Основы в аспекте морфемного анализа
Критерии выделения | Типы основ | Примеры |
1.По признаку членимости | 1. Нечленимые 2. Членимые. | 1. Дом 2. Домовой |
2.По структурному выражению | 1. Непрерывистые 2. Прерывистые | 1. Ката-ть 2. Ката-ть-ся |
3. По характеру значения | 1.С неразложимым, нечленимым значением 2.С разложимым, членимым значением | 1. Город 2. Пригород |
4. По характеру выражаемых значений | 1. Основа слова 2. Основа словоформы | 1. Писа-вший 2. Писавш-ий |
5. По количеству корней | 1.Простые 2.Сложные | 1. Атом 2. Атомоход |
ОСНОВЫ В АСПЕКТЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА
1. По признаку последовательности в словообразовательной цепи | 1. Мотивирующая (I) (производящая) 2. Мотивированная (II) (производная) | 1. Май 2. Майский |
2. По наличию/ отсутствию мотивирующих | 1. Мотивированная (производная) 2. Немотивированная (непроизводная) | 1. Морозный 2. Мороз |
3. По структуре мотивирующих единиц | 1. Мотивирующая (производящая) основа 2.Мотивирующее (производящее) слово 3. Мотивирующая (производящая) база | 1.Сел-оà сель-ский 2. Яркийà неяркий 3. Мяс-о + руби-тьà мясорубка |
Название дисциплины: современный русский литературный язык
(морфемика, словообразование)
Вид: итоговый контроль
Время проведения: 1 час 20 мин.
Тестовые задания
Задание 1. Найдите мотивирующую (производящую) основу и выделите форманты в словах продумать, пилотаж, оздоровить, бездарный.
Задание 2.Могут ли совпадать основы формообразующие и словообразующие? Обоснуйте свой ответ.
Задание 3 .Укажите основы а) полные, б) усеченные, в) наращенные в словах сахарница, испанец, упорство, кофейник, синь, защитник.
Задание 4. Какие слова образованы неаффиксальными способами?
1.Дворник (стеклоочиститель); 2.Правописание; 3. Гостиная; 4.Постоянный; 5. В течение (дня); 6.Белизна; 7.Пробег; 8.Кулак (зажиточный); 9. Космонавт; 10. Четыреста.
Задание 5. Определите характер основы и количество морфем в указанных словах (в соответствии с членением слова в современном русском языке).
Ответы.
1- нечленимая основа,
2- членимая основа.
Цифровой код ответа составляется из цифры ответа на вопрос о характере основы и цифры, обозначающей количество морфем в слове. Например, цифровой код при анализе слова обуть- 23, а слова народ - 11, так как первое слово имеет членимую основу (ответ 2) и три морфемы : об-у-ть, а второе слово, а в современном русском языке имеет непроизводную основу (ответ 1) и состоит из 2 морфем – корня и нулевого окончания.
Текст. 1. Конспектирование. 2. Страница. 3. Песок. 4. Спичка. 5. Свечка. 6.Безрадостный. 7.Сыгранность. 8. Сентиментальность. 9. Преддверие.
10. Рубль. 11. Обижать. 12.Холодный. 13.Умнеть.14.Праязык.
15. Футболист. 16.Внеслужебный. 17. Медвежонок. 18. Ворон.
Задание 6.Определите, какие приставки входят в состав данных слов.
Ответы. 1- на-, 2- над-(надо-), 3- по-, 4- под- (подо-), 5- не-, 6- недо-,
7- не- и до-, 8 –слово не имеет приставки.
Текст. 1. Надежда. 2. Надрезать. 3. Надымить.4. Поделки. 5. Подвижничество. 6.Подбородок. 7. Подарок. 8.Недомолвка. 9.Незнакомец.10. Нежность. 11. Недоверчивый. 12. Нельзя.
Тест 7.
