Как буква «о» корабль с коровой спасла

Корова на корабль взошла –

Корабль перевернулся!

Но буква «О» им помогла

Живыми в порт вернуться.

Со дня несчастного того

Не расстаются с буквой «О»!

4. Пословицы, поговорки.

5. Словарные диктанты, самодиктанты (запись слов на тему « Каникулы» и т.д.).

6. По опорным словам составить рассказ.

IV. Установление зависимости правописания слов от их формы:

(важно у ребят правильно сформировать понятия «однокоренные слова» и «корень слова»; предупредить ложные аналогии, основанные на звуковом сходстве корней:

например: примерять и примирять, с мечом и с мячом.

Родственники

- Вы кто такие?

- Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?

- А я ваша тетя – Гусеница.

Поэтому необходимо большое значение придавать словообразованию.

V. Моделирование содержания:

(представление содержания в обобщенном виде; цель: создание условий для избавления от механического зазубривания правил, формулировок, помочь ученикам усваивать все понятия осмысленно).

А) Опорные схемы – это краткая запись правила. Схемы помогают ученикам строить свои суждения, т.к. они являются опорами мысли.

 

Например: Звук один, а на «письменную» работу за себя посылает две буквы:

как буква «о» корабль с коровой спасла - student2.ru

Б) Алгоритм - совокупность операций, выполняемых по порядку, для решения определенной задачи. Он является опорой рассуждений.

VI. Диагностика сформированности орфографического навыка:

(позволяет учителю организовать целенаправленную индивидуальную работу учеников).

На этом этапе использую: контрольные карточки (дифференцированные, разноуровневые), картинные карточки (в период обучения грамоте), тесты - предметные, интегрированные, сигнальные карточки, программированный опрос).

Все эти средства важны для обучения комментированию, так как принцип

комментируемого управления подчиняется законам мышления (анализ, синтез) и объединяет три этапа действия:

I – мыслю – это прежде, чем написать и объяснить орфограмму, ученик должен проделать мысленно следующие операции:

1. Увидеть и определить вид орфограммы.

2. В зависимости от вида орфограммы составить алгоритм решения орфографической задачи.

3. Выполнить последовательно действия - решить орфографическую задачу.

II – говорю – это процесс устного комментирования, включение обоснований в процесс записи слов, предложений.

III – записываю - процесс записи слов, предложений ведущим учеником, который объясняет, доказывает и одновременно записывает содержание. Ученики класса в это время слушают объяснение, оценивают услышанное, в случае ошибочного мнения, исправляют, дополняют объяснение и записывают под управлением ведущего ученика. Учитель не принимает активного участия в этой работе, он следит за процессом управления. Так вырабатывается навык первичного самоконтроля.

Сам термин «комментирование» предполагает одновременность письма и комментирования. По замыслу, перерыва в письме с комментированием быть не должно. Поэтому нужно достичь такого темпа комментирования, чтобы обходиться без паузы.

Итак, услышав словосочетание или предложение, ученик раскладывает его на цепочку слов. Выделяет первое слово, остальные отправляет в оперативную память. В выделенном слове ученику необходимо:

1.Обнаружить орфограммы:

- проговорить слово и послушать каждый его звук;

- выделить опасное место (орфограмму).

2 . Распознать орфограмму:

- понять тип орфограммы;

- определить место орфограммы (морфему).

3. Выбрать соответствующую программу решения орфографической задачи.

4. Реализовать выбранную программу действий:

- устно выполнить соответствующие орфографические действия;

- написать слово, орфографически четко проговорить его.

5. Графически обозначить орфограмму.

После записи первого слова ученик актуализирует из оперативной памяти второе слово, проделывая те же операции, что и с первым, и т.д., пока не запишет всю услышанную фразу.

Требования к комментированному письму:

  1. Не пропускать ни одной орфограммы, пунктограммы.
  2. Комментировать кратко и точно.

3. Комментировать в темпе письма, не отставая.

Для успешной реализации принципа комментируемого управления следует помнить:

1) не следует отходить от цели проведения комментирования;

2) задания для комментирования должны усложняться;

3) систематичность работы;

4) последовательность в работе.

В своей практике использую следующие виды комментирования:- устное (комментирование проводится на основе читаемого текста); - письменное; - выборочное (тематическое); - полное (сплошное);- кратковременное (комментирование коротких фраз, в которых есть рифма или похожие, часто встречающиеся звуки: например: Носит Сеня сено в сени. У Алеши новые калоши.

