Словообразование существительных
Словообразование существительных
ВАРИАНТ 1
1. В каком ряду все слова однокоренные?
1) Бот, ботик, ботинок, ботиночек;
2) бочок, бочка, бочонок, бочар, обочина;
3) вербочка, верба, вербняк, вербовщица;
4) гусь, гусак, гусыня, гусеница, гусенок.
2. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?
1) Собеседник, отпускник, искренность;
2) подшерсток, побережье, сокурсник;
3) перемирие, соперник, пригород;
4) соучастник, сокурсница, безрассудство.
3. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность?
1) Кровь, кровинка, кровиночка;
2) кастрюля, кастрюлька, кастрюлечка;
3) торопить, торопиться, торопливый, торопливость, неторопливость;
4) крупа, крупяной, крупчатый, крупица.
4. В каком ряду все слова образованы сложением основ и прибавлением суффикса?
1) Черноморец, пароходик, скалолазка;
2) соковыжималка, садоводы, стеклокерамика;
3) звездолетчик, горнолыжница, солнцепек;
4) чаепитие, кофемолка, хлебопашец.
5. Какие словообразовательные пропорции составлены неверно?
1) Амбар : амбарчик = сарай : сарайчик;
2) слон : слониха = трус : трусиха;
3) парашют : парашютист = паспорт : паспортист;
4) гусь : гусята = ботинок : ботинята.
6. В какой строке значение слова истолковано неверно?
1) Тигролов – тот, кто ловит тигров.
2) Черноглазка – та, у которой черные глаза.
3) Радиореклама – реклама, передаваемая по радио.
4) Телебашня – башня с телевизорами.
7. Придумайте сложные слова вместо данных: звонок, арбуз, нос.
8. Выпишите из стихотворения 3–4 непроизводных существительных.
В жару растенья никнут,
Бегут от солнца в тень.
Одна лишь чушка-тыква
На солнце целый день.
Лежит рядочком с брюквой,
И кажется – вот-вот
От счастья громко хрюкнет
И хвостиком махнет.
(Сергей Орлов)
9. Известно, что от слова ягодаобразовано словоягодник, от слова вишня – вишенник.
Какие слова со значением «место, где растет...» можно образовать от данных: малина, орех?
Почему? Напишите небольшое сочинение-объяснение.
ВАРИАНТ 2
1. В каких двух рядах все слова однокоренные?
1) Ложь, сложный, сложность, сложение;
2) беда, бедняжка, ябеда, ябедник;
3) выговор, говорун, заговаривание, говорливость;
4) бедность, беднота, бедняга, беднячество.
2. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?
1) Нашейник, подсвечник, подбородок;
2) сдувание, задушевность, обогреватель;
3) загривок, задымленность, запевала;
4) наконечник, опенок, зайчонок, детство.
3. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность?
1) Роза розовый розовость порозоветь;
2) семья семейство семейственный семейственность;
3) роза розовый розарий;
4) разряд разрядник разрядница.
4. В каком ряду все существительные образованы только словосложением?
1) Платье-костюм, кофемолка, самолет;
2) землепроходец, бетономешалка, вагон-ресторан;
3) паровоз, плащ-палатка, канатоходец;
4) хлебопродукт, диван-кровать, птицефабрика.
5. Какие словообразовательные пропорции составлены неверно?
1) Выезжать : выезд = выходить : выход;
2) сад : садовник = ель : ельник;
3) верблюд : верблюжонок = собака : собачонок;
4) грести : гребец = петь: певец.
6. Отметьте примеры детского словотворчества.
1) Грушонок – это росток груши.
2) Журчей, потому что он журчит.
3) Гусар – это не тот, кто пасет гусей, а кто служил в царской армии.
4) Варюля – в ней варят суп.
7. Придумайте сложные слова вместо данных: сырость, дыня, калоши.
8. Выпишите из стихотворения В.Ермакова 3–4 непроизводных существительных.
Свежая вырубка, дом лесника.
Низко над домом летят облака.
Ветер лютует... Но в доме тепло.
Листья, как бабочки, бьются в стекло.
В новой кадушке капуста сопит.
Внуки уснули, и дедушка спит.
Спит и спокоен заботливый дед:
Дом он построил на тысячу лет.
9. Дан ряд слов:виноградник, осинник, ежевичник. Можно ли в этот ряд включить словоподсолнечник?Почему? Напишите небольшое сочинение-объяснение.
Ответы
Словообразование существительных
Вариант 1 1 - 1; 2 - 4; 3 - 4; 4 - 4; 5 - 4; 6 - 4; | Вариант 2 1 - 3, 4; 2 - 1; 3 - 3; 4 - 4; 5 - 2, 3; 6 - 1, 2, 4. |