Каким способом образованы следующие слова:
1) усилитель 2) предрассветный
3) алогичный 4) по-новому
5) обанкротиться 6) перезимовать
7) колоситься 8) свежо ( на улице)
9) навсегда 10) безбородый
11) беспорядок 12) упрямиться
13) съехаться 14) купаться
Ответы: А - префиксальный
Б - суффиксальный
В – префиксально-суффиксальный
Г - постфиксальный
Д – префиксально-постфиксальный
Е – суффиксально-постфиксальный
Ж – префиксально-суффиксально-постфиксальный
Тест 8.
Каким способом образованы сложные слова?
Ответы: А- сложение
Б – сложно-суффиксальный
В – сложение + нулевая суффиксация
Г - аббревиация
Д – сращение (лексико-синтаксический способ)
Текст. 1. Лесопарк. 2.Многоцветный. 3. Малоизученный. 4.Стенгазета. 5.Широкоплечий. 6. Всепоглощающий. 7. РОНО. 8. Плодово-ягодный.
ОТВЕТЫ
Тест 1. ПРО- ; АЖ-; О- + -И- ; БЕЗ- + -Н-.
Тест 2. Да, если нет формообразующих суффиксов.
Тест 3. а) сахарница; синь
б) испанец; упорство, защитник
в) кофейник;
Тест 4 .1, 3, 5, 8.
Тест 5. 1. 25. 2. 12. 3.12. 4.12. 5.23. 6.25. 7.25. 8.23. 9. 24. 10. 12. 11. 23.
12.23. 13.24. 14.23. 15. 23. 16. 24. 17.23. 18.12.
Тест 6. 1.-8. 2 –2. 3-1. 4-3. 5-8. 6-4. 7-3. 8-6. 9-5. 10-8. 11-7. 12-8.
Тест 7.
1-Б; 2- В; 3- А; 4-В; 5-Ж; 6-А; 7- Е; 8-Б; 9-А; 10- В; 11-А; 12-Е;13-Д;
14- Г.
Тест 8.
1. А. 2. Б. 3. Д. 4. Г. 5. В. 6. Д. 7. Г. 8.А.
Задания для самостоятельной работы студентов
Морфемика:
Задание №1
1. Расскажите, опираясь на примеры из текста, каковы правила выделения окончаний; какие трудности надо учитывать при выделении окончаний:
А.Ахматова. Эта встреча никем не воспета. И без песен печаль улеглась. Наступило прохладное лето, Словно новая жизнь началась. Сводом каменным кажется небо, Уязвленное желтым огнем, И нужнее насущного хлеба Мне единое слово о нем. Ты, росой окропляющий травы, Вестью душу мою оживи, - Не для страсти, не для забавы, Для великой земной любви 17.06.1916 | А.Ахматова. В последний раз мы встречались тогда На набережной, где всегда встречались. Была в Неве высокая вода, И наводненья в городе боялись. Он говорил о лете и о том, Что быть поэтом женщине – нелепость. Как я запомнила высокий царский дом И Петропавловскую крепость! – Затем, что воздух был совсем не наш, А как подарок божий – так чудесен. И в этот час была мне отдана Последняя из всех безумных песен. Январь 1914 |
Задание № 2
В этих же стихотворениях А.Ахматовой найдите примеры слов, включающих формообразующие суффиксы. Установите в найденных лексемах основу формы и основу слова. В каких случаях основа слова и основа формы совпадают, а в каких – различаются набором морфем?
Задание № 3
Приведите из данных выше текстов примеры разных типов основ слова:
1)простой/сложной; 2)компактной/прерывистой; 3)членимой/нечленимой.
Задание № 4
Какие корневые морфемы называются свободными, а какие – связанными? Приведите примеры таких корней из анализируемых стихотворений А.Ахматовой.
Задание № 5
Разграничьте в предложенных ниже примерах однокоренные слова и формы одного и того же слова:
знаток, незнайка, дознание, узнающий, поразузнать, познавательный, узнавая, обознаться, знание, узнаваемый, дознаться, узнавал бы, незнание, вызнать, узнавай, узнававший, узнанный, неузнаваемо.
Задание № 6
Разберите по составу следующие слова:
переодеваться, не убавлялся, обувшись, по-рыбачьи, воспоминание, бедственное, двенадцать, кто-нибудь.
