Словообразование существительных

Словообразование существительных

ВАРИАНТ 1

1. В каком ряду все слова однокоренные?

1) Бот, ботик, ботинок, ботиночек;

2) бочок, бочка, бочонок, бочар, обочина;

3) вербочка, верба, вербняк, вербовщица;

4) гусь, гусак, гусыня, гусеница, гусенок.

2. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) Собеседник, отпускник, искренность;

2) подшерсток, побережье, сокурсник;

3) перемирие, соперник, пригород;

4) соучастник, сокурсница, безрассудство.

3. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность?

1) Кровь, кровинка, кровиночка;

2) кастрюля, кастрюлька, кастрюлечка;

3) торопить, торопиться, торопливый, торопливость, неторопливость;

4) крупа, крупяной, крупчатый, крупица.

4. В каком ряду все слова образованы сложением основ и прибавлением суффикса?

1) Черноморец, пароходик, скалолазка;

2) соковыжималка, садоводы, стеклокерамика;

3) звездолетчик, горнолыжница, солнцепек;

4) чаепитие, кофемолка, хлебопашец.

5. Какие словообразовательные пропорции составлены неверно?

1) Амбар : амбарчик = сарай : сарайчик;

2) слон : слониха = трус : трусиха;

3) парашют : парашютист = паспорт : паспортист;

4) гусь : гусята = ботинок : ботинята.

6. В какой строке значение слова истолковано неверно?

1) Тигролов – тот, кто ловит тигров.

2) Черноглазка – та, у которой черные глаза.

3) Радиореклама – реклама, передаваемая по радио.

4) Телебашня – башня с телевизорами.

7. Придумайте сложные слова вместо данных: звонок, арбуз, нос.

8. Выпишите из стихотворения 3–4 непроизводных существительных.

Словообразование существительных - student2.ru В жару растенья никнут,
Бегут от солнца в тень.
Одна лишь чушка-тыква
На солнце целый день.
Лежит рядочком с брюквой,
И кажется – вот-вот
От счастья громко хрюкнет
И хвостиком махнет.

(Сергей Орлов)

9. Известно, что от слова ягодаобразовано словоягодник, от слова вишня – вишенник.

Какие слова со значением «место, где растет...» можно образовать от данных: малина, орех?

Почему? Напишите небольшое сочинение-объяснение.

ВАРИАНТ 2

1. В каких двух рядах все слова однокоренные?

1) Ложь, сложный, сложность, сложение;

2) беда, бедняжка, ябеда, ябедник;

3) выговор, говорун, заговаривание, говорливость;

4) бедность, беднота, бедняга, беднячество.

2. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) Нашейник, подсвечник, подбородок;

2) сдувание, задушевность, обогреватель;

3) загривок, задымленность, запевала;

4) наконечник, опенок, зайчонок, детство.

3. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность?

1) Роза Словообразование существительных - student2.ru розовый Словообразование существительных - student2.ru розовость Словообразование существительных - student2.ru порозоветь;

2) семья Словообразование существительных - student2.ru семейство Словообразование существительных - student2.ru семейственный Словообразование существительных - student2.ru семейственность;

3) роза Словообразование существительных - student2.ru розовый Словообразование существительных - student2.ru розарий;

4) разряд Словообразование существительных - student2.ru разрядник Словообразование существительных - student2.ru разрядница.

4. В каком ряду все существительные образованы только словосложением?

1) Платье-костюм, кофемолка, самолет;

2) землепроходец, бетономешалка, вагон-ресторан;

3) паровоз, плащ-палатка, канатоходец;

4) хлебопродукт, диван-кровать, птицефабрика.

5. Какие словообразовательные пропорции составлены неверно?

1) Выезжать : выезд = выходить : выход;

2) сад : садовник = ель : ельник;

3) верблюд : верблюжонок = собака : собачонок;

4) грести : гребец = петь: певец.

6. Отметьте примеры детского словотворчества.

1) Грушонок – это росток груши.

2) Журчей, потому что он журчит.

3) Гусар – это не тот, кто пасет гусей, а кто служил в царской армии.

4) Варюля – в ней варят суп.

7. Придумайте сложные слова вместо данных: сырость, дыня, калоши.

8. Выпишите из стихотворения В.Ермакова 3–4 непроизводных существительных.

Свежая вырубка, дом лесника.
Низко над домом летят облака.
Ветер лютует... Но в доме тепло.
Листья, как бабочки, бьются в стекло.
В новой кадушке капуста сопит.
Внуки уснули, и дедушка спит.
Спит и спокоен заботливый дед:
Дом он построил на тысячу лет.

9. Дан ряд слов:виноградник, осинник, ежевичник. Можно ли в этот ряд включить словоподсолнечник?Почему? Напишите небольшое сочинение-объяснение.

Ответы

Словообразование существительных

Вариант 1 1 - 1; 2 - 4; 3 - 4; 4 - 4; 5 - 4; 6 - 4; Вариант 2 1 - 3, 4; 2 - 1; 3 - 3; 4 - 4; 5 - 2, 3; 6 - 1, 2, 4.

Наши рекомендации