Бить тревогу, бить стаканы?
Упражнение 2
Употребите данные сочетания слов в предложениях как свободные сочетания и как фразеологизмы. Укажите признаки, отличающие свободные сочетания слов от устойчивых.
Засучить рукава, гадать на кофейной гуще, прикусить язык, кидать камушки в чей-либо огород, зарасти мхом, закинуть удочку, привести к общему знаменателю, куда глаза глядят, найти общий язык.
Упражнение 3
Пользуясь «Фразеологическим словарем русского языка» под ред. А.И. Молоткова, подберите фразеологизмы, относящиеся к следующим тематическим группам: 1) положительная характеристика человека; 2) отрицательная характеристика человека; 3)отношение к труду; 4) выражение таких эмоций человека, как страх, радость, горе.
Упражнение 4
Сгруппируйте данные фразеологизмы в синонимические ряды. Где возможно, продолжите эти ряды отдельными словами. Чем отличаются фразеологизмы от слов и что у них общего?
Голова на плечах, мальчик для битья, во весь опор, семи пядей во лбу, одним миром мазаны, тертый калач, во весь дух, ни то ни се, ума палата, стреляный воробей, два сапога пара, ни рыба ни мясо, одного поля ягода, ни богу свечка ни черту кочерга, в мгновение ока, котелок варит, прошел огонь и воду, козел отпущения.
Упражнение 5
Найдите фразеологизмы, связанные антонимическими отношениями. Каждый из фразеологизмов замените отдельным словом или свободным словосочетанием.
Распустить язык, надеть личину, пойти в гору, семимильными шагами, кот наплакал, прикусить язык, семи пядей во лбу, черепашьим шагом, олух царя небесного, вагон и маленькая тележка, рукой подать, сбросить маску, катиться под уклон.
Упражнение 6
Найдите фразеологизмы, определите их значение. С помощью «Фразеологического словаря русского языка» под ред. А.И. Молоткова укажите, какие из фразеологизмов однозначны, а какие могут иметь другое, чем в тексте, значение.
1. Я провожу время очень однообразно. Утром дела не делаю, а так из пустого в порожнее переливаю (П.). 2. Вот вам альфа и омега, начало и конец всех дел, имевших цель удовлетворить те или другие общественные обязанности (Усп.). 3. Скажите мне положа руку на сердце всю истинную правду, что это за девушка и как Вы находите ее? (Л.Т.). 4. Однако подруги одна за другой влюблялись на всю катушку, плакали, страдали, несмотря на атомный век, и она втайне им завидовала (Гран.). 5. Выражение его лица вялое, узенькие глазки щурились, он поклевывал носом, будто дремал (Шишк.).
Упражнение 7
Найдите фразеологизмы. Определите, с какими членами предложения они соотносятся. Зависит ли это от лексико-грамматических свойств компонентов фразеологизмов и от количества входящих в них слов?
1. Он работал не покладая рук и … наконец увидел, что сделано уже много, что он почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе за образец (Бун.). 2. Парень был здоровенный, кровь с молоком, но говорил слабым и женственным образом (А.Н.Т.). 3. Авроси-мов в первый миг даже испугался, что ей станет худо, что он со своей торопливостью причинил ей боль, хотя можно ведь было говорить обо всем мягко, а не рубить сплеча. 4. Разрази меня гром, не понимаю я, почему столько обмороженных. Решительно не понимаю (Герм.). 5. Музыкант ищет в этом произведении красот музыкальных, он их находит скорее в избытке, чем в надлежащей пропорции; это - музыкальная демьянова уха (Чайк.). 6. Огаркова обижало, что его товарищи обращают на него мало внимания. Ему хотелось доказать им, что и он не лыком шит и способен на настоящее дело (Каз.). 7. Он трепло. Набрешет с три короба, а на деле ничего и не было (Бык.).
Упражнение 8
Определите значения приводимых фразеологизмов и укажите, какие из них допускают варьирование грамматической формы входящих в них компонентов, а какие - нет.
Имя же им легион, обводить вокруг пальца, яблоко раздора, сломя голову, гусь лапчатый, всеми фибрами души, сонное царство, не лыком шит, посыпать голову пеплом, во всю ивановскую, бить баклуши, до мозга костей, водой не разольешь, как с гуся вода, не на того напал.
Упражнение 9
Найдите фразеологизмы и определите их значения и тип (фразеологические сращения, единства, сочетания).
1. Наш кормщик умный в молчанье правил утлый челн 2. Я во всю жизньникогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота. 3. Довольно тебе бить баклуши. 4. Я из тебя артистку сделаю! 5. Хитрец, а попадается впросак. 6. При крещении … возьмут, разденут да в чем мать родила и окунут. 7. Нет, погоди! Были и получше тебя, да плясали по моей дудочке. 8. Ты пишешь как курица лапой. 9. Во дворе – хоть шаром покати. 10. Ларисин избранник оказался так себе, ни рыба ни мясо - сразу не отгадаешь, что за человек. 11. Демида почему-то молва окрестила человеком гордым и хитрым, из тех, что себе на уме. 12. Чтобы разом сжечь корабли наших взаимных надежд, я собрался с духом и высказал громко свои мысли касательно того, насколько считал брак для себя невозможным.
Упражнение 10
Определите стилистическую окраску данных синонимичных фразеологизмов.
1. Заснуть вечным сном - сыграть в ящик - дать дуба - почить в бозе - отправиться к праотцам - приказать долго жить - ноги протянуть - откинуть копыта.
