Понятие праязыка и проблемы его реконструкции в сравнительно историческом языкознании
Праязыком называется язык, из которого произошли все родственные языки. Впервые этот термин вводит Август Шлейхер. Шлейхер вводит такое понятие как родство языков, семья языков, генеалогическое древо языков, праязык. Именно он говорит о реконструкции праязыка. Во времена Шлейхера, некоторые его современники считали, что существовал только один Праязык: легенда о происхождении языков от Вавилонской башни. Сам же он считал, что существовало несколько праязыков, и что все родственные языки относятся к соответствующим им праязыкам.
Языковая реальность подтверждает, что существовало несколько праязыков, хотя существуют гипотезы о том, что праязык был один.
Он представлял язык в виде древа, от которого постепенно отходят разные ветви. Август Шлейхер видел причину сходств различных языков в том, что они восходят к одному и тому же языку источнику. Он был одержим идеей реконструировать (восстановить) этот праязык. Сама эта идея принципиально порочна, т.к единого праязыка не существовало. Он пытался восстановить то, чего не было. Он считал, что он восстановил этот праязык и даже написал на нём басню.
Реконструкция – это гипотетическое (предположительное) восстановление отдельных сторон или форм языка.
Существуют теории, иначе объясняющие причину сходств между языками. Ученик ШлейхераВильгельм Шмидт предлагает свою концепцию – «теорию волн», согласно которой какое-то новообразование в языке, появляется сначала в одном языке, а потом постепенно переходит в другие языки.
Теория Николая Сергеевича Трубецкого – теория языковых союзов (он был членом пражского лингвистического кружка). Он считал, что языки, которые существуют в одном географическом пространстве, которые на протяжении веков контактируют, и вследствие этого они не могут не испытывать взаимного влияния между собой. Они постепенно вырабатывают общие свойства, и отсюда рождаются их сходства.
Балканский языковой союз(Албанский, Греческий, Румынский, Сербский) – он выявил ряд общих черт присущих этим языкам. Наряду с общим лексическим составом, есть такие черты, как постпозитивный артикль, отсутствие инфинитива.
За основную идею происхождения языка, лингвистика берёт теорию Шлейхера.
Реконструкция внутренняя – это когда мы различным памятникам письменности пытаемся воссоздать историю одного языка
Реконструкция внешняя – попытка реконструировать общий праязык.
Датский учёный Хольгер Педерсен выдвигает гипотезу о более отдалённом родстве различных языковых семей, таких как Индоевропейская семья, Семито-хамитская семья и.т.д Все эти семьи образуют огромную сверхсемью: Ностратическую (означает «наш»). Эта идея основана на сходствах в лексических материалах. Ностратическая гипотеза сравнивая языковые семьи использует принципы и методы компаративистики.
Владислав Маркович Иллич-Свитыч для ностратики сделал то, что Яков Грим(основатель нем.
филологии, 1785--1863, ученик Савиньи.)сделал для Индоевропеистики. Обосновал ностратическую теорию родства индоевропейских, картвельских, семито-хамитских (афразийских), дравидийских, уральских и алтайских языков, создав сравнительную фонетику и сравнительный словарь общих корней. Автор фундаментальной работы «Именная акцентуация в балтийском и славянском», этимологических и сравнительно-фонетических исследований по славянским, балтийским языкам, по индоевропеистике, по уральским, алтайским, картвельским, чадским языкам. Составил первый македонско-русский словарь совместно с Д. Толовски.
Идея ностратической гипотезы заключается в том, что если существовало определённое родство между языковыми семьями, то должно существовать сходство между проформами праязыков.
Результаты даваемые ностратикой не верифицируемы.
По данным ностратической теории есть следующие семьи языков:
Индоевропейская семья, семито-хамитская семья, картвельские языки, тюркские языки, дравидийские языки, монгольские, тунгусо-манчжурские, чукото-камчатские, эскимосо-алеутские языки.
Практические потребности новых эпох создавали почву для исследования и регистрации языков (войны, торговля, колонизация). Первая попытка установления групп родственных языков Жозеф Жюст Скалигер 16 век: устанавливает 11 языков-матерей. Готфрид Вильгельм Лейбниц – более широкая классификация, распределил все известные языки на два семейства:
1) Арамейские
2) Яфетические
Большое значение среди предшественников сравнительно-исторического метода имеют труды Михаила Юрьевича Ломоносова «Российская грамматика», «О сродных языках российскому и о нынешних диалектах», где дается точная классификация трех групп славянских языков.
Открытие санскрита дало толчок к не только лексическому, но и историческому сопоставлению. Сравнивая санскрит с существующими языками Джоз сделал выводы: сходство не только в корнях, но и в формах грамматики, не может быть случайным, это есть родство языков, восходящих к общему источнику, который, может быть, уже не существует.
Франц Бопп доказал тезисы Джоза на большом обследованном материале. Александр Востоков впервые указал на необходимость сопоставления данных мертвых языков с фактами живых языков и диалектов.
Шлейхер – жизнь языка ничем не отличается от жизни прочих живы организмов. Теория «родословного древа» - языки восходят к своему первоистоку – праязыку, в котором должна господствовать симметрия, регулярность, должен быть простым. Исследования его учеников доказали несостоятельность этого. «Младограмматики» - ученики Шлехера – отреклись от натуралистической догмы (Пауль, Бругманн и др.) Праязык постепенно делается не искомым, а лишь техническим средством изучения реально существующих языков. Антуан Мейе – два языка называются родственными, когда они оба являются результатом двух различных эволюций одного и того же языка, бывшего в употреблении раньше. Результаты почти 200- летнего исследований языков методом сравнительно-исторического анализа подытоживаются в схеме генеалогической классификации языков.