Рекомендации. Что необходимо учитывать при выборе языковых средств?
Практическая стилистика
Освоив материал этой темы, Вы узнаете:
§ что такое практическая стилистика;
§ предмет и задачи практической стилистики;
§ тенденции развития современного русского языка;
§ какие знания нам даст изучение всего курса практической стилистики.
Вы научитесь:
§ разграничивать понятия практической и лексической стилистики;
§ различать разные функциональные стили, жанры, виды устной и письменной речи;
§ выявлять процессы, происходящие в современном русском языке.
План занятия:
1.Понятие стилистики.
2.Предмет и задачи практической стилистики.
3.Процессы, происходящие в русском языке.
4.Результаты освоения всего курса практической стилистики.
ТЕОРИЯ
Появившийся в середине прошлого века термин «стилистика», несмотря на длительное время своего существования, не получил, однако, единого толкования. Выделяют три «стилистики»: 1) стилистика языка, изучающая функциональные языковые стили; 2) стилистика речи, анализирующая различия между разными жанрами и общественно обусловленными видами устной и письменной речи; 3) стилистика художественной литературы, рассматривающая все элементы стиля литературного произведения, стиля писателя, стиля литературного направления.
Существует три задачи практической стилистики. При характеристике языковых средств важно помнить о противопоставленности книжной и разговорной речи (разграничивают книжно-письменные стили и устно-разговорные). Оценка экспрессивно-эмоциональной окраски языковых средств важна для наиболее точного их отбора в соответствии с конкретным авторским замыслом. Центральное место уделяется проблемам синонимии, ведь литературный язык представляет собой весьма сложную систему более или менее синонимических средств выражения, так или иначе соотнесенных друг с другом.
При выборе языковых средств необходимо учитывать некоторые современные тенденции развития русского языка. Источниками их выявления служат данные живого, а также анкетного опроса, сопоставление аналогичных явлений у писателей-классиков и у современных писателей.
ЛИТЕРАТУРА
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: Учеб. для вузов по спец. «Журналистика» / Д.Э. Розенталь. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1987. – Введение – С. 7-20
Прокомментируйте задачи практической стилистики:
1. Общие сведения о языковых стилях (противопоставление книжной и разговорной речи, но тесная взаимосвязь);
2. Оценка экспрессивно-эмоциональной окраски средств языка (оценка образных средств языка, тропов);
3. Синонимия языковых средств (нет абсолютных синонимов, лексическая и грамматическая синонимика).
Как Вы думаете, ограничивается ли практическая стилистика этими задачами?
Можете назвать еще какие-нибудь задачи практической стилистики?
Какие функциональные стили русского языка Вы знаете?
Прокомментируйте процессы, происходящие в русском языке. Везде приведите примеры.
1. Наблюдается широкая демократизация русского языка.
2. Происходят заметные сдвиги в соотношении стилей русского литературного языка. перемещаются речевые средства в системе стилей.
3. «Экономия» языковых средств, речевых усилий, времени.
4. «Равнение на большинство» — стремление к единообразию форм.
5. Усиление аналитизма в современном русском литературном языке.
6. Проникновение в письменную речь элементов разных форм существования национального языка.
7. Иноязычное влияние и жаргонизация.
Почему так важно учитывать тенденции развития русского языка при выборе языковых средств?
Результаты освоения курса:
1. Получим представление о предмете практической стилистики, ее основных понятиях, категориях.
Впишите все понятия и категории, которые Вы уяснили.
2. Усвоим особенности стилистической системы языка на всех структурных уровнях: фонетическом, морфологическом, словообразовательном, лексическом, синтаксическом.
3. Выстроим в систему нормы употребления маркированных языковых средств в зависимости от:
· особенностей речевой ситуации;
· адресата и адресанта;
· целей;
· условий и обстоятельств коммуникации.
4. Научимся употреблять в соответствии с нормой:
· вариантные формы, относящиеся к разным стилям;
· параллельные синтаксические конструкции в зависимости от сферы их употребления.
5. Освоим методику отбора контекстуально оправданных языковых единиц из числа синонимичных в зависимости от ………….
6. Овладеем практическими навыками обнаружения стилистических ошибок и приемами их устранения.
7. Научимся обосновывать сделанные в тексте изменения.
8. Сумеем анализировать тексты различной функционально-стилевой ориентации с целью выявления используемых стилистических средств на всех уровнях……………..
9. Начнем формировать профессиональные качества по стилистической правке рукописей с учетом наиболее целесообразного употребления речевых средств в текстах различной жанровой и функционально-стилевой принадлежности.
Рекомендации. Что необходимо учитывать при выборе языковых средств?
ü современные тенденции развития русского языка;
ü противопоставленность книжной и разговорной речи;
ü оценку экспрессивно-эмоциональной окраски языковых средств;
ü …….
ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ
1. Что такое практическая стилистика?
2. Какие функциональные стили Вы знаете?
3. Какие задачи практической стилистики Вы знаете?
4. Что такое аналитизм?
5. Какие современные тенденции развития русского языка Вы можете назвать?
6. Что такое жаргонизация?
7. Что такое маркированные языковые средства?
8. Что необходимо учитывать при выборе языковых средств?
ПОДУМАЙТЕ
1.Что связывает книжную и разговорную речь?
2. Оцените экспрессивные возможности современного русского языка.
Домашнее задание
►1. Как вы думаете, какой из функциональных стилей наиболее широко исследует практическая стилистика? Свой ответ обоснуйте.
2. Какие процессы, происходящие в русском языке, иллюстрирует данный текст?
«До других мне дела нет, – перебил дедушка, и на лице его мелькнула обида, – а я, маюсь не маюсь, до семидесяти лет дожил. Пусть плохо, но все ж лучше, чем в сорок восемь сдохнуть. И всегда знал, что жена верна. И сам не изменял ни разу. Да что мы, Леш, говорим с тобой! Такая жена, сякая – сорок лет прожито, какую Бог послал, такая есть. Я вот на концерты уезжаю, в тот же день думаю, как она там одна, что с ней. В гостиницу приеду, позвоню. Узнаю, что с ней все в порядке, и сплю спокойно» (П. Санаев)
Занятие №2