Обсуждение после постановки пьесы.
- О ком говорилось в пьесе?
- Расскажите о том, что вы узнали о Николае Фёдоровиче Катанове?
- Какой характер заметили в нём?
- Каким человеком стал он?
- Что ему помогло стать великим учёным?
Информация: На следующем занятии кружка вы будете писать работу самоанализа своей жизни.
Итог занятия.
Как вы думаете, хотел бы Николай Фёдорович Катанов жить в своей родине?
А как вы относитесь своей родине, где вы живёте?
Кем хотите стать?
Почему?
Задания на следующее занятие кружка:
Дети получают план работы самоанализа моей жизни.
1. Моё имя и фамилия.
2. Кто мои родители.
3. Где я живу?
4. Как я учусь на мой взгляд?
5. Как меня оценивают окружающие люди (родители, учителя, друзья, бабушка, дедушка, соседи и другие родственники?
6. Где хочу работать?
- Как я добьюсь и что нужно делать для этого?
«Преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики» в контексте ФГОС»
Романкевич И.В., Шардакова О.В.
МБОУ Чекменёвская основная общеобразовательная
школа, Пермский край
Модуль:
Основы религиозных культур и светской этики.
Тема урока:
Священные сооружения.
История двух православных храмов Нытвенского района. (На основе краеведческого материала).
Цель:
Повторение понятия «священные сооружения» через ознакомление с историей двух храмов Нытвенского района.
Планируемые результаты
Предметные:
- ученики закрепят полученный материал о священных сооружениях (православных церквях) на территории Нытвенского района;
Метапредметные:
- развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся;
- способствовать развитию коммутативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Личностные:
- воспитывать уважительное и бережное отношение к православным храмам как к памятникам мировой культуры.
Межпредметные связи:
История, природоведение, краеведение.
Ход урока
Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | ||
I. Организационный момент. Цель: организовать направленное внимание на изучение нового материла. | - Сегодня нам предстоит много работать, поэтому сядьте правильно за парты и приготовьтесь. Звенит, заливается школьный звонок. Вас ждёт интересный, полезный урок. Чудесным пусть будет у вас настроение, Легко и прекрасно даётся учение. - Что вы ждёте от урока? | Понимают значение знаний для человека. Имеют желание учиться. | ||
II. Актуализация опорных знаний. Цель: Актуализировать полученные знания о назначении священных сооружений на основе православных храмов. | - Вспомните, какие сооружения для верующих становятся священными? - Как выглядят священные сооружения? - Со священными сооружениями, каких религий вы познакомились? - Как называются священные сооружения в православной культуре? - Приходилось ли вам видеть храмы на территории Нытвенского района, где они расположены? Знаете ли, как они называются? | - Священными называются сооружения, в которых выполняются ритуальные действия. Они могут быть совершенно разными, но назначение у них одно – совместное участие верующих в ритуалах. Со священными сооружениями православной, иудейской, исламской культур. В православной культуре – это храмы (церкви). В Нытве на старом кладбище – «Храм всех святых». В Шерье – Храм Святой Одигитрии. В Сергино – Поклонный крест, на месте разрушенной церкви в честь Пророка Божьего Ильи. | ||
III. Объяснение нового материала. | На территории Нытвенского района числится 12 памятников градостроительства и архитектуры регионального значения. Сегодня мы поговорим об истории 2 храмов. 6 мая 2013 года на территории села Сергино, был установлен поклонный крест, на месте, где до 1965 года был храм Пророка Божьего Ильи. Из воспоминай единственного ветерана Великой Отечественной войны, проживающего на территории Шерьинского сельского поселения Кадочникова Ростислава Степановича, 1923 года рождения: «Помню, что до 1929 года в церкви проходили службы. В 1929 службы прекратились. В 1941 я ушёл на фронт, вернулся в 1947, тогда в церкви был склад зерновых. Уже не было колокола, и церковь использовалась как склад. В 1965 колхоз преобразовали в совхоз, здание церкви разобрали, из сруба сложили колхозную контору, в деревне Ерши. Сторожа рассказывали, что ночью в здании конторы было жутко, потому что слышался гул похожий, на звон колоколов». В 2007 из конторы сделали гостиницу, она сгорела в 2011. На средства предприятия ручной художественной ковки «МиАС», руководитель – Сырвачев Андрей Евгеньевич, по благословению настоятеля храма Святой Одигитрии – отца Марка и отца Алексея настоятеля по Нытвенскому и Оханскому районов, был установлен на месте разрушенного храма Поклонный крест. Для того чтобы жители села могли поклониться, попросить благословения, так как на этом месте земля