Задание № 7
На примере 1-2 слов из задания № 6 покажите различия между морфемным и словообразовательным анализом.
Задание № 8
Произведите морфемный и орфографический анализ слов из школьного учебника. В чем связь между морфемным и орфографическим анализом? Почему орфографический анализ требует, чтобы был установлен морфемный состав слов?
Набирались /сил/, приземляется, приободрить /товарища/, оградительная /решетка/, расположив, поседеть /к старости/, вдали.
Словообразование
Задание № 9
Сгруппировать слова в словообразовательные типы:
дознание, правдоподобие, приподнятость, тщеславие, забег, нарасхват, усердие, заплыв, рисование, непоколебимость, безобразие, увлекательность, раздувание, заезд, обилие, наугад, наповал.
Задание № 10
Расположите слова с учетом последовательности их образования друг от друга:
бронировать, забронироваться, броневик, броня, броневой, бронировка, забронировать, бронирование, бронироваться.
Задание № 11
Найдите в тексте поэтические неологизмы. По образцу каких словообразовательных типов они созданы? Выделите случаи отступления от норм, диктуемых словообразовательным типом:
1). Вся из пластика – даже рубища,
Надоело жить очерково (Ностальгия по настоящему).
2). Толпа поэтессок минорно
Автографы ждет у кулис. (Монолог читателей на Дне поэзии 1999 г.).
3). Пасть по-плисецки на колени,
Когда она в «Анне Карениной»,
Закутана в плиссе, гофре,
В гордынь Кардена и Картье,
В самоубийственном смиренье
Лиловым пеплом на костре
Перед чудищем узкоколейным
О смертном молит колесе (Портрет Плисецкой).
4). Увижу ли, как лес сквозит,
Или осоку с озерцами,
Не созерцанье – сосердцанье
Меня к природе пригвоздит. (Увижу ль).
5). Закарпатский лейтенант,
На плечах твоих погоны,
Точно срезав по наклону,
Свежеспиленно слепят (Стансы).
6). Отшельничаю, берложу, отлеживаюсь в березах,
Лужаечный, можжевельничий,
Отшельничаю…(Возвращение в Сигулду).
Примеры взяты из книги: Вознесенский А. Витражных дел мастер. М.,1976.
Задание № 12
Сгруппируйте слова по способам словообразования:
аэропортный, безбытный, бензовозчик, бесквартирье, выплеск, безальтернативный, дообследование, суперменский, дежурно, снегоступы, широкомасштабно, спецхран, захвал, безрифменный, вещемания, тяж /спортсмен тяжелого веса/, доэнтээровский, позвоночник /о том, кто получал должность по звонку/, домкультуровский, заежка /дом для приезжих/.
Задание № 13
Определите структуру словообразовательного гнезда:
доч-к-а à | дочеч-к-а /черед. к - ч/ дочк-ин | ||
доч-еньк-а | |||
доч-урк-а à | дочуроч-к-а | ||
доч/ер-ин | |||
Дочь à | доч/ер-нин | ||
доч/ер-н-ий | |||
па-дч/ер-иц-а | |||
у-доч/ер-и-ть à | у-дочер-я-ть à у-дочер-ени[j-э] | у-дочерять-ся |
Пример словообразовательного гнезда взят из словаря:
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М.,1991, с. 171.
Задание № 14
Определите основу слова. Если она производная, найдите соответствующую производящую основу (или базу), укажите способ словообразования.
Вариант № 1
Густолиственный, густонаселенный, миролюбивый, мирноживущий, вольномыслящий, быстродействующий, быстроглазый, многолетний, многозначащий, малоразвитый, малоподвижный, многолюдный, концерт-загадка, фильм-опера, филфак, партком, ОТК, ГРЭС, ОРЗ, листопад, рукопись.
Вариант № 2
Раскол, размах, разрыв, потеря, угроза, заезд, удой, вдоволь, вплавь, вскачь, вкривь, зверолов, однолюб, безъязыкий, безногий, звездолетчик , пред ( «председатель» ), фак ( «факультет» ), маг ( «магнитофон» ), расстыковка, прилуниться, преддверие.
