Лексические особенности публицистического стиля
Публицистический стиль охватывает проблемы общественно-политических вопросов современности, а также вопросы текущей жизни общества.
Публицистический текствыполняет информативную и социально-оценочную функции. Такой текст обусловливает особый подход журналиста к предмету речи: в предмете вскрывается его социальная значимость, полезность для общества. Главная мысль должна быть компактной и отражающей предмет речи однопланово. Необходимость убеждения в правильности оценки, влияния через убеждение на поведение читателя, зрителя, слушателя приводит к тому, что публицистический текст должен быть эмоционально окрашенным, воздействующим на чувства читателя, слушателя, зрителя. Именно поэтому большое внимание в таких текстах должно быть уделено публицистической лексике(как одному из уровней публицистического стиля).
Рассмотрим особенности публицистического стиля на основе исследования особенностей языка и стиля газетной статьи. Эти особенности определяются спецификой и назначением, к которым относятся так называемые экстралингвистические, внеязыковые факторы, обусловливающие состав речевых средств, диапазон их использования, характер употребления и тем самым формируют стиль жанра.
Для газетной статьи такими экстралингвистическими факторами, существенно влияющими на язык и стиль жанра, являются актуальность и публицистичность.
С точки зрения содержания это выражается в постановке актуальных, интересующих широкие массы вопросов, в новизне и остроте разработки темы.
«Передовая статья – есть ли это публицистическое произведение? – писал Михаил Кольцов. – Во многих случаях – да, это публицистика. Но среди передовых можно различать заурядные, серые статейки и наряду с этим статьи, которые поднимаются до уровня публицистических произведений. Передовая статья, которая только пересказывает, излагает своими словами те или иные уже известные факты, решения, телеграммы, - она может быть хороша, полезна, но её нельзя ещё назвать в полном смысле публицистической статьей. Лишь статья, которая по-новому преподносит факты, по-новому их суммирует и освещает, есть подлинная публицистика».
Известную стилеобразующую роль играет и фактор информационности, присутствующий в каждой газетной статье. Любые общие положения, призывы необходимо подкреплять фактами, аргументами, примерами, цифрами. И пусть в композиции статьи они занимают скромное место, но влияние их на стиль жанра несомненно.
Отмеченные экстралингвистические факторы передовой статьи обусловливают и общую функцию её языка.
Лексика современных газетных статей разнообразна, так как широк круг актуальных тем, получающих отражение в них. Достаточно яркое представление об этом дают заголовки «Московского комсомольца» (например, «Московский комсомолец» от 9-16 декабря 1999 года): «Молодые тигры «Отечества» вышли на финишную прямую», «В Кремле даже у ёлки будет двойник», «Кто заблокирует Россию?», «Командировка на войну», «В чём смертям назло» и т.д.
Разнообразие тем, охватывающих практически все области политики, производства, общественной жизни, идеологии, культуры, вызывает известную лексическую пестроту, введенную в строгие рамки жанра. В газете представлена лексика официально-делового, научного стиля, что свидетельствует о взаимодействии газетного языка с этими стилями, о высокой проницаемости его. Данный стиль, как никакой другой, не является строго замкнутой системой, в нем часто встречаются иностилевые вкрапления.
Состав газетно-публицистической лексики неоднороден. Так, выделяется большой пласт общественно-политической лексики (например, благосостояние, демократия, компромисс, гражданственность, внешнеполитический и т.д.).
В текстах данного стиля часто используются слова с отвлеченным значением, нередко выражающие те или иные оценки (например, всепобеждающий, эволюция, жизнеутверждающий, малодушие, деградация, человеконенавистничество и т.д.).
В газетно-публицистическом стиле нередкими являются слова разговорные, оживляющие тексты разных жанров (например, интервью «Кто слезам не верит» Е. Скворцовой – Ардабацкой (см. хрестоматию), корреспонденция «Ученье и труд «Синим по белому» Е. Андреевой (см. хрестоматию), включая и статьи газет и журналов (например, статья «Нация и «кайф» Н. Амановой, Д. Макарова).
Твердо укрепились в газетных текстах такие слова, как: причитающегося нам, не соответствует действительности, порочит достоинство, на основании изложенного, в соответствии со статьей, договорные отношения, возникла необходимость, для качественного выполнения, согласовать вопрос, зона диффузионного слоя, чувствительная поверхность полупроводникового детектора и т.д.
На современном этапе рыночной экономики в статьях укореняется и специальная лексика, а также заимствованная из других языков и из различных областей науки, техники, искусства, спорта и т.д. Это слова – типа аквизиция, аккомодация, аллеопатия, альтернатива, апперцепция, арбитраж, бартер, брифинг, брокер, декларация, деструкция, имидж, инвестор, конгломерат, консенсус, консорциум, маркетинг, менеджер, менталитет и т.д.
В газетных текстах сегодняшнего дня используется нейтральная, книжная, специальная, заимствованная, разговорная и просторечная лексика.
Таким образом, стилистический анализ позволяет увидеть будущему журналисту возможность использования в тексте большого разнообразия материала, что помогает придать публицистическому тексту не только глубину и точность, но и эмоциональность, оценочность, благодаря чему и привлекается внимание читателя, зрителя, слушателя.
Подводя итог, следует особое внимание обратить на то, что журналист должен уметь читать, понимать текст и анализировать особенности, достоинства и недостатки его формы. Это необходимо прежде всего для совершенствования журналистом собственного мастерства.