Практическое занятие № 5

Понятие об орфоэпии. Основные орфоэпические нормы

В области гласных, согласных звуков,

Отдельных грамматических форм, сочетаний звуков слов

.

Цель: сформировать знания основных орфоэпических норм современного русского литературного языка.

Теоретические вопросы:

1. Что такое орфоэпия?

2. Какие существуют правила русского литературного произношения: а) в области гласных, б) в области согласных и их сочетаний, в) отдельных грамматических форм?

3. Как и почему возникают произносительные варианты? Приведите примеры вариантных норм.

4. Какие произносительные стили вы знаете? Каковы их особенности.

Практические задания для аудиторной работы

Задание 1. Произнесите в соответствии с литературной нормой данные слова и скажите, какую орфоэпическую норму иллюстрирует каждая группа примеров.

а) Хорошо, молоко, полоса, завалить, надарить; выдал, выпал, холод, город, сено, лампа, лужа; остановка, оберегать, активист, актуальный; сообразить, заатлантический, поощрять, пообещать, поактивней, наоборот, наотрез.

б) Следы, гряда, тягучий, веселый, ледовитый, пятачок, часовой, понял, вывел, начал.

в) Железо, жестокий, ценить, шестерня, жемчуга, прошептал, зацепить.

г) В Испании, перед игрой, язык и стиль, дом и сад, период истории, к использованию, страх и риск.

Задание 2. Измените данные слова так, чтобы выделенные гласные оказались в первом предударном слоге. Запишите слова с помощью транскрипции. Сгруппируйте примеры так, чтобы в каждой группе были слова с одинаковым гласным в первом предударном слоге.

Час, пляшет, реки, пашет, лёд, сам, цех, шест, щель, слог.

Задание 3. Затранскрибируйте. Подчеркните звук, который произносится на месте выделенных букв. Каким фонетическим законом объясняется его появление?

Потянул ветерок, воду морщит, рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко – далеко колокольчик звенит,

Рыбаки в шалаше пробудилися. (Никитин)

Задание 4. Измените форму слова и подберите слова так, чтобы выделенные буквы обозначали оглушенные звуки.

Голубок, ножик, труба, чижик, готовый, призывать, пробегать, заплывать, плавлю, брызги.

Задание 5. Затранскрибируйте. Подчеркните звук, который произносится на месте выделенных букв.

Что, что-то, кое-что, чтобы, что-либо; того, большого, нового, молодого, свежего; расшить, залезший, с шумом; без жалости, сжал, разжег; возчик, подписчик, разносчик; берется, браться, учиться.

Практические задания для самостоятельной работы

Задание 1. Прочитайте отрывки из стихотворений. Объясните произношение выделенных слов, затранскрибируйте их.

1. И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!… Что пользы напрасно и вечно желать?

А годы уходят – все лучшие годы! (Лермонтов)

2. У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!» (Есенин).

3. И что за диво?… издалека,

Подобный сотням беглецов,

На ловлю счастья и чинов

Заброшен к нам по воле рока… (Лермонтов).

4. В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви (Пушкин).

5. И сказал ему царь Иван Васильевич:

«Да об чем тебе молодцу кручиниться?…» (Лермонтов).

Задание 2. Выпишите слова

а) в которых возможно только произношение [шн];

б) в которых возможно только произношение [чн];

в) в которых допустимы оба варианта.

Булочная, поточный, конечно, молочный, маскировочный, скучно, античный, нарочно, алчный, пустячный, сливочный, встречный, яичница, пшеничный, прачечная, молочница, беспечный, Ильинична, ячневая, речной, скворечник, сердечный, дачник, Никитична, ночной, подсвечник, лавочник, точный.

Литература:

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М.: Просвещение, 1984. – 415 с.

2. Ганиев Ж.В. Русский язык. Фонетика и орфоэпия. – М.: Высшая школа, 1990. – 167 с.

3. Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1987.

Дополнительная литература:

1. Бортник Г.В. Орфоэпические особенности стихотворной речи и работа над ними в начальной школе // Начальная школа. – 1995. - № 1. – С. 18.

2. Панов М.В. Современный русский язык: Фонетика. – М.: Высшая школа, 1979. – 256 с.

3. Петрова М.А. Русский язык. Лексика. Фонетика. Словообразование. Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1986. – С. 60 – 79.

Практическое занятие № 6

Происхождение и состав русского алфавита. Слоговой принцип русской графики. Разделы русской орфографии. Принципы графики.

Разделы русской орфографии. Принципы русской орфографии.

Цель: сформировать знания слогового принципа русской графики, принципов русской орфографии.

Теоретические вопросы:

1. Что изучает графика?

2. Сколько букв в русском алфавите? Назовите их.

3. В чем сущность слогового принципа графики?

4. Как обозначается мягкость согласных?

5. Каковы основные значения букв е, ё, я, ю? Когда эти буквы обозначают два звука?

6. Какие разделы выделяются в орфографии?

7. Какой принцип является основным в русской орфографии? В чем он заключается?

8. Какие отступления от морфологического принципа вы можете назвать? Какие написания называют традиционными, фонетическими, дифференцирующими?

9. Когда употребляются прописные буквы?

10. Каковы основные правила переноса слов?

Наши рекомендации