Задание № 15
Выясните, какие способы словообразования использует С.Есенин при образовании новых слов. Установите тип неологизмов. По модели каких традиционных лексем созданы новые слова?
1.Повенчаюсь в непогоду с перезвонною волной (По венкам лесной ромашки).
2.По горам зеленым – скаты с гарком гулких дупелей (Я пастух).
3.Глухо баюкают хлюпь камыши (Черная, потом пропахшая выть).
4.В колымаге – колкая засорень (У крыльца).
5.Я усталым таким еще не был./В эту серую морозь и слизь/Мне приснилось рязанское небо/И моя непутевая жизнь (Я усталым таким еще не был).
6.Из кустов косматый ветер взбрысил/И рассыпал звонистую дробь (Лисица).
7.Звенят родные степи молитвословным ковылем (Запели писаные дроги).
8.Там синь и полымя воздушней/И легкодымней пелена (Опять раскинулся узорно).
9.Пляшет, сняв порты, златоколенный дождь (Октоих).
10.И облак желтокрылый прокусит млечный пуп (Октоих).
11.Взбурли всю хлябь и водь (О боже, боже, эта глубь).
12.Я очень люблю родину!/Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь (Исповедь хулигана).
13.Апрельских вечеров мне снится хмарь и сырь (Исповедь хулигана).
14.Не разберешь, где даль, где близь (Метель).
15.Гнев рабов – не кобылий фырк (Пугачев).
16.Ты по-собачьи дьявольски красив,/С такою милою доверчивой приятцей (Собаке Качалова).
Задание № 15
Найдите в отрывках из стихотворений М. Цветаевой слова, образованные путем перехода из одной части речи в другую (т.е. при помощи конверсии). Каковы трудности разграничения этого способа и других?
1. Ни с кем кивком не обменяйся смело,/В себе тоску о прошлом усыпи (Следующей).
2. Воспоминание слишком давит плечи,/Я о земном заплачу и в раю,/Я старых встреч при нашей новой встрече/ Не утаю…(В раю).
3. Навсегда умереть! Для того ли/Мне судьбою дано все понять?
Вечер в детской, где с куклами сяду,/На лугу паутинную нить,/Осужденную душу по взгляду…/Все понять и за всех пережить! (Литературным прокурорам).
4. Для того я (в проявленном сила)/Все родное на суд отдаю,/Чтобы молодость вечно хранила/Беспокойную юность мою (Литературным прокурорам).
5. И как сердце мне испепелил/Этот даром истраченный порох (Вы, идущие мимо).
6. Застынет все, что пело и боролось,/Сияло и рвалось:/И зелень глаз моих, и нежный голос,/И золото волос (Уж сколько их ушло в бездну).
7. Так простояла я – в тумане –/Далекая добру и злу,/Тихонько пальцем барабаня/По чуть звенящему стеклу (Стекло таяло).
8. Как мне памятен просящий и пристальный/Взгляд, приглашающий сесть,/
И улыбка из великого Издали, -/Умирающего светская лесть (Милый друг, ушедший дальше, чем за море).
9. Опять с узелком подойду утром рано/К больничным дверям (Осыпались листья).
10. И было все ему нипочем,/Как снег прошлогодний – летом!/Таким мой предок был скрипачом./Я стала - таким поэтом (Какой-нибудь предок…).
11. И день и ночь, и письменно и устно:/За правду да и нет,/За то, что мне так часто – слишком грустно/И только двадцать лет (Уже сколько их упало).
Задание № 17
Как образованы слова, тождественные по звучанию и написанию:
Вид из окна, вид занятий, совершенный вид.
Добро торжествует. Пришел, ну и добро.
Другая у него на уме думка. Положить думку под щеку.
Выпустить еще одну книжку. Трудовая, сберегательная книжка.
Леса северной части России. Снять леса.
Сучья деревьев гнутся и ломаются в сильную бурю. Он не стал ломаться (и заставлять себя упрашивать).
(См.: Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., 1976.)
Задание № 18
Какими способами могут быть образованы слова с такой основой: приставка – корень – суффикс.