Фото. Кукла-перевертыш Баба-Яга злая и добрая
Похожие куклы встречались в Древней Руси, например, кукла-вертушка или кукла Девка – Баба, или Дева – Баба - обрядовая кукла, символ двух женских сущностей до брака и после. Или мужской образ - Тульский мастеровой – с одной стороны – мальчик-луковка, с другой – взрослый мужчина. Однако народные куклы сознательно не имели прорисованных лиц в целях безопасности владельца, чтобы не вселился злой дух и не навредил хозяину.
«Перевоплощение куклы» возможно и в горизонтальной плоскости. У таких кукол-перевертышей одна голова с двумя лицами (впереди и сзади), остальные части тела как у человека. У древних славян существовал подобный мужской образ - кукла Кузнец Фрол, которая олицетворяла вариант удачного замужества для девушки – муж кузнец или свёкр - кузнец, ведь ранее именно кузнецы считались одними из материально обеспеченных слоев населения. Многоликие божества в скульптурном воплощении - своего рода тоже куклы, присутствовали в верованиях других народов: Вишну с 12 аватарами у индусов, двуликий Янус у древних римлян, Ра у древних египтян и др.
Психолого-педагогическая ценность использования кукол-перевертышей заключается в способности данного вида кукол объединять в себе противоположные личностные характеристики. Так кукла Баба-Яга одновременно добрая и злая, Рукодельница – Ленивица трудолюбивая и ленивая, Добряк – Забияка миролюбивая и драчливая, Замарашка – Чистюля неопрятная и аккуратная, Обиженка – Прощальница обидчивая и прощающая, Капризка – Хохотушка капризная, плаксивая и веселая, Молчунья – Говорушка молчаливая и говорливая и т.д.
Наличие двух сторон в одной кукле: позитивной и негативной – помогает ребенку осознать, что в человеке могут уживаться разные его стороны, качества личности. В некоторых случаях ни одна из сторон куклы не является исключительно позитивной или негативной, например, у куклы Молчуньи – Говорушки, ведь в ней отражены разные природные особенности, которые хороши в разных ситуациях, в разных видах деятельности. Данное «открытие» полезно в формировании у школьника толерантного отношения к другим, в развитии навыка самопринятия. Манипуляции куклами-перевертышами позволяют ему научиться контролировать свои «темные» стороны, помогают достичь баланса между двумя сторонами, наметить пути самосовершенствования.
Знакомство с куклой-перевертышем начинается с ее представления ребенку. Соответственно, у психолога или педагога должен быть набор готовых кукол-перевертышей. Либо на одной из встреч с родителями их просят изготовить для домашней куклотерапии специальную куклу, сопровождая рассказ подробными комментариями, или руководят процессом изготовления куклы непосредственно на консультации. Шитье тряпичной куклы-перевертыша довольно затратно по времени и материалам, поэтому целесообразно изготовить куклу с такими личностными характеристиками, которые часто нуждаются в коррекции и воспитании и являются актуальными для целой группы школьников, либо кукла будет востребована в следующей группе школьников спустя какое-то время.
Допускаются более простые в изготовлении варианты кукол-перевертышей: на основе деревянных или пластмассовых ложек (ложки связываются друг с другом, лица дорисовываются водостойким маркером или акриловой краской, платье куклы выполняется из кусочков ткани, путем наматывания их на черенки ложек); картонные плоскостные (экономичный вариант: потребуется картон, клей, вырезки из журналов, ножницы). «Превращение» одной куклы в другую может происходить как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Создание картонных и ложечных видов кукол-перевертышей доступно младшим школьникам, что приобретает особую ценность в воспитании и развитии у них трудолюбия, усидчивости, аккуратности, мелкой моторики пальцев рук и т.д. Кукла-перевертыш, созданная на основе воздушного шарика доступна для изготовления даже дошкольникам или детям с ограниченными возможностями здоровья.
Оправдывает затраты на изготовление универсальная кукла-перевертыш из ткани без лица. Одна сторона выполнена в темных оттенках, другая – в светлых, как образ «темной» и «светлой» сторон личности. Отсутствие лица у куклы позволяет моделировать у героини сказочных историй различный спектр эмоциональных проявлений.
После предъявления куклы ребенку предлагается ее назвать (если специалист не сделал это ранее, исходя из поставленных целей занятия), рассмотреть, поиграть ею. Дети не сразу могут заметить необычное свойство куклы меняться, от чего еще ярче проявляются их эмоции при обнаружении тайной стороны игрушки. На данном этапе будут уместны следующие задания: «Расскажи о своей кукле (от первого лица: «Меня зовут…», или от третьего: «Моя кукла любит…, живет…»)», «Какое настроение у твоей куклы?», «Покажи, как кукла злится (радуется, смеется…)», «Какая она?», «Какой у нее характер?» и т.д.
Использование кукол-перевертышей можно свести к общим схемам, которые предполагают обязательное изменение одной стороны куклы в другую:
1. кукла 1 (+) – кукла 2 (-) – кукла 1 (+);
2. кукла 1 (-) – кукла 2 (+).
Причем первоначально ребенку может быть предъявлена как позитивная сторона куклы, так и негативная. В первом случае школьнику демонстрируют внутренние ресурсы куклы, похожей на него, а затем предъявляется проблемная ситуация, которую необходимо разрешить. У клиента появляется возможность выбора: укрепиться в позитиве – конструктивно решить ситуацию, или деструктивно – показать свою негативную сторону. Например, детям рассказывают о добром мальчике по имени Добряк, который помогает людям. Но есть у него одна неприятная черта: кто не похвалит его в благодарность за добрый поступок, того он бьет. В такие моменты Добряк становится Забиякой. И люди отворачиваются от него. Детям предлагается помочь герою определиться, как же поступать дальше. Этот момент выбора решения выполняет и диагностическую, и терапевтическую функцию.
Второй вариант предъявления кукол-перевертышей. Ребенку дают возможность поиграть вначале негативной стороной, выплеснуть подавляемые эмоции: «отыграть» обиду, злость, ненависть, печаль и пр. А затем напоминают, что в кукле, как в каждом из нас живет что-то хорошее, и дальнейший процесс работы направлен на поиск личностных позитивных ресурсов. Например, детям предлагают один образ куклы – перевертыша: Злую Бабу-Ягу, которая горюет, жалуется на свою жизнь, что ей надоело пугать детей, творить злые дела. И она просит детей научить ее быть доброй. Дети должны показать и рассказать Кукле, что нужно для этого сделать. После чего Баба-Яга «превращается» в добрую (кукла переворачивается другой стороной) и благодарит детей за помощь. Указанное упражнение может быть использовано сразу в нескольких коррекционно-воспитательных целях: в коррекции страха сказочных героев, развитии коммуникативных навыков и творческого самовыражения, актуализации внутренних ресурсов, стимулировании потребности в совершении добрых поступков и др.
Не всегда стоит полностью «избавляться» от одной стороны куклы, ведь та и другая части личности присутствуют в жизни и для чего-то нужны. Как известно, «наши достоинства – это продолжение наших недостатков», главное, посмотреть на них с другой стороны. Тогда жадность превратится в бережливость, лень – в экономию энергии для чего-то более важного, боязливость – в осторожность, агрессия – в защиту слабых, робость – в выдержанность и т.д. Основная задача: научить клиента управлять своими положительными и отрицательными проявлениями, контролировать их, найти разумный баланс между ними.
Кукольные истории могут найти выражение в различных формах. И здесь куклотерапия удачно соседствует со сказкотерапией, арт-терапией (в узком смысле), музыкотерапией, драматерапией.
В форме арт-объекта кукольная история предстает в рисунке, комиксе, открытке, коллаже, картине, скульптуре из пластилина или глины, аппликации, мультфильме и пр. Причем они могут быть созданы в школе или дома самим ребенком спонтанно или по заданию специалиста, педагогом, психологом, родителем или художником, скульптором, мультипликатором и т.д. Например, «Нарисуй приключения куклы…», «Создай коллаж на тему «Мечта куклы…»», «Какие сходства ты видишь в кукле и в образе … на картине художника…?» и т.д.
Педагог и(или) психолог могут прочитать или рассказать детям кукольную историю, облеченную в форму вербальной истории: сказки, басни, истории, рассказа, притчи, стихотворения, анекдота, частушки и пр. История сочиняется специалистом заранее или экспромтом либо подбирается из источников художественной, психолого-педагогической литературы. Младшему школьнику доступно самостоятельное сочинение и написание кукольной истории. Создание истории начинается с тематического названия либо по сказочному зачину, который необходимо продолжить. Например, «Сочини историю о том, как Бояка стал Смельчаком».
Кукольная история в форме драмы (спектакля, этюда, игры, песни и пр.), может быть показана экспромтом, причем сопровождаться устным рассказом либо молчаливыми манипуляциями куклой, что актуально для замкнутых, малоразговорчивых детей. Возможно проигрывание кукольной истории по заранее подготовленному тексту указанной выше вербальной формы. Например, «Я прочитаю тебе стихотворение…, а ты покажи, что происходило с куклой».
Использование разных каналов восприятия удобно для учета индивидуальных возможностей ребенка визуала (арт-объекты), аудиала (визуальные истории), кинестетика (драма).
Изменение кукольной истории сопровождается «превращением» одной стороны куклы в другую буквально одновременно. В этом свойстве куклы-перевертыша содержится ее главное преимущество перед другими видами кукол: экономится время на изготовление измененного образа (он уже присутствует в кукле). Яркая эмоциональная реакция в ответ на изменение одного образа куклы на другой позволяет надолго приковать внимание младшего школьника к теме занятия, сохранить интерес. Возможность многократно воспроизводить «таинственное превращение» одной черты характера куклы в другую обеспечивает терапевтическое закрепление отрабатываемых черт, качеств личности.
Коррекционно-воспитательный эффект кукол-перевертышей состоит не в магических способностях самой куклы (клочка бумаги, ткани, ниток…), а в грамотно организованной работе ребенка с ней: манипуляции куклой (от изготовления до помещения на хранение); а также в совместном обсуждении с ребенком «чувств и поведения» куклы и чувств самого школьника. В качестве примерных вопросов и заданий приведу следующие: «Что ты чувствовал, когда играл одной (другой) стороной куклы?», «Какая часть куклы тебе ближе, роднее?», «Найди достоинства и недостатки каждой стороны куклы», «В каких литературных произведениях ты встречал героев с таким же характером?», «Что помогло кукле измениться? Может ли это помочь тебе?», «Чему научила тебя сказочная история про куклу? Сама кукла?», «В чем кукла похожа на тебя?», «Кукла повторяет за тобой твои действия. Если тебе хочется обидеться, то кукле тоже, если тебе хочется простить, кукле тоже. В течение недели отмечай в своем «Дневнике побед и достижений»: какая сторона куклы-перевертыша появлялась чаще всего». Включение обсуждения в работу с куклой-перевертышем особенно важно, именно этот прием отличает психолого-педагогическую работу от спонтанной самостоятельной игры ребенка в куклы.
Таким образом, использование кукол-перевертышей в коррекционно-воспитательной работе педагога и психолога позволяет эффективно решать проблемы младших школьников в интересной психологически комфортной безопасной форме, а самому специалисту реализовывать свой творческий потенциал в создании кукол и кукольных историй, устанавливать доверительные взаимоотношения с воспитанниками.
Список литературы
1. Залевская Л. Кукла перевертыш «Девка-Баба». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kds74.ru/news/mk/485/
2. Захарова Г.Ю. Социально-психологическая реабилитация детей, переживших насилие, средствами куклотерапии// Информационный вестник «Центр Доверия». – Йошкар-Ола. - 2009. - № 6.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2006. - 240 с.
4. Кукла перевертыш. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rukukla.ru/
5. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.
6. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. - СПб.: Речь, 2006. – 102 с.
7. Шишова Т.Л., Медведева И.Я. Что такое «куклотерапия»? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://драгоценность.рф/page/obj59216/
«Применение инновационных технологий в современной начальной школе»
Кутепова Мария Васильевна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №30»
г.Старый Оскол Белгородская обл.
Перемены, произошедшие в мире за последнее десятилетие, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. Без коренного пересмотра целей образования и системы организации работы школы школьникам сложно адаптироваться к новым социальным условиям и «информационному взрыву». В современном мире каждые 18 месяцев количество информации удваивается, а многие знания быстро устаревают. Для успешной личностной и профессиональной реализации выпускнику школы необходимо научиться быстро ориентироваться в потоках разнообразной информации, гибко реагировать на существенные изменения, систематически повышать свою квалификацию.
В новых социально-экономических условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности (Федеральный Закон РФ «Об образовании»). Ситуация, сложившаяся в российском образовании, ставит задачу по смене парадигмы образования с формирующей на развивающую. Закон РФ «Об образовании» предписывает в обучении ориентироваться на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
И сегодня создан инструмент, позволяющий эту задачу решить, то есть построить такое образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Таким инструментом являются инновационные технологии обучения.
Педагогическая технология обучения – это, с одной стороны, совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой – это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических и информационных средств. Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Совершенное владение педагогической технологией и есть педагогическое мастерство.
Более подробно остановимся на некоторых технологиях обучения.