Итак: комментируемое управление обеспечивает осмысление письма, способствует переходу изученного материала из кратковременной памяти в долговременную, обеспечивает устойчивое внимание, вырабатывает правилосообразные ассоциации. По мере продвижения от 1 к 4 классу комментированное письмо переходит в доказательное комментирование – рассуждение при выполнении сложных грамматических заданий, при решении задач, уравнений. Посредством комментируемого письма ученики достигают высокой произвольности и качества при работе над связным текстом. Ведь комментируя, младшие школьники учатся усваивать не только смысл формулировок и правил, но и строить мыслительную речь, удерживать ход основной мысли, что в свою очередь способствует формированию универсальных учебных действий.

Мои ученики активно пользуются приобретёнными навыками и на других уроках, не только в начальной школе, но и на следующих ступенях получения образования, так как эта технология позволяет наиболее полно отразить все особенности комплексного подхода к формированию: личностных, метапредметных и предметных результатов.

Опыт работы по данной технологии может быть использован в массовой школе как учителями начальных классов, так и учителями русского языка и литературы.

«Решить, испытав радость…»

Гусева Елена Анатольевна

ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа №473»

г.Санкт-Петербург

Проектно-исследовательская деятельность школьников в настоящее время находится под пристальным наблюдением педагогической науки. Это, видимо, связано с тем, какое место заняла проектная деятельность в повседневной педагогической практике. Проекты вошли в школьную жизнь, широко практикуются учебные и внеучебные проекты, исследовательские и творческие, социальные и метапредметные.

При анализе детских проектов, присланных на различные конкурсы, критику вызвали попытки детей рассказать о том, как у них возникли идеи выполнить проект. Сделалось совершенно убедительное заключение о субъективизме новизны темы работы ребенка.

Но за пределами внимания исследователей осталась эмоциональная составляющая детской проектной деятельности, которая для ребенка младшего школьного возраста является крайне важной. Ученые и методисты обращают внимание педагогов-практиков на необходимость изменения педагогическим руководством детского исследовательского проекта, который бы возникал с проблемного вопроса, на который ребенок искал бы ответ.

Но нельзя не учитывать, что помощью проекта ребенок решает свои проблемы, то есть, хотим мы или нет, но субъективизм в детских работах присутствовать будет. Проект, как мне кажется, будит в ребенке творческую активность, которая совсем не обязательно должна вылиться в исследование, направленное на решения некого противоречия. И, по моему убеждению, возникновение творческой активности ребенка одно из самых главных итогов в проектном опыте школьника.

Наблюдения показывают, что самому ребенку значительно интереснее получить в результате проекта макет города, рукописную книжку, мультяшку, самолет, другими словами проектный продукт. Такая работа позволяет ребенку испытать радость от созидания.

Проект сам по себе очень трудоемкое дело, а когда детям 7-9 лет и вовсе кажется неподъемным. Чем вызвано такое настойчивое стремление педагога включить в проектную деятельность каждого ребенка?

Когда я получила свой класс, я увидела, каким большим потенциалом обладают эти ребятишки, с какой охотой откликаются они на все новое, интересное, какие они пытливые и любознательные. Одного еще не сложилось – классного коллектива: то дерутся, то дразнятся, то пытаются кого-то изолировать. Передо мной встала задача сдружить ребят. А где лучше всего формируется коллектив? – В совместной деятельности. А что лучше проекта эту совместную деятельность может организовать? Так я пришла к решению предложить детям создать рукописную книгу. Тема книги тоже отвечала педагогическим целям: мне хотелось показать ребятишкам, что каждое имя интересное, имеет свою историю и толкование. А для ребенка за именем стоит он сам или его одноклассник.

«Познакомьтесь, это мы, ребята 2а класса 473 школы. Лена, Рита, Артем, Марина, три Насти, Назар, Даша, Эля, две Лизы, Глеб, Сережа, Олюшка, Ксюша, две Кати, Андрюша, два Данилки, Соня, Таня, Виталик, Влад, Полинка, Иришка» - так начиналась вступительная статья к нашей рукописной книге с озорным названием «На всякого Егорку есть поговорка».

Ребята прочитали много книг, нашли о своих именах стихи и поговорки, пословицы и прибаутки, нарисовали на страничках свои иллюстрации. Бабочки, разноцветные шары, усатые коты, корабли и рыбы, необычные цветы украсили книжку. Обложку нашей книжки оформила Эля Козловская, народный художник 2а класса.

Название издательства тоже придумали сами - «УМНИЦЫ». Да и правда, как же еще может называться наше издательство? Книжку собрали и отдали в переплет. «Наша книжка издана в одном экземпляре и сразу станет библиографической редкостью», - пошутила я во вступительной статье.

Книга «На всякого Егорку есть поговорка» - наш первый творческий проект.