считается Святой, отмоленной. Как сказал отец Марк: «Если в селе нет церкви, то село мёртвое». Поэтому на средства прихожан планируется восстановить храм в селе Сергино. Строительство Одигитриевской церкви началось в 1758 году. Церковь является прекрасным образцом одноэтажного сельского храма второй половины XVIII века. С этого времени, на протяжении более чем 150 лет, Одигитриевская церковь функционировала как приходской храм для крестьян Шерьинcкой и близлежащих волостей Оханского уезда. Благодаря своему выгодному местоположению, Шерьинский монастырь приобрел значительное влияние в Пермском крае. От бывшего Шерьинского монастыря до наших дней сохранилась лишь одна каменная Одигидриевская церковь. Церковь построена из большемерного кирпича с применением декоративного оформления. Трагичными оказались для истории Одигитриевской церкви 1930-е годы. В 1934 году Шерьинская церковь была закрыта. В 1940 годах часть церкви была разобрана на кирпич для строительства местной школы и госпиталя, который находился в городе Нытва. С тех пор Одигитриевекая церковь уже не использовалась как культовое здание. Длительное время до начала 1970-х годов в церкви располагался клуб, при этом зданию был нанесен большой урон: обрезаны металлические связи, что привело к трещинам в стенах, исчезла большая часть церковных фресок. В 1990 году началось возрождение храма. Проект реставрации выполнен архитекторами Л. Елембаевым, С. Сорокиным, исследователем О. Гайсиным. Сейчас храм полностью восстановлен и является действующим. До революции 1917 на территории Шерьинского и Оханского уездов детских домов не было. Женщины, у которых дети появлялись вне брака, чтобы не быть опозоренными подкидывали детей к порогу монастыря. И священнослужители давали им фамилии Безматерных и Незаконнорожденных, это исконно Шерьинские фамилии. Где бы вы не встретили человека с такой фамилией, знайте, у этого человека шерьинские корни. - Как можно расшифровать фамилии Безматерных и Незаконнорожденных? | |||
IV. Итог занятия. | - О каких священных сооружениях православной культуры вы узнали, что вы о них запомнили? - Что роднит эти два храма? - Чем отличаются? - Почему необходимо охранять, а не разрушать архитектурные сооружения? - Нужно ли восстанавливать разрушенные храмы? - Бывали ли вы в храмах? Что вы запомнили? Вот и закончилось наше знакомство со священными сооружениями Нытвенского района. Какое впечатление у вас осталось от этого знакомства? Что бы ещё вы хотели узнать о подобных сооружениях? На маленьких листочках напишите ваши пожелания и мысли. | Поклонный крест в селе Сергино, на месте разрушенного храма Святого Ильи Пророка и храм Одигитриевской Божьей матери – путеводительницы, в селе Шерья. Ответы детей. | ||
V. Домашнее задание. | Узнать у родителей, в Интернете о храмах на территории России и их судьбе. Нарисовать любой понравившийся храм. | |||
«Интегрированные уроки в процессе обучения младших школьников»
Николаева Е.А., Шестакова И. И.
МБОУ Средняя общеобразовательная школа
с.Новополеводино Саратовская обл.
В настоящее время перед начальной школой стоят предельно точные образовательные цели, задачи: заложить основы всестороннего развития детей, обеспечить формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, счета, грамотного письма, развитой речи, культуры поведения. В этих требованиях подчеркивается важность формирования у учащихся навыков рациональной организации учебного труда, учебных навыков, которые в совокупности обеспечивают надежное основание для последующей учебно-познавательной деятельности школьников. Способствуют приобретению глубоких и прочных знаний.
Введение федерального образовательного стандарта начального общего образования привело к кардинальной перестройке методической деятельности. Деятельность педагога, работающего по ФГОС, изменилась.
Отбор методов и технологий – это основные задачи деятельности учителя. Обучение должно идти впереди развития, и педагог должен помочь ребёнку сформировать ещё не оформленные способности и тем самым способствовать его развитию. Для этого требуется специальное искусство педагога. Структура современных уроков должна быть разнообразной. Разнообразие занятий повышает интерес учащихся к предмету.
Таким образом, одним из новых требований ФГОС является разнообразие уроков, а для этого нужны новые подходы к обучению.
В начальных классах большое значение имеет заинтересованность учеников в изучении предметов и результатах своего обучения. Учитель должен сделать все возможное, чтобы труд детей был радостным, а уроки интересными. Для этого учителю нужно использовать в своей работе все наиболее эффективные традиционные и нетрадиционные формы и средства обучения.
