В каком слове выделяются два окончания?
Практическая работа №3. Морфемика и словообразование.
1 вариант.
В какой группе не все слова являются однокоренными?
1) скосить, скашивать, косарь; 2) мост, мощеный, вымащивать;
3) мучной, мучнистый, замучить; 4) лгать, ложь, лживый.
В каком ряду слова являются формами одного и того же слова?
1) писать, пишут, пишу; 2) мысль, замысел, мышление;
3) рисовать, нарисовать, перерисовать; 4) цветок, цветком, цветы.
3. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) доучившись; 2) развенчанный; 3) пожалели; 4) сдельный.
4. В каком ряду строение всех слов соответствует схеме:
корень + суффикс (-ян-) + суффикс (-н-) + окончание (-ый)
1) старинный, магазинный, каменный; 2) картинный, аршинный, машинный;
3) перинный, блинный, витаминный; 4) вершинный, равнинный, серединный.
5. Разбейте слова на группы в зависимости от значения приставки;
приклеить, приподнять, приварить, прикарманить, прищуриться, приберечь, принарядиться, присвоить, привязать.
В каком слове нет приставки над-?
1) надпись; 2) надеяться; 3) надбровье; 4) надкусить.
7. В каком слове нет суффикса -чик-?
1) вагончик; 2) обидчик; 3) чуланчик; 4) одуванчик.
В каком ряду все слова не имеют окончания?
1) досуха, стряпуха, старуха; 2) олово, заново, одинаково;
3) читая, листая, чистая; 4) вглубь, встарь, вновь.
Восстановите слово по описанию морфем.
1. Корень обозначает верхнюю конечность человека.
2. Соединительный гласный.
3. Корень, означающий "создавать, изготовлять что-либо"
4. Суффикс глагола, обозначающий "заниматься чем-нибудь, обнаруживать склонность к чему-либо".
5. Суффикс (окончание) инфинитива.
10. От какого слова образовано существительное выход
1) ход; 2) выходить; 3) ходить; 4) выходной.
11. От какого слова образовано слово разобранный?
1) бранный; 2) брать; 3) разобрать; 4) разбирать;
12. Постройте словообразовательную цепочку, оканчивающуюся словом выигрышно.
13.Определите, какое слово пропущено в словообразовательной цепи.
Служить — заслужить — …....— заслуженно.
1) служение; 2) заслуженный; 3) служба; 4) заслуга.
14. Разделите слова на три группы по способу словообразования:
Приставочный; 2) суффиксальный; 3) приставочно-суффиксальный; 4) бессуффиксный.
Побережье, антивирус, взлет, неорганический, соединение, приглушенно, сушь, беспомощный, по-старому, покос, демобилизовать, выкатывать.
В каком ряду все слова образованы бессуффиксным способом?
1) разворот, синь, голос ; 2) выбор, тишь, кросс; 3) отдел, побег, отсев; 4) глушь, закат, плакат.
В каждом ряду однокоренных слов найдите лишнее (слово с омонимичным корнем).
1) любить, любой, любовь, любитель; 2) духовный, духовность, духи;
3) долина, доля, обездолить, бездольный; 4) долгий, долго, долгота, долг;
5) плен, пленник, пленарный, пленить; 6) липа, липкий, липняк, липовый;
7) клад, кладоискатель, укладка; 8) город, городской, горожанин, загородка;
9) бурить, бурильщик, буря; 10) воротник, воротить, возврат.
17. Разбейте слова на группы в зависимости от значения суффикса -к-:
1) предмет для осуществления действия; 2) уменьшительно-ласкательное значение;
3) частица однородной массы; 4) вещество, возникшее в результате действия.
Очистки, приманка, терка, идейка, малинка, чешуйка, объедки, свадебка, паутинка, задвижка, выжимки.
В каком ряду все слова однокоренные?
1) дрожать, продрогнуть, вздрагивать; 2) кусать, закуска, вкусный;
3) воспитать, питание, подписка; 4) утроить, третий, трефовый.
19. В каком ряду во всех словах выделяется окончание?;
1) прямиком, берегом, творогом; 2) одно, полотно, шестеро;
3) издавна, чиста, комната; 4) четыре, поверье, вскоре.
20. В каком ряду все слова не имеют окончания?
1) крюк, номер, насквозь; 2) мышь, здесь, четверо; 3) издавна, заново, лишь; 4) напрокат, самокат, вдоволь
В каком слове выделяются два окончания?
1) синеглазый; 2) кто-либо; 3) шестьдесят; 4) кафе-бар.
22. В каком ряду во всех словах выделенные морфемы являются формообразующими?
1) наи-меньший, под-бежать, по-больше; 2) собра-л-а, велич-айш-ий, наи-худший;
3) бережн-ее, чита-л-а, издавн-а 4) пере-пилить, ши-л-и, весел-ей,
23. В каком ряду во всех словах выделенные суффиксы являются словообразовательными?
1) чита-л-и, жи-л-ой, мерз-л-ый; 2) хитр-и-ть, бег-и, дружеск-и;
3) грузин-к-а, молоч-к-о, плав-к-и; 4) быстр-ей, сильн-ей, грамот-ей.
24. В каком ряду во всех словах выделяется приставка над-?
1) надеть, надежный, надпись; 2) надкостница, надтреснутый, надднепровский;
3) надежный, надбровье, надкусить; 4) надвинуть, надрезать, надводный.
25. В каком ряду во всех словах выделяется приставка П0Д-?
1) подворотня, подкрылок, неподражаемый; 2) подреберье, подробный, неподкупный;
3) неподсудный, подлесок, подарок; 4) неподвластный, подследственный, наподдать.
26. В каком ряду во всех словах выделяется окончание -ите?
1) тратите, поднесите, толкните; 2) хотите, красите, согните;
3) стоите, караулите, позволите; 4) берегите, подчеркните, соберите.
27. В каком слове есть суффикс -чик-?
1) пончик; 2) зайчик; 3) ключик; 4) грузчик.
28. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?
1) тесный - теснить — притеснить —......... - притеснительница;
2) шнур - шнуровать— зашнуровать—.........- зашнуровывание;
3) страховать – перестраховать -............. - перестраховочный.
29. Объедините слова в словообразовательные цепочки.
Печаль, запеть, опечалиться, отпечаток, пропечь, отпечатать, печалить, печать, петь, пропекаться, запевала, опечалить, печь, печатать, запевать, пропекать.
30. Определите способ словообразования: безделье, веселье, богомолье.