвидетельствована, например, kaņākay-, р.рг. kaņākaydnt- 'быть в нужде'.