В повышении результативности обучения в начальных классах, воспитательной значимости предметов большое значение имеет использование межпредметных связей.
Предметная система обучения в школе ориентирует учащихся на дифференцированное усвоение знаний из различных областей. Потоки информации и ее объемы так велики, что становится трудно своевременно и качественно отслеживать необходимую информацию по любому из направлений научного знания. Большая часть информации остается невостребованной.
При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением разных знаний: литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. Методика интегрированного урока обеспечивает деятельность учителя и ученика на уровне субъектных отношений, в результате которых возникают возможности для совместного творчества и саморазвития участников образовательного процесса.
Работа с детьми младшего школьного возраста показывает, что они лучше воспринимают и прочнее запоминают новую информацию, если последняя опирается на опыт и уже имеющиеся знания. Особую заинтересованность дети проявляют, если привлекаются знания других учебных предметов.
В начальной школе основную часть всех предметов, за исключением некоторых, ведет один учитель. И в этом видится положительная сторона. Учителю начальных классов легче перейти к интегрированному уроку. Интегрированный урок- это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.
Важно знать, когда и какие предметы можно и необходимо интегрировать, чтобы добиваться наиболее эффективного результата при обучении младших школьников. Целесообразно строить интегрированные уроки на объединении достаточно близких областей знаний. При разработке такого урока учитель должен учитывать:
- Цели по темам интегрируемых уроков, их совпадение.
- Подбор объектов, то есть источников информации, которые бы отвечали целям урока.
- Определение системообразующего фактора, то есть нахождение основания для объединения разнопредметной информации (это – идея, явление, понятие или предмет).
- Создание новой структуры урока с использованием активных форм и методов обучения, элементов современных педагогических технологий.
- Переработка содержания. (Разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).
Учитывая распределения обязанностей между учителем и учениками, интегрированные уроки имеют свои типы и формы, в том числе и нестандартные:
- урок обмена знаниями, когда ребята делятся на группы и каждая из них сообщает другим о результатах поиска, исследований на заданную тему.
- урок творческого поиска: дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы.
- урок издания проекта.
- уроки КВН, «Поле чудес», «Клуб знатоков».
- уроки, опирающиеся на фантазию: урок – сказка, урок – сюрприз, урок – путешествие.
Связи русского языка как предмета школьного преподавания с другими учебными дисциплинами в зависимости от дидактических целей могут рассматриваться с разных позиций. Психологические законы восприятия, мышления, речевой активности, а также познавательной активности в целом помогают отобрать и организовать языковой материал, а также создать методические призмы развития познавательной активности детей. Обычно указывают на то, что русский язык связан со всеми школьными дисциплинами, поскольку язык является необходимым средством выражения по всем предметам, поскольку, он отражает все стороны действительности и поскольку без овладения языком невозможна никакая мыслительная деятельность. Наличие такой связи бесспорно. В цепочке русский язык – другие предметы эта связь устанавливается не столько для русского языка, сколько для всех других предметов, так как язык в качестве орудия познания является одним из решающих условий усвоения учащимися знании по любому предмету.
Хочется отметить, что интегрированные уроки можно назвать творческим дополнением в процесс обучения, способом осуществления межпредметных и метапредметных связей. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, её развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
«Работаем по новым стандартам»
Марданова Гульфия Салимзяновна
ГБОУ СОШ № 1 ж.-д ст. Шентала
Самарская обл.
Английский философ Френсис Бэкон говорил, что «Время есть величайший из новаторов». Новое время диктует новые требования. Современное общество нуждается в человеке мобильном, способном быстро принимать решения, хорошо ориентироваться в стремительно изменяющихся условиях жизни, хорошо взаимодействующем с социальным окружением, способном быть творцом собственной жизни.
В настоящее время возникла необходимость пересмотреть приоритеты образования и воспитания личности. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений, навыков. Приоритетным становится личностное развитие ребенка.
Перед современной школой стоит задача сформировать у ребенка универсальные учебные действия, с помощью которых он сможет самостоятельно добывать новые знания, развивать творческие способности каждого ученика.
Выдвигаются и особенные требования к результатам освоения основной образовательной программы. Выпускник должен быть патриотом, должен быть креативным, мотивированным, уважающим других людей, готовым сотрудничать, способным принимать самостоятельные решения.
Как же этого достичь? Педагог должен создать условия для всестороннего развития личности на основе освоения способов деятельности.
С 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ. ФГОС включает три вида требований к образовательному процессу:
1. Требования к структуре основных образовательных программ.
