Дайте характеристику лингвистических словарей
Среди лингвистических словарей в зависимости от способа описания слова, целей и задач описания выделяются словари толковые и аспектные. Толковые словари дают толкование значений слов какого-либо языка формами этого же языка. Основное назначение толкового словаря состоит в том, чтобы истолковать, объяснить значение слова с помощью логического определения, подбора синонимов или указания на грамматическое отношение к другому слову, а также показать с помощью иллюстраций применение слова в речи, дать характеристику стилистической принадлежности слова.
Среди толковых словарей принято выделять словари нормативные и ненормативные. Нормативные толковые словари содержат слова и сведения о них в строгом соответствии с действующими языковыми нормами, их задача состоит в том, чтобы объяснить значения слов и показать правила их использования в речи. Ненормативные толковые словари содержат, наряду с лексикой литературного языка, и диалектную лексику с указанием территории ее распространения, а также лексику, связанную с народными промыслами, ремеслами. Их назначение состоит в том, чтобы описать возможно большее количество слов, входящих в сокровищницу языка.
В зависимости от объема словника, принципов отбора материала и его характеристики выделяют толковые словари большие, или полные, и малые, или краткие. Большие (полные) толковые словари охватывают по возможности всю лексику литературного языка, поэтому их называют также тезаурусами. Малые (краткие) толковые словари толкуют лишь наиболее активные в речи слова, а также некоторые тематические группы словарного состава языка, территориально и социально ограниченную лексику.
Назовите особенности аспектных словарей.
Аспектные словари раскрывают отдельные аспекты слов и характер отношений между ними. Перечислим основные виды аспектных словарей:
– исторические словари – включают сведения, относящиеся к истории слов того или иного языка, которая обычно прослеживается по письменным памятникам; фиксируют лексику различных хронологических срезов;
– этимологические словари – содержат сведения о наиболее древних значениях и их мотивировке, а также о первичных формах слов;
– словообразовательные словари – иллюстрируют словообразовательную структуру наиболее употребительных слов языка;
– грамматические словари – дают представление о грамматических свойствах слова, в том числе о его парадигме, т. е. совокупности всех его форм;
– орфографические словари – фиксируют нормативное написание слов;
– орфоэпические словари – содержат информацию о нормативном произношении и ударении слова;
– синонимические словари (словари синонимов) – характеризуют синонимические ряды при их доминанте и дают иллюстративный материал к ним;
– антонимические словари (словари антонимов) – фиксируют антонимические однокоренные и разнокоренные пары;
– омонимические словари (словари омонимов) – приводят омонимические пары, дают квалификацию омонимов с точки зрения их образования или происхождения;
– словари паронимов – предлагают толкование слов-паронимов, указывают на различия в их сочетаемости, объясняют случаи ошибочного употребления;
– частотные словари – фиксируют частотность употребления слова в тексте;
– фразеологические словари – систематизируют фразеологический фонд того или иного языка;
– ассоциативные словари – строятся на основе изучения связей слов, ассоциаций, существующих между словами в сознании говорящих;
– терминологические словари – классифицируют лексику языка по отраслям знаний.
Назовите основные функции словарей
Основные функции словарей состоят в том, что они позволяют приобщиться к накопленным знаниям (информативная функция), способствуют межъязыковому общению, обучению родному и иностранному языку (коммуникативная функция), дают описание языковых единиц, фиксируют их значения, способствуя нормализации и унификации языка как средства общения (нормативная функция).
Первичная функция словаря заключается в описании значений слов. Словарные описания должны быть ясными и понятными. Обычно сначала толкуются более общеупотребительные значения, а за ними следуют более редкие. Поскольку конкретное значение слова часто зависит от контекста, в некоторых случаях приводятся примеры употребления слов в различных контекстах.
СЕМИНАР 14. ГРАММАТИКА
План семинара
1. Грамматика и ее основные понятия.
2. Морфология как раздел грамматики.
3. Типы морфем.
Литература
а) основная литература
Гируцкий, А. А. Введение в языкознание: учеб. пособие / А. А. Гируцкий. – 2-ое изд., стер. – Мн.: ТетраСистемс, 2003. – 288 с. (С. 89-108).
Маслов, Ю. С. Введение в языкознание: Учеб. для филол. спец. вузов / Ю. С. Маслов. – 3-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1997. – 272 с. (С. 125-155).
Реформатский, А. А. Введение в языковедение / А. А. Реформатский. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 536 с. (С. 244-320).