В третьем классе при решении задач повышенной трудности, из учебника математики, родилась идея создать настенный постер, в котором бы были изложены решенные задачки. Тема для них оказалась близка современным детям – «Один дома».

Ребята с помощью математики пытались представить себе жизнь без родителей и решить все проблемы, которые вдруг возникают. Как сварить кашу, если у тебя только две кастрюли? Сколько раз нужно сходить в магазин, чтобы купить еду сразу трем сенбернарам? Сколько мыльных пузырей взлетит с трех балконов в честь возвращения любимых родителей? Таких «сколько» было 8. Но решать можно было по желанию любые задачки.

С каким интересом рассматривали ребята друг у друга иллюстрации! Как сверяли решения (задачку можно было решить разными способами, в том числе и просто нарисовать). Самыми удачными проектами были признаны два - Болдыревой Насти и Павлова Андрея.

А вот подходы к решению у ребят были разные.

Настя проиллюстрировала условие задач: нарисовала собак, пшено, мясо. Посчитала, сколько нужно каждой собаке еды. Показала календарь, в котором отметила дни без родителей. То есть отразила с помощью иллюстрации математическую сущность задач. По Настиному постеру удалось решить задачки даже тем ребятам, кто сам не додумался, как ни старался.

Андрей же ухватил прикладной характер математики и в своих иллюстрациях показал бытовые сцены, при этом решение задач было написано рядом. Повеселили всех три голодные собаки, сидящие у магазина «МЯСО» и с жадность смотрящие на двери.

Что дал проект ребятам? Как мне кажется самое главное – умение видеть проблему, переводить ее в творческую задачу и решать. А решив, испытать чувство радости от работы, переживаний и мыслей!

«К новым открытиям . Проект « Природные зоны России»

Карпова Ольга Владимировна

ГБОУ СОШ №473 Калининского района

г. Санкт-Петербург

Мой класс давно бурлит проектами, каждый день после уроков остаётся группа ребят. Каждый день мы что-то клеем, вырезаем, конструируем, придумываем.

Энергия, которая переполняет моих учеников, неисчерпаема. Даже трудно представить, что мы сделали: конструировали площадки, участвовали в конференциях, составили более 20 презентаций, сочиняли сказки, стихи, делали себе костюмы и даже декорации.

Хочу рассказать о самом удачном, на мой взгляд, проекте «Природные эоны России», в результате которого получился альманах.

Работа длилась с ноября по январь. В проекте участвовали все ученики.

Цель проекта: знакомство с природными зонами России.

Наша работа началась с того, что я предложила ребятам самостоятельно разделиться на группы. Самые активные подскочили со стульев и побежали набирать группы. Через двадцать минут всё было готово.

Я удивилась: в группах были и слабые и сильные ученики, и не пришлось, как в предыдущих проектах, менять состав групп, чтобы «пристроить» слабых или не активных.

Группы получили план работы над природной зоной. Лидеры сразу стали распределять обязанности. В каждой группе были географы, геологи, биологи, зоологи, почвоведы, экологи, поэты и оформители.

II этап – сбор материала.

Ребята почти каждый день приносили листочки с информацией, своим лидерам. Я, в свою очередь, помогала моим «исследователям» отобрать нужный материал. Во время работы они активно обсуждали свои действия, спорили, доказывали. В этот момент я поняла, что они хорошо поработали. Затем составили план презентаций.

III этап – передача информации.

И вот группы представили на суд товарищей свои альманахи. Географы и геологи представили коллаж местоположения зоны. Биологи рассказали о типичных растениях. Зоологи описали животный мир свой зоны, выстроили цепи питания. Постарались и поэты:

И вот колокольчик сибирский звенит

И золотистый адонис горит.

Здесь много цветов

Их нельзя перечесть!

Всю радугу цвета

Найдёте вы здесь!

(Маркова Мария)

Суровая тайга.

Мы знаем эту часть получше остальных.

И знаем, что растёт, живёт здесь,

Когда начнётся лето и весна.

Когда закончится суровая зима,

Тогда проснутся звери, птицы.

И лес оденется в листву,

Цветы распустятся на поле у ручья.

Земля цветёт, весна идёт

В суровую тайгу.

(Сызранцева Полина)

Очень живо прошел этап проверки знаний: кроссворд, викторина, игра «Верю не верю», сканворд, загадки – все это приготовили сами ребята.

Наш альманах стал «настольной книгой» в классе: его рассматривали и первоклашки, и родители, а сколько удовольствия он принес самим авторам!

Когда я их спросила детей, понравилась ли им работа, они все вместе закричали: «Да!»

