В каком слове выделяются два окончания?

Практическая работа №3. Морфемика и словообразование.

1 вариант.

В какой группе не все слова являются однокоренными?

1) скосить, скашивать, косарь; 2) мост, мощеный, вымащивать;

3) мучной, мучнистый, замучить; 4) лгать, ложь, лживый.

В каком ряду слова являются формами одного и того же слова?

1) писать, пишут, пишу; 2) мысль, замысел, мышление;

3) рисовать, нарисовать, перерисовать; 4) цветок, цветком, цветы.

3. Какое слово состоит из приставки, корня, од­ного суффикса и окончания?

1) доучившись; 2) развенчанный; 3) пожалели; 4) сдельный.

4. В каком ряду строение всех слов соответствует схеме:

корень + суффикс (-ян-) + суффикс (-н-) + окончание (-ый)

1) старинный, магазинный, каменный; 2) картинный, аршинный, машинный;

3) перинный, блинный, витаминный; 4) вершинный, равнинный, серединный.

5. Разбейте слова на группы в зависимости от значения приставки;

приклеить, приподнять, приварить, прикарманить, прищуриться, приберечь, принарядиться, присвоить, привязать.

В каком слове нет приставки над-?

1) надпись; 2) надеяться; 3) надбровье; 4) надкусить.

7. В каком слове нет суффикса -чик-?

1) вагончик; 2) обидчик; 3) чуланчик; 4) одуванчик.

В каком ряду все слова не имеют окончания?

1) досуха, стряпуха, старуха; 2) олово, заново, одинаково;

3) читая, листая, чистая; 4) вглубь, встарь, вновь.

Восстановите слово по описанию морфем.

1. Корень обозначает верхнюю конечность че­ловека.

2. Соединительный гласный.

3. Корень, означающий "создавать, изготовлять что-либо"

4. Суффикс глагола, обозначающий "занимать­ся чем-нибудь, обнаруживать склонность к чему-либо".

5. Суффикс (окончание) инфинитива.

10. От какого слова образовано существительное выход

1) ход; 2) выходить; 3) ходить; 4) выходной.

11. От какого слова образовано слово разобранный?

1) бранный; 2) брать; 3) разобрать; 4) разбирать;

12. Постройте словообразовательную цепочку, оканчивающуюся словом выигрышно.

13.Определите, какое слово пропущено в словооб­разовательной цепи.

Служить — заслужить — …....— заслуженно.

1) служение; 2) заслуженный; 3) служба; 4) заслуга.

14. Разделите слова на три группы по способу сло­вообразования:

Приставочный; 2) суффиксальный; 3) приставочно-суффиксальный; 4) бессуффиксный.

Побережье, антивирус, взлет, неорганический, со­единение, приглушенно, сушь, беспомощный, по-старо­му, покос, демобилизовать, выкатывать.

В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?

1) разворот, синь, голос ; 2) выбор, тишь, кросс; 3) отдел, побег, отсев; 4) глушь, закат, плакат.

В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее (слово с омонимичным корнем).

1) любить, любой, любовь, любитель; 2) духовный, духовность, духи;

3) долина, доля, обездолить, бездольный; 4) долгий, долго, долгота, долг;

5) плен, пленник, пленарный, пленить; 6) липа, липкий, липняк, липовый;

7) клад, кладоискатель, укладка; 8) город, городской, горожанин, загородка;

9) бурить, бурильщик, буря; 10) воротник, воротить, возврат.

17. Разбейте слова на группы в зависимости от значения суффикса -к-:

1) предмет для осуществления действия; 2) уменьшительно-ласкательное значение;

3) частица однородной массы; 4) вещество, возникшее в результате действия.

Очистки, приманка, терка, идейка, ма­линка, чешуйка, объедки, свадебка, паутинка, за­движка, выжимки.

В каком ряду все слова однокоренные?

1) дрожать, продрогнуть, вздрагивать; 2) кусать, закуска, вкусный;

3) воспитать, питание, подписка; 4) утроить, третий, трефовый.

19. В каком ряду во всех словах выделяется окон­чание?;

1) прямиком, берегом, творогом; 2) одно, полотно, шестеро;

3) издавна, чиста, комната; 4) четыре, поверье, вскоре.

20. В каком ряду все слова не имеют окончания?

1) крюк, номер, насквозь; 2) мышь, здесь, четверо; 3) издавна, заново, лишь; 4) напрокат, самокат, вдоволь

В каком слове выделяются два окончания?

1) синеглазый; 2) кто-либо; 3) шестьдесят; 4) кафе-бар.

22. В каком ряду во всех словах выделенные мор­фемы являются формообра­зующими?

1) наи-меньший, под-бежать, по-больше; 2) собра-л-а, велич-айш-ий, наи-худший;

3) бережн-ее, чита-л-а, издавн-а 4) пере-пилить, ши-л-и, весел-ей,

23. В каком ряду во всех словах выделенные суф­фиксы являются словообразовательными?

1) чита-л-и, жи-л-ой, мерз-л-ый; 2) хитр-и-ть, бег-и, дружеск-и;

3) грузин-к-а, молоч-к-о, плав-к-и; 4) быстр-ей, сильн-ей, грамот-ей.

24. В каком ряду во всех словах выделяется приставка над-?

1) надеть, надежный, надпись; 2) надкостница, надтреснутый, надднепровский;

3) надежный, надбровье, надкусить; 4) надвинуть, надрезать, надводный.

25. В каком ряду во всех словах выделяется при­ставка П0Д-?

1) подворотня, подкрылок, неподражаемый; 2) подреберье, подробный, неподкупный;

3) неподсудный, подлесок, подарок; 4) неподвластный, подследственный, наподдать.

26. В каком ряду во всех словах выделяется окон­чание -ите?

1) тратите, поднесите, толкните; 2) хотите, красите, согните;

3) стоите, караулите, позволите; 4) берегите, подчеркните, соберите.

27. В каком слове есть суффикс -чик-?

1) пончик; 2) зайчик; 3) ключик; 4) грузчик.

28. Какое слово пропущено в словообразователь­ной цепочке?

1) тесный - теснить — притеснить —......... - при­теснительница;

2) шнур - шнуровать— зашнуровать—.........- зашнуровывание;

3) страховать – перестраховать -............. - перестраховочный.

29. Объедините слова в словообразовательные це­почки.

Печаль, запеть, опечалиться, отпечаток, про­печь, отпечатать, печалить, печать, петь, пропекать­ся, запевала, опечалить, печь, печатать, запевать, пропекать.

30. Определите способ словообразования: безделье, веселье, богомолье.

Наши рекомендации