Терминологическая лексика

Освоив материал этой темы Вы узнаете:

§ функции терминов и профессионализмов.

§ к чему приводит чрезмерная насыщенность терминов и профессионализмов в тексте.

§ термины и профессионализмы как средство выразительности.

Вы научитесь:

§ определять функцию использования терминов и профессионализмов как выразительного средства.

§ выявлять ошибки в употреблении профессионализмов и терминов.

§ заменять термины и профессионализмы общеупотребительными выражениями.

План занятия:

1. Функции:

а) дефинитивная и номинативная;

б) как выразительное средство;

2. Чрезмерная насыщенность терминами и профессионализмами

а) затрудняет понимание текста;

б) может стать средством выразительности;

3. Термины и профессионализмы как средство выразительности:

а) описание обстановки;

б) создание «колорита»;

в) создание речевой характеристики лиц определенной профессии;

г) создание комического эффекта.

ТЕОРИЯ

Под термином понимается лексическая единица, представляющая собой обозначение специального понятия из области науки, техники, права, спорта, искусства и т.д. Особенность терминов в том, что они являются или стилистически нейтральными, или книжными; им, как правило, не присущи ни эмоциональная окраска, ни оценочность, ни экспрессивность.

В литературе терминологическая лексика используется давно и прочно закрепилась в советские годы. При использовании заведомо узкоспециализированного термина он объясняется непосредственно в контексте, в скобках или в сносках. Терминологическая лексика нередко используется не только в описательных целях или для речевой характеристики персонажей, но и в юмористических целях.

ЛИТЕРАТУРА

Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка / И.Б. Голуб. – 8-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – Лексика, имеющая ограниченную сферу распространения. Профессиональная лексика – С. 80-82

Упражнение 1

Подберите примеры использования терминологической и профессиональной лексики как средства выразительности в художественных и публицистических текстах. Определите функцию этого использования.

ПОДУМАЙТЕ

Каким образом профессионально-техническая и терминологическая лексика может использоваться как выразительное средство?

Упражнение 2

Найдите в предложениях термины, определите функцию их использования. При необходимости замените общеупотребительным выражением.

1. Открытое более двадцати лет назад явление молекулярной эндохронности – способности природного вещества, названного тиотимолином, растворяться в воде до того, как она к нему добавлена – долгое время не находило объяснения. 2. Резиноподобный пластик дайнакон в зависимости от давления изменяет свое сопротивление. 3. Сейчас многие больницы оказывают ургентную (экстренную) помощь. 4. С балкона хорошо была видна диффузия толпы – белые офицерские мундиры растворялись в серых кепках рабочих. 5. после прочтения этой книги у всех людей происходит смягчение сердца.

Рекомендации в употреблении профессионально-технической и

терминологической лексика:

ü При использовании профессионализмов нужно быть уверенными в их значении и уместности употребления.

ü Избегайте перенасыщенности текста терминами.

ü При намеренном использовании термина в художественной речи в некоторых случаях будет целесообразно взять его в кавычки.

ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ

1. Что такое термины?

2. Что такое профессионализмы?

3. Какие функции терминов и профессионализмов Вы можете назвать?

4. Чем отличается дефинитивная функция от номинативной?

5. К чему приводит чрезмерная насыщенность терминов и профессионализмов в тексте?

6. В каких случаях термины и профессионализмы будут использоваться как средство выразительности?

7. Что нужно учитывать при употреблении терминов и профессионализмов?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Прокомментируйте использование терминологической лексики. Уместно ли употребление выделенных слов?

1. Но ведь это будет производная от нашей жизни, от математически совершенной жизни Единого Государства, а если так, то разве это не будет само по себе, помимо моей воли, поэмой? 2. Теперь уже не встретишь ручки опережения зажигания даже на самых лучших отреставрированных старых самолетах. 3. Но я вновь обращаю твое внимание, что уровень поставленных задач не всегда соответствует объему моей оперативной памяти. 4. Как обычно, не промазал, угодил указательным пальцем точнехонько в нервный узел под ухом стоявшему рядом здоровяку. 5. На лентах сейсмографов стала видна нервная полоса...

►2. Как вы думаете, что иллюстрируют данные примеры?

3. В каком стиле больше всего терминов? Какие функции они выполняют?

Занятие №14

Жаргонная лексика

Освоив материал этой темы, Вы узнаете:

§ чем отличаются жаргон, арго и сленг;

§ функциональные возможности жаргонизмов;

§ как они используется в речи.

Вы научитесь:

§ квалифицировать употребление жаргонной лексики;

§ устранять стилистические ошибки, связанные с употреблением жаргонизмов.

План занятия:

1.Общая характеристика жаргонной лексики.

2.Использование жаргонной лексике в литературном языке.

3.Стилистические ошибки, связанные с употреблением жаргонизмов

ТЕОРИЯ

В отличие от профессиональной лексики жаргонная всегда используется для обозначения понятий, которые в общенародном языке уже имеют наименования. В языке существуют профессиональные жаргоны, которыми пользуются люди, поставленные в особые условия жизни и общения. К таким жаргонам относятся студенческий, ученический, жаргон музыкантов и др.

Экспрессивность жаргонной лексики способствует то­му, что слова из жаргонов переходят в общенародную разговорно-бытовую речь, не связанную строгими литературными нормами.

Причины создания жаргонов и арго:

· Люди хотят общаться друг с другом в присутствии посторонних, оставаясь непонятыми;

· Желание скрыть секрет отношения к действительности, тайну занятия или ремесла;

· Необходимость изолированности от враждебно настроенных сил

· Стремление к речевой выразительности;

· …

Виды жаргонов:

· классово-прослоечные;

· производственные;

· молодежные (производственные, бытовые);

· жаргоны группировок людей по интересам и увлечениям (в частности арго).

Функции жаргонной лексики:

· номинативная;

· мировоззренческая;

· эмоционально-экспрессивная;

· …

Наши рекомендации