Синтаксические явления для теоретической интерпретации тезиса
словосочетания с разными видами связи;
предложения по цели высказывания;
предложения по эмоциональной окраске;
однородные члены предложения;
обособленные члены предложения;
вводные слова и предложения;
обращения;
разные типы сложных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые и бессоюзные) и разные типы придаточных
Этапы работы над сочинением
1. Внимательно прочитайте цитату. О чём в ней говорится? О каких языковых явлениях идёт речь? Подчеркните в цитате ключевые слова.
2. Прочитайте текст и подумайте, какие языковые явления, иллюстрирующие тезис, в нём есть.
3. Определите роль этих языковых явлений в тексте…
4. Напишите сочинение-рассуждение, в котором представьте своё понимание цитаты (тезиса), укажите роль выбранных вами языковых явлений и приведите примеры-аргументы из текста.
Когда пишешь черновик, действуй по схеме
1. Сформулируй в качестве тезиса слова известного лингвиста, учёного, писателя.
2. Дай понятие тем лингвистическим явлениям, о которых идёт речь в формулировке задания.
3. Приведи два примера-аргумента из анализируемого текста, указав их роль в тексте.
4. Сделай вывод.
Пробуем! (по тексту из «Диагностической работы № 1» МИОО от 27.09.2012)
Текст
(1)Никогда ещё не было у Лопахина так тяжело и горько на сердце, как в эти дни, когда с ожесточёнными боями отступали наши войска к Дону, измученные постоянными обстрелами и бомбёжками.
(2)Он возвращался из штаба, когда из окопа, который был отрыт по-настоящему и с очевидным знанием дела, на него взглянули усталые, но, как всегда, бесстрастные, холодные голубые глаза повара Лисиченко. (3)Его полное лицо с налитыми, как антоновские яблоки, щеками выглядело необычно моложаво, даже весело. (4)Голубые глаза спокойно и, как показалось Лопахину, вызывающе щурились.
(5)Подчёркнуто шаркающей походкой Лопахин приблизился к ячейке, присел на корточки и, глядя на повара сверху вниз, сказал шипящим и ничего доброго не предвещающим голосом:
– (6)Здравствуйте, как ваше здоровье?
– (7)Благодарю вас, топайте дальше...
– (8)Я бы тебе ответил по всем правилам военной науки, но не для тебя берегу самые дорогие и редкостные слова, – выпрямляясь, сказал Лопахин. – (9)Ты мне ответь на один-единственный вопрос: кто посадил тебя в эту ямку, и где кухня, и как мы сегодня будем обедать по твоей милости?
– (10.)Никто меня сюда не сажал… (11)Сам отрыл себе окопчик, сам и разместился тут, – спокойным и скучающим голосом ответил Лисиченко.
(12)Лопахин чуть не задохнулся от охватившего его негодования.
– (13.)Разместился? (14.)Ах, ты... (15)А кухня?
– (16)А кухню я бросил. (17.)Мне возле кухни быть сегодня стало грустно, потому я её и бросил.
– (18.)Загрустил, бросил и по своей доброй воле пришёл сюда?
– (19)Точно. (20)Что тебя ещё интересует, герой?
– (21)Ты что же, думаешь, что без тебя оборону не удержим?
– (22)Вот именно, попал в самую точку. (23)Не понадеялся я на тебя, Лопахин, подумал, что дрогнешь в тяжёлую минуту, потому и пришёл.
(24)Говорить с поваром было бесполезно. (25)Он был неуязвим в своём добродушном спокойствии, а потому Лопахин, передохнув, тихо и неуверенно сказал:
– (26)Стукнул бы я тебя чем-нибудь тяжёлым так, чтобы из тебя всё пшено высыпалось, но не хочу силы расходовать. (27)Ты мне раньше скажи без всяких твоих штучек, что мы нынче есть будем?
– (28)Щи со свежей бараниной и с молодой капустой.
(29)Лопахин проигрывал игру: над ним явно издевались, а он не находил таких увесистых слов, чтобы достойно ответить.
(30)Снова присел он на корточки возле окопа, призвал на помощь всё своё самообладание, проникновенно заговорил:
– (31)Иди, милый, отсюда поскорее и, пока всё тихо, с малым дымом вари кашу. (32)Кто мы без горячей пищи? (33)Мы жалкие люди, даю честное слово! (34)У меня, например, без еды и прицел становится не тот, и какая-то слабость в ногах, и в руках дрожь появляется... (35)Иди, Лисиченко, и будь спокоен, управимся тут и без тебя…
(36)Лопахин ждал ответа, а Лисиченко медленно достал из кармана розовый, расшитый немыслимыми цветами кисет и, начинив цигарку табаком, задумался.
(37)Потом не спеша сказал:
– (38)Напрасно ты меня уговариваешь, герой. (39)Видишь, какое дело: возле моста бомбой овец несколько штук побило, ну а я одного барашка прирезал, капусты на огороде добыл, поручил двум легкораненым за щами присматривать и ушёл… (40)Вот повоюю немножко, поддержу вас, а придёт время обедать – уползу в лес, и горячая пища по возможности будет доставлена. (41)Ты доволен мною, герой?
(42)Растроганный Лопахин хотел было обнять повара, но тот, улыбаясь, присел на дно окопа, сказал:
– (43)Ты вместо этих телячьих нежностей одну гранатку мне дай, может, сгодится на дело.
– (44)Драгоценный ты мой человек! – растроганно сказал Лопахин, отцепляя с ремня ручную гранату и с почтительным поклоном вручая её повару. – (45)Воюй, пожалуйста, теперь сколько влезет!
(По М.А. Шолохову)*
*Михаил Александрович Шолохов (1905–1984) – русский советский писатель, фронтовик, лауреат Нобелевской премии по литературе. Фрагмент взят из романа «Они сражались за Родину» – книги о подвиге советских людей в годы Великой Отечественной войны. Один из главных героев книги – Пётр Лопахин – смелый, находчивый, никогда не унывающий русский солдат.
С2.Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Льва Васильевича Успенского: «В языке есть... слова. В языке есть... грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Успенского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.