2. Полон рот - как из рога изобилия - куры не клюют - с три короба - хоть отбавляй — вагон и маленькая тележка - хоть пруд пруди.
Упражнение 11
Определите лексическое значение и стилистическую принадлежность следующих фразеологизмов (книжный, нейтральный, разговорный, просторечный).
Под открытым небом, житейское море, махнуть рукой на кого-либо, с жиру бесится, какого рожна, ахиллесова пята, на широкую ногу, сдержать слово, бразды правления, маменькин сыночек, стереть с лица земли, от всего сердца, золотой телец, руки не доходят, рубить сплеча, крутить носом, манна небесная, лезть на рожон, кровь стынет в жилах, надуть губы, задевать за живое, калиф на час, на злобу дня, рылом не вышел, накладывать на себя руки.
Упражнение 12
Определите, в чем особенности индивидуально-авторского употребления фразеологизмов по сравнению с уже существующими языковыми фразеологизмами (придается авторское значение уже существующему фразеологизму, изменяется форма фразеологизма, порядок компонентов, строится по модели имеющегося устойчивого сочетания слов и т.д.).
I. -- У каждого своя ахиллесова пятка, продолжал князь Андрей. -- С его огромным умом поддаваться этой мелочности (Л.Т.). 2. Прекрасная ночь. На небе ни облачка, а луна светит во всю ивановскую (Ч.). 3. Известно, что сказал бы по этому поводу мой затаившийся где-то выкормыш, мой заклятый дружок, мой закадычный враг, к которому у меня уже нет личного ожесточения, а есть только стойкое неприятие (Крон). 4. Не бабье лето - мужиковская весна (Возн.). 5. Не до муз этим летом кромешным, в доме смерти одна за другой (Возн.). 6. Да ты, брат, болен в дым! У тебя лихорадка. 7. «А что такое умер?» — спросил я. Он улыбнулся, решив, что я его разыгрываю: «Кто ж не знает, всякому понятно: сыграл в ящичек». 8. В кабинете было накурено, хоть шапку вешай (Белов).
Упражнение 13
Укажите, что является источником выразительности в следующих заголовках журнальных и газетных статей.
1. «Писк моды». 2. «Вавилонская пашня». 3. «Коза отпущения». 4. «Рыцарь печального обряда». 5. «Аппетит уходит во время еды». 6. «Сам министр ногу сломит». 7. «Семь лет один ответ». 8. «Непонятая целина». 9. «Запретный плод дорог». 10. «Все свалки в гости будут к нам». 11. «Рок изобилия».
Упражнение 14
Укажите, к каким сферам профессиональной деятельности первоначально относились данные фразеологизмы.
Играть первую скрипку, сесть на мель, ни сучка ни задоринки, отложить в долгий ящик, холостой выстрел, дать задний ход, брать на буксир, сойти со сцены, положить под сукно, пускать пары, загнать в тупик, чернильная душа, вывести на свежую воду, попасть в тон, клюнуть на крючок.
Упражнение 15
Пользуясь «Фразеологическим словарем русского языка» под ред. А.И. Молоткова, определите происхождение фразеологизмов (исконно русские: восходят к профессиональной речи, устному народному творчеству, жаргонам, произведениям литературы; заимствованные: из библейских текстов, из античной мифологии, фразеологические кальки).
Лезть на рожон, выносить сор из избы, попасть в переплет, земля обетованная, пиковое положение, на нет и суда нет, клеймить позором, из рога изобилия, синий чулок, глас вопиющего в пустыне, несолоно хлебавши, тянуть канитель, задавать тон, второе пришествие, танталовы муки, снять стружку, дамоклов меч, мертвые души, в поте лица своего, за тридевять земель, зажать в тиски, змея подколодная, подкрутить гайки, сказка про белого бычка, живой труп, краеугольный камень, нечем крыть, ахиллесова пята, административный восторг, мертвая хватка, хлеб насущный, сизифов труд, темное царство, аппетит приходит во время еды.
Упражнение 16
О какой особенности детского восприятия несвободных сочетаний слов говорят примеры, приведенные в книге К.И. Чуковского «От двух до пяти»?
1.— У меня сегодня голова трещит ужасно!
— Почему же не слышно треска?
2. Мама! Ты говорила, что дядя сидит у тети Анюты на шее, а он все время сидит на стуле.
3. Я в школу не пойду, там на экзамене ребят режут.
4. Про какого-то доктора большие говорили, что денег у него куры не клюют. Когда Митю привели к этому доктору, он, конечно, сейчас же спросил: — А где у тебя куры?
5. — Что же это твоя Иришка с петухами ложится?
— Она с петухами не ложится - они клюются; она одна в кроватку ложится.
Упражнение 17
Составьте предложения с оборотами рукой подать, вывести на свежую воду, в которых они выступали бы как фразеологизмы.
Упражнение 18
Из «Фразеологического словаря русского языка» под ред. А.И. Молоткова выпишите 10 фразеологических оборотов и укажите их тип по степени семантической слитности компонентов (сращение, единство, сочетание).
Упражнение 19
Прочитайте материал Ю. Долина «Библейские фразеологизмы» (см. Приложение 32).
Ответьте на следующие вопросы:
- Почему в последнее десятилетие стала выделяться библейская фразеология?
- Назовите библейские фразеологизмы.
- Где их можно использовать?
Контрольные задания
Задание 1