Степанов, Ю. С. Основы общего языкознания: Учеб. пособие для студентов филол. специальностей пед. ин-тов / Ю. С. Степанов. – 2-ое изд., перераб. – М.: Просвещение, 1975. – 271 с. (С.110-160).
Шайкевич, А. Я. Введение в лингвистику: учеб. пособие / А. Я. Шайкевич. – М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1995. – 304 с. (С. 70-107).
б) дополнительная литература
Плунгян, В. А. Общая морфология: Введение в проблематику: Учеб. пособие / В. А. Плунгян. Изд. 2-е, испр. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 384 с. (с. 12-98).
Соссюр, Ф. де. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр (пер. с франц.). – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. – 432 с.
Словари
Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 576 с.
Марузо Ж. Словарь лингвистических терминов. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 440 с.
Языкознание: Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 685 с.
(см. словарные статьи: «Алломорф», «Аффикс», «Грамматика», «Грамматическая категория», «Грамматическая форма», «Грамматические единицы», «Грамматическое значение», «Граммема», «Морф», «Морфема», «Морфемика», «Морфология», «Морфофонема», «Морфонология», «Флексия»).
Методические указания
Семинар 14 включает проблемы, которые рассматриваются на лекции, посвященной грамматике как разделу грамматики языкознания и морфологии как отдельному разделу грамматики. В ходе подготовки к семинару следует обратить внимание на вопросы, которые определяют основное содержание грамматики и морфологии в частности: основные грамматические понятия (грамматические категории, значения и формы), морфема как единица языка, типы морфем их классификация.
При подготовке к семинару необходимо придерживаться следующих указаний.
Определите термин «грамматика» и назовите ее основные понятия.
Термин «грамматика»(др. греч. «наука о грамоте», «грамота») многозначен: во-первых, он обозначает науку – раздел языкознания; во-вторых, объект этой науки – объективно существующий в каждом языке грамматический строй.
Грамматический строй понимается, во-первых, как совокупность правил функционирования единиц языка на всех уровнях его структуры; во-вторых, как совокупность правил построения: а) лексических единиц (слов и их форм из морфем); б) связных высказываний и их частей из лексических единиц, отбираемых в процессе речи соответственно выражаемой мысли.
Определим основные понятия этого раздела языкознания.
Грамматическое значение – это значение, выступающее как добавочное к лексическому значению слова и выражающее различные отношения: отношение к другим словам в словосочетании или в предложении, отношение к лицу, совершающему действие, или другим лицам., отношение сообщаемого факта к действительности и времени, отношение говорящего к сообщаемому и т. д..
Обычно слово имеет несколько грамматических значений. Так, слово «страна» имеет значения женского рода, именительного падежа, единственного числа. Слово «написал» имеет грамматические значения прошедшего времени, единственного числа, мужского рода, совершенного вида.
Грамматические значения находят в языке свое выражение – морфологическое или синтаксическое. Морфологический способ выражения грамматического значения осуществляется благодаря форме слова, особенностям его построения, его отдельным частям, например, окончаниям. Синтаксический способ выражения грамматического значения включает в себя порядок слов в предложении, интонацию, служебные слова, обслуживающие все предложение или словосочетание.
Своеобразие грамматических значений состоит в том, что они в отличие от лексических значений не называются в речи прямо, а выражаются попутно; они как бы сопутствуют лексическим значениям. Однако, в создании целостного высказывания грамматические значения играют не меньшую роль, чем лексические значения отдельных слов, например, ср.: Подарок жены - подарок жене / Достань палку - достань палкой / Вперед !- Вперед?
Из приведенных пар примеров видно, что грамматические значения выявляются в противопоставлениях. Грамматические оппозиции образуют системы, называемые грамматическими категориями.
Грамматическая категория– это система (упорядоченная совокупность) противопоставленных друг другу грамматических значений, выраженных теми или иными формальными показателями.
Так, например, значения отдельных падежей объединяются в категорию «падежа», значения отдельных форм времени объединяются в категорию «времени». Можно сказать, что грамматическая категория относится к грамматическому значению как общее к частному. Грамматические категории подразделяются на несколько видов по:
1) количеству противопоставленных членов (или граммем);
а) грамматические категории двучленные: число в русском языке: единственное – множественное; глагольный вид: совершенный – несовершенный;
б) грамматические категории трехчленные: глагольное наклонение в русском языке: изъявительное, повелительное, сослагательное; грамматический род: мужской – женский – средний;
в) грамматические категории многочленные: падеж в русском языке: именительный – родительный – дательный – винительный – творительный – предложный.