2. Требования к условиям реализации основных образовательных программ.
3. Требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Конечно, начинать всегда трудно. И, хотя, само содержание образования не сильно меняется, смещение акцентов с подачи знаний на развитие личности ребенка, на формирование универсальных учебных действий, без которых ученик не сможет быть успешным на всех ступенях образования, создало определенные трудности в работе.
Что же такое эти универсальные учебные действия? Как их формировать? На каких этапах учебного процесса какие УУД формируются? Применение каких технологий более эффективно в новых условиях?
Множество возникающих вопросов задавали и задают учителя себе и друг другу. Благо есть курсы повышения квалификации, деятельность методических объединений, интернет, наконец. Всем миром, потихоньку осваиваем и внедряем.
Многое поменялось в деятельности учителя с появлением новых стандартов. Ведь для того, чтобы работать по- новому, нужно перестроить, прежде всего, свое мышление, свое отношение к обучению и воспитанию. Для достижения цели учителя используют различные формы и методы работы, и приходят к выводу, что по-старому работать нельзя, не получится. Использование информационных и коммуникативных технологий, давно известных, но в свете новых стандартов рассматриваемых по-новому технологий проектной деятельности, проблемного обучения, кейсов дает педагогам возможность работать более эффективно и качественно.
Структура образовательного процесса тоже претерпевает изменения. Теперь, тесно взявшись за руки, идут урочная и внеурочная деятельность. И это неспроста. Ведь когда, как не во внеурочное время лучше всего раскрываются творческие способности ребенка, осуществляется процесс социализации личности? Внеурочная деятельность, как и урочная, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Это определяет и особенности внеурочной деятельности по новым стандартам. Теперь ребенок должен не столько узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, самостоятельно принимать решения.
Целью внеурочной деятельности является развитие мотивации детей к познанию и творчеству, их адаптации к жизни в обществе. Это достигается путем реализации различных направлений «внеурочки» : общеинтеллектуального, общекультурного, спортивно-оздоровительного, социального.
Конечно, как и в любой деятельности, в процессе реализации ФГОС второго поколения педагоги сталкиваются с определенными трудностями. Уже было сказано, что прежде чем перестроить свою деятельность, учителю необходимо перестроить свое мышление. А это не так то просто. Кроме того, существуют проблемы в рамках материально-технического оснащения школ. Особенно это ощущается в сельских школах: нехватка помещений для реализации внеурочной деятельности, недостаточная укомплектованность техническими средствами обучения накладывают свой отпечаток в образовательный процесс. Чтобы идти в ногу со временем не достаточно только хотеть этого. Необходим комплекс мер как со стороны педагогов, так и со стороны общественности, государства. И очень хочется надеяться, что возникающие проблемы будут решаться и новые стандарты не забуксуют, а будут развиваться и совершенствоваться. Ведь это все ради наших детей, а значит, ради нашего будущего.
«Применение технологии комментируемого управления на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости у младших школьников»
Зубарь Светлана Витальевна
МОУ гимназия №13 г.Волгограда
Волгоградская обл.
«Грамотное письмо – не просто движения пишущей руки,
а особая речевая деятельность; каждое написание так
или иначе отражает строй русского языка… Чем
развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис,
чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему
и правописание».
Рождественский Н.С.
Курс русского языка ориентирует на формирование грамотного чтения и письма. В ФГОС второго поколения сказано, что в системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качеством образования в целом.
«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова… и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка», - с этими словами К.Д. Ушинского трудно не согласиться. [10 с. 40]
Прошло много времени с тех пор, как были написаны эти строчки, но актуальность их не пропадает: через изучение русского языка – к познанию всех наук. Потому что орфографическая грамотность человека – это одна из составляющих его общей культуры, один из критериев социальной полноценности личности.
Проблема формирования грамотного письма в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка, основы которого закладываются у детей еще в период обучения грамоте. Исследования психологов и педагогов показали, что оптимальным путем обучения орфографии является такой, при котором орфографический навык формируется первоначально как система осознанных действий. В результате специальных упражнений происходит их сокращение и автоматизация. Сознательное владение орфографией включает в себя умение выделять орфограммы, относить каждую к определенному правилу и, наконец, писать в соответствии с правилом.
Всем известна истина: дети любят не просто учиться, а хорошо учиться. Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Такой способ я нашла в технологии комментируемого управления – это открытый и управляемый процесс правилосообразных действий учеников.В основу моего опыта легла теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.
Успех комментирования зависит от проделанной предварительной работы, которая включает в себя следующие педагогические средства.