Больше всего им понравилось сочинять стихи, придумывать кроссворды, викторины, составлять презентации.

Когда лидерам предлагалось оценить каждого в своей группе, он подробно рассказывал о том, что он делал. При выступлении все очень переживали за своих и старались разными способами им помочь. Ребята придумали, как поощрить своих товарищей: выбирали самых активных и угощали их конфетами, а потом и всех остальных - конфетами поменьше. Все были очень довольны, и я тоже!

Но удалось не все: по ходу их работы я тоже рассказывала про зоны и показывала им фильм, поэтому, когда группа рассказывала о своих исследованиях некоторая информация повторялась и в этот момент терялся интерес. В следующий раз я планирую давать информацию только той группе, которая работает конкретно с той или иной зоной. Фильм можно показать в конце.

Жду с нетерпением новой работы и желаю своим подросшим «изыскателям» новых открытий.

«И это только начало. Как я работала над проектами во втором классе»

Ливенцова Ольга Викторовна

ГБОУ Средняя общеобразовательная школа №473

г.Санкт-Петербург

Так сложилось, что работать с этим классом я начала со второй половины учебного года с марта месяца. Конечно, первое время мы с детьми присматривались друг к другу, привыкали. Но довольно скоро мы подружились и стали одной большой школьной семьёй.

Наша школа работает над проектами уже не первый год. Для нас же с детьми это первый, но мне кажется достаточно успешный опыт проектной деятельности.

Итак, мы выбираем тему. Зная о том, что в ближайшее время в школе будет проходить научно-практическая конференция по защите учебных проектов, я решила предложить детям выбрать тему из курса «Окружающий мир», автор Вахрушев.

Мы с большим интересом изучали на уроках страны Европы в разделе «Путешествие тучки по Европе». Но времени на уроках, конечно, было не достаточно. Тогда я предложила ребятам продолжить самостоятельную работу в этом направлении. В течение недели каждый из них должен был выбрать одну из европейских стран, о которой ему хотелось бы узнать больше и рассказать всем. Большинство детей хотели посоветоваться с родителями и посмотреть дома имеющийся материал по данной теме. Мы договорились, что дети будут выбирать разные страны для изучения, чтобы во время защиты своих проектов мы могли узнать как можно больше новых интересных сведений и фактов.

Вскоре все ребята сообщили мне свои темы, и мы с опорой на учебник составили план исследования страны:

1) Название страны.

2) Столица.

3) Флаг.

4) Особенности земной поверхности.

5) Памятники.

6) Знаменитые люди (чем прославилась?)

7) Производство (автомобили, цветы, изобретения и т.п.)

8) Посещали ли вы сами эту страну? (свои впечатления, фото…)

С этим планом дети начали свою работу над проектом. Следующий этап- сбор и анализ материала. В течение нескольких дней дети подбирали статьи, иллюстрации, интересные сведения и факты о той или иной стране. Приносили материал в школу, чтобы посоветоваться с учителем. Огромную помощь им оказывали родители. Этот этап работы над проектом был очень увлекательным и интересным. Ребята старались привлечь сведения из разных источников. Это были книги, журналы, Интернет. Некоторые иллюстрации дети рисовали сами или с помощью родителей. При этом материал должен был уместиться на листе формата А4, плюс то, что дети должны рассказать сами при защите проекта. Таким образом мы работали ещё несколько дней.

И вот подошёл последний этап. Каждый ученик должен был представить свой проект. Сделать это было непросто. Важно было не только интересно и увлекательно рассказать о своей теме, но и суметь ответить на вопросы других ребят. Ведь авторы лучших проектов должны были представлять наш класс на общешкольной конференции. Дети увлечённо слушали и дополняли рассказы друг друга, задавали вопросы. Всем было очень интересно, ведь это был не просто урок. Здесь каждый был корреспондентом со своим репортажем из разных стран .

Очень эмоциональным был рассказ Сони Блиновой об Италии. Всем захотелось побывать в этой стране, Где появился Чипполлино и его друзья, стране, похожей на карте на сапожок. Алёша Терентьев заинтересовал всех своим великолепным репортажем о Великобритании. Он использовал красочные иллюстрации. Много нового мы узнали из рассказа Маши Бычковой о Германии. Она рассказала нам о Бранденбургских воротах. Вместе с Яной Мироновой мы побывали в Дании – на родине Русалочки, Снежной королевы и других любимых сказочных героев. Но покорил всех без исключения репортаж Фирсовой Зои о Великобритании. Благодаря множеству иллюстраций, интересных фактов, замечательному рассказу об этой стране, её репортаж был признан лучшим в нашем классе. Зоя подробно рассказала нам об истории этой страны, об известных людях и литературных героях, которые здесь появились, и даже о кулинарных пристрастиях её жителей. Именно Зоя представляла наш класс в научно-практической конференции школы.

