Введение. Общие сведения о русском языке
Пояснительная записка
В разделе «Современный русский язык: Введение. Лексика. Фразеология. Лексикография», согласно Государственному образовательному стандарту должны изучаться следующие темы:
Современный русский (и родной) язык.Современный русский литературный язык. Функции и тенденции его развития. Языковые и речевые нормы. Нормативные словари.
Слово как основная лексическая единица. Русская лексика с точки зрения происхождения, употребления, выражения смысловых и стилистических значений. Полисемия, синонимия, омонимия, антонимия, паронимия как языковые и стилистические явления. Стилистическая дифференциация и экспрессивные возможности лексики.
Исконно русские слова. Необщенародная лексика: терминология, жаргонизмы, диалектизмы. Устаревшая и новая лексика.
Функции и типология фразеологических конструкций.
Цели и задачи курса «Современный русский язык: Введение. Лексика. Фразеология. Лексикография»
В результате изучения дисциплины студент должен:
- иметь представление о происхождении и функционировании системы современного русского языка, о ряде её уровнях, о лексических, фразеологических единицах и связях, возникающих между ними;
- знать место современного русского языка в современном мире, лексическую систему современного русского языка с точки зрения кодифицированности речи и в культурно-речевом аспекте;
- уметь пользоваться словарями русского языка, справочными и нормативными изданиями;
- иметь навыки анализа лексических, фразеологических единиц в контексте.
Место дисциплины в учебном процессе
Дисциплина относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ) и федеральномукомпоненту ООП.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Стилистика и литературное редактирование», «Культура и техника речи».
Организационно-методические данные дисциплины
Вид работы | Трудоемкость, ч. |
Общая трудоемкость | |
Аудиторная работа | |
Лекции (Л) Практические занятия (ПЗ) | |
Самостоятельная работа | |
Плановая Домашняя | |
Вид итогового контроля | Экзамен |
Содержание дисциплины и виды занятий
№ | Наименование разделов | Количество часов | ||
раздела | и их содержание | Всего | Аудиторная работа | |
Л | ПЗ | |||
Разделы дисциплины, изучаемые в I семестре: | ||||
1. | Введение. Общие сведения о русском языке 1. Понятие о современном русском литературном языке. 2. Место русского языка среди других языков мира. 3. Основные функции русского языка в современном мире. 4. Русский язык как предмет изучения. 5. 2007 год – Год русского языка. 6. Значение курса современного русского языка в образовании журналиста. | |||
2. | Лексика русского языка 1. Введение в лексику русского языка. Понятие о лексике и лексической системе. 2. Семасиологическая характеристика современной лексической системы: - лексическое значение слова; основные его типы; - многозначность слова; - лексические омонимы, их типы и роль в языке; - лексические синонимы, их типы и роль в языке; - лексические антонимы, их типы и роль в языке. 3. Лексика современного русского языка с точки зрения её происхождения: - формирование словарного состава русского языка; исконная лексика русского языка; - заимствованные слова в русском языке. 4. Лексика современного русского языка с точки зрения её социально-диалектного состава (сфера употребления). 5. Лексика современного русского языка с точки зрения функционально-стилевого расслоения и экспрессивно-стилистической окраски. 6. Лексика современного русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. | |||
Фразеология русского языка 1. Понятие о фразеологии и фразеологическом обороте. 2. Семасиологическая характеристика современного фразеологического состава языка: - понятие о фразеологическом значении; однозначные и многозначные обороты; - типы фразеологических оборотов по мотивированности значения и семантической слитности: - фразеологические сращения; - фразеологические единства; - фразеологические сочетания; - фразеологические выражения. 3. Фразеология современного русского языка с точки зрения функционально-стилистической: - стилевая классификация фразеологизмов и фразеологизированных оборотов, их экспрессивно-стилистические свойства; - разговорные фразеологизмы и фразеологизированные выражения; - книжные фразеологизмы и фразеологизированные выражения. | ||||
4. | Лексикография русского языка 1. Понятие о лексикографии. 2. Основные типы словарей: - энциклопедические; - филологические (лингвистические): - толковые словари («Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля; Академические толковые словари современного русского литературного языка довоенного и послевоенного периодов (под ред. Д.Н Ушакова и А.П. Евгеньевой); Большой академический «Словарь современного русского литературного языка»; Однотомный толковый «Словарь русского языка» проф. СИ. Ожегова; - орфографические, орфоэпические, фразеологические словари русского языка, необходимые для каждодневной работы журналиста; - другие словари русского языка (исторические, этимологические, грамматические словари; словари языка писателей, эпитетов, диалектные (областные), словообразовательные,обратные, частотные; словари сокращений, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, иностранных слов,правильностей). | |||
Итого: |
Введение. Общие сведения о русском языке
План темы
1. Понятие о современном русском литературном языке.
2. Место русского языка среди других языков мира.
3. Основные функции русского языка в современном мире.
4. Русский язык как предмет изучения.
5. 2007 год – Год русского языка.
6. Значение курса современного русского языка в образовании журналиста.
Содержание темы