I. Система пропедевтической работы:
(работа, направленная на отработку необходимых для реализации комментируемого управления навыков: 1-звуковой анализ:(цель: создание условий для наглядной демонстрации орфографического и орфоэпического вариантов слов. Эта работа начинается с букварного периода. Важно показать детям неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причем наблюдения необходимо вести, двигаясь от звука к букве)
Игра «Найди опасное место»: - Я буду произносить слова, а вы хлопайте, как только услышите звук, которому доверять нельзя. Здесь можно уточнить, какому звуку доверять нельзя и почему? (река, кит, сова, мама, зима, Ира и т.д.).
Игра «Рыболов»: Заранее готовлю карточки с изображением рыб: карась, окунь, сом и т.д. Все карточки располагаю на фоне «озера» обратной стороной вверх. Под песню «Любитель рыболов» вызванный ученик берет одну из карточек и показывает классу. Произнесенное слово он обозначает на доске схемой ________, затем делит слово на слоги, выделяет гласные и ставит знак ударения. Например: ______/______ .
На это этапе используются игры, занимательные упражнения, что помогает сделать труд первоклассника мотивированным.
Вторым компонентом пропедевтической работы является:
2 - соотнесение сильной и слабой позиций слова:
(цель: уметь ставить ударение, выделять безударные части слова)
Практическое знакомство с ударением происходит на 4-ом уроке обучения грамоте. Ребятам предлагаются задания, основанные на наблюдении, сравнении, обобщении за ударной и безударной частями слова, что помогает им сделать выводы о сильной и слабой позиции в слове.
Например: 1. Игра «Стук – посту»: Ведущий стучит по столу столько раз, сколько слогов должно быть в слове, и один из ударов делает сильнее, громче других. Игроки должны назвать соответствующие слова.
1-а: Ведущий может называть слова, а игроки отстукивают ритм услышанного слова.
2. «Ударение меняет смысл»: На доске (слайде) записаны слова. Нужно пометь ударение, чтобы получилось слово с другим значением:
Хлопок, полки, дорога, пары, замок, кружки и т.д.
Главное:систематически включать в урок задания по данному направлению.
3. Третий компонент - морфемный анализ: (это практическое знакомство с однокоренными словами, выделение их общей части в гнезде однокоренных слов.
Необходимо: выделять среди группы однокоренных слов – проверяющие и проверочные слова.
Здесь мне помогают задания: например, дана группа слов:
Грибник, грибница, гриб, грибной, грибы.
Задание: выделить слова, которые являются проверочными в группе данных слов.
Или учитель читает: Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
Задание: Назовите однокоренные слова, выделите: какое слово требует проверки? Какое слово будет являться проверочным? Почему вы так считаете?
Следующим педагогическим средством является:
II. Выделение способов объяснения орфограмм основных видов:
(это работа по выработке у ребят умений видеть в словах орфограммы, т.е. уметь ставить орфографическую задачу и решать ее; важно построить алгоритм мыслительных операций, необходимых для грамотного написания слов).
Важно: * вооружить учащихся знаниями опознавательных признаков
орфограмм;
* построить алгоритм мыслительных операций, необходимых для
грамотного письма.
На данном этапе использую задания вида:
1. В словах подчеркните все гласные (согласные), которые требуют проверки.
2. Запишите предложение, пропустив в словах все гласные (согласные), которые надо проверить.
3. Выпишите слова на определенную орфограмму.
4. Разделите слова по группам (по орфограммам)
Упражнения вида:
1. Зачеркни буквы, которые нельзя писать в этих словах:
В а ш и
Ле__ тр___ ва е ___ гл е дел
ф о ж я
2. Соедини слова с нужной буквой: (количество слов любое)
гр__чи А
п___тно О
с__ ло Я
ч__сло Е
др___зды И
Подбирая задания, учителю необходимо помнить о том, что все они должны быть направлены на формирование умения видеть орфограмму в слове и на овладение операциями по решению орфографической задачи.
Большую роль здесь оказывает работа по обогащению словаря.
III. Обогащение словаря: (работа направлена на обогащение словарного запаса учеников).
1. Работа над лексическим значением слов
2. Фразеологизмы, омонимы, синонимы, антонимы
3. Занимательный материал (загадки, шарады, ребусы, кроссворды)
(например: слова нужно запоминать весело, чтобы запомнить надолго. Вот так поэт Василий Агафонов помогает детям запомнить «упрямые» слова:
Белая береза
Береза так была бела,
Что буква «Е» из слова «белый»
К ней незаметно перешла
И уходить не захотела.