Что же дал проект детям? Чему они научились? Что приобрели? Что останется с ними?

Ребята научились свой замысел реализовывать в план, работать по плану, искать дополнительную информацию, рассказывать о своём личном опыте. Детское общение приобрело новое качество. Предметом общения стал проект.

Проект стал для ребенка первым опытом созидательной деятельности.

Впереди нас ждёт интересная работа. Ведь проекты могут быть как учебными, так и социальными, не связанными с уроками. И каждый ребёнок, независимо от успехов в учёбе, сможет проявить себя, свои творческие способности и увлечённо рассказать о том, что ему действительно интересно. Я верю, что нас ждёт много новых открытий, и у нас всё получится! Это только начало…

«Когда рождается идея…»

Данилова Маргарита Сергеевна

ГБОУ средняя общеобразовательная школа №473

г.Санкт-Петербург

В 3 классе было проведено несколько предметных (по окружающему миру и математике), один межпредметный («Древнерусский город») и один социальный проект («Школа нашей мечты»). Я хочу рассказать о том, как проходила работа над проектом «Древнерусский город».

Что же послужило толчком к созданию макета? Во втором полугодии по окружающему миру было начато изучение темы Древней Руси. Тема интересная, но всё время не хватало наглядности. И в это же время на одном из уроков технологии перед группами стояла задача спроектировать и создать чертёж, а затем и макет части замка. Ребята взвыли: очень сложное задание! Но выполнять - то надо. Стали внимательно разбирать задание и после весьма шумного обсуждения, когда уже все представители от групп выступили и эскизы красовались на доске, раздался голос Серёжи: «Но ведь это древний город!» и тут же последовало предложение Ксении: «А давайте лучше его сделаем! Это интереснее!» Совместными усилиями выработали план действий: используя материал учебника, помощь родителей, дополнительные источники информации, найти, чем же древнерусский город отличался от замка.

Участникам групп пришлось договариваться о размерах, материале, форме выполнения проекта. На этом этапе большую помощь оказали родители.

При выполнении этого проекта были и индивидуальные задания: Роман и Андрей узнали о том, где строили древние города и почему, о людях, которые населяли их. На переменах под руководством Альбины вырезали и раскрашивали «лес». Артём изготовил образцы фигурок жителей и воинов из пластилина, но пока они ждали своего часа на подоконнике, они растаяли на солнце. Пришлось снова ломать голову, какой материал использовать, пока Соня не принесла фигурки из настольной игры.

Прошло три недели. Все детали готовы, пора собирать макет. Все желающие поучаствовать в этом, остались после уроков. И вот он долгожданный момент – на белом листе ватмана стоит белоснежный город с башнями и воротами. Остаётся расставить жителей, «посадить» лес… Это остаются делать Артём, Катя и Ксения.

И вот законченный макет. По дороге к городу мимо поля, мельницы и кузнецы ехали и шли люди. На крепостных стенах и у ворот стояли стражники, на площади города - торговали купцы. Всё это рассматривалось и обсуждалось несколько дней. Бурю восторгов вызвал «разбойник», поджидавший неосторожного путника в «зарослях» недалеко от городских ворот.

Заключительным этапом работы стало составление текста выступления защиты проекта на Общешкольной конференции. Это взяли на себя Сергей и Ксения. Перед защитой проекта ребята так переволновались, что им пришлось читать своё выступление.

На предварительном просмотре проектов ребят переполняла гордость за свой проект. И заслуженно. Их работа получила приз зрительских симпатий, хотя они очень хотели заработать кубок победителя.

«Исследовательская деятельность учащихся один из способов повышения учебной мотивации»

Пикалова Елена Петровна

ГБОУ «Основная общеобразовательная школа №20»

г.Новокуйбышевска Самарская область

В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для ее реализации.

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения, особое место занимает исследовательская деятельность.

Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Исследовательская работа нацелена на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного варианта образовательного продукта. Итог научно-исследовательской работы - достижение истины, практического результата. Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сути и нацелена на всестороннее развитие ученика, пополнение базы знаний, расширение кругозора и его творчество, использование информационно-коммуникационных ресурсов.

Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

- обучение проведению учебных исследований младших школьников
- развитие творческой исследовательской активности детей
-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

- развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи

- умение обобщать и систематизировать информацию, коммуникативные умения

- формирование наблюдательности и внимания .

-умения работать с художественными и научными текстами